Скрыть
Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его. Иудеею и Израилем называет здесь душу, познавшую Бога; потому что она есть истинная Иудея и истинный Израиль.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его

Ибо когда в одну ночь столько тысячь прияли смертоносный удар от ангела; тогда известным для всех соделался Бог всяческих, особенно промышляющий об Израиле и во Иудеи явивший Свое присутствие.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ведом во Иудеи Бог

Евреи говорят, что Бог известен одной Иудеи. Но как Бог говорит им чрез Иеремию: число богов твоих соразмерно числу городов твоих, Иуда, и числу путей Иерусалима; то из сего видно, что сей псалом не говорит здесь об иудее палестинской, но иудеею называет иудейские писания, то есть, Ветхий Завет, в котором известен Христос, как свидетельствуемый оным, так как и закон Моисеев и книги пророков прорекли о Христе. Притом и само богослужение законное было начертанием и тенью и предизображением Христа.

во Израили велие имя Его

И что не в одном только Израиле велико было имя Божие, но и у других, об этом так же говорит тот же Бог посредством пророка Малахии: так как от восток солнца до запад имя Твое славно у народов; потому что велико имя Мое у народов, говорит Господь Вседержитель (Мал. 1,11); также: а вы оскверняете оное (там же ст. 12). [Почему и Ориген, имея в виду сии слова, говорит: Под истинным же Израилем представляет народы. Итак, поелику сей псалом и cия песнь указывает на такого Израиля, у которого имя Божие прославляется; а оно прославляется у язычников, то сии народы собственно и называются Израилем. Слова Афанасия: иудеею здесь и Израилем называет душу познавшую Бога. Ибо она-то есть истинная Иудея и истинный Израиль]. И так из сего открывается, что Израилем здесь называет израильское Писание, то есть, древний завет, данный израильскому народу. Ибо в Писании говорится о великом и славном имени Христовом. А великий философ Максим Иудеею называет деятельное любомудрие, а Израилем – созерцательное: потому что Иудея, по переводу, значит исповедание грехов, которое есть начало деятельности, а Израиль – ум видящий Бога. Человек упражняющийся в деятельности знает Бога, что Он есть Судия дел каждого и потому очищает себя от страстей. А созерцатель, зрящий умом величия Божия, достойно величает Его. Можно, согласно с Евсевием, под Иудеею разуметь новосоставившуюся из язычников Церковь, которая, по исповедании прежних (ветхих) своих грехов (ибо иудея переводится: исповедание), познала истинного Бога. Та же самая Церковь есть и новый Израиль, как говорит и Павел: ибо не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно на плоти: но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце по духу, а не по букве (Рим. 2,28-29).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его

Пророк в начале псалма упоминает о Иудеи во-первых потому, что тамо наипаче Бог ведом был: ибо тамо и волю Свою людем открыл, и великия благодеяния народу Своему оказал, и тем возвеличил имя Свое. Во-вторых, потому, что во Иудеи находился преславный град Иерусалим, к которому наипаче относится благодеяние оное, во псалме сем описываемое: ведом во Иудеи Бог. Плотские Иудеи зело гордятся сими словами, но всуе. Бог ведом был во Иудеи тогда токмо, когда жили в ней Пророки, и когда народ имел послушание к ним. Равным образом велие имя Божие было во Израили тогда токмо, когда народ Израильский обрезывался не плотию токмо, но и сердцем: а когда отреклися они Божия Сына, Котораго все Пророки возвещали, и когда перестали быть народом Его, от того самаго времени Бог не ведом бысть во Иудеи, и во Израили, сущем по плоти, несть велие имя Его. Убо в церкви Христовой ведом Бог, и в людех Христианских велие имя Его. Ибо большая премудрость обретается во младенцах Христианских, нежели в великих мудрецах языческих, или учителях Израилевых.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его

Ведом особенно стал после поражения Ангелом 185 тысяч Ассириян. По св. Афанасию, «Иудеею и Израилем здесь называется душа, познавшая Бога».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его

Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли

«Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 2-3 Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его. И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе

Как бы в основание последующим своим словам псалмопевец предпоставляет два великие факта: а) что Бог издавна чудесным образом помогал Своему народу (ст. 2); б) что Иерусалим есть избранное Его местопребывание (ст. 3). Бог ведом был во всей Иудее, и имя Его славилось во всем Израиле, потому что Он так часто и такие великие совершил дела. В мире – перевод евр. Салем, которое справедливо считают древним именем Иерусалима. Здесь намеренно употреблено имя Салем – мир, так как Бог только что в отражении врагов показал, что этот город недоступен для войны и для разрушения, по справедливости есть Салем, город мира. В этом городе, на Сионе, Бог обещал навсегда (Пс. 67:17) обитать, и поэтому иудеи считали его неразрушимым.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его

Ведом значит «известен», или – «тот, кого знают»; во Израили, т.е. в израильском народе. Да, было время, когда Бог воспитывал народ Свой, как любящий Отец свое любимое чадо, непосредственно руководил им, посылал к нему пророков, творил для него великие чудеса, – и тогда можно было сказать, что ведом в Иудее Бог, и у Израиля велико имя Его, особенно же это могли говорить евреи, жившие при Давиде и Соломоне и при благочестивых царях иудейских, каков был в особенности Езекия, при котором Господь поразил чрез ангела 185 тысяч ассириян, но напрасно стали бы хвалиться, приписывая себе слова сии, евреи позднейших времен, которые навсегда лишились града Иерусалима и были изгнаны из своего отечества за то, что отреклись они от Сына Божия, Которого возвещали им все пророки. С тех пор так же, и еще более, ведом Бог и велие имя Его, только не в Иудее и не у плотского Израиля, а в Церкви Христовой, составившейся из разных стран и народов. По словам св. Афанасия Александрийского, Иудеею здесь и Израилем называется душа, «познавшая Бога. Ибо она и есть истинная Иудея и истинный Израиль» [3, с. 256].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible