Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись, и вострепетали бездны.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Видеша Тя воды, Боже, и убояшася. Когда же воды, увидев Его, убоялись? Не тогда ли, как запретил морю, и оно умолкло?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 17-19 «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны». «Множество шума вод». Во всем, Владыка, показал Ты силу Твою. Подверг казням Египтян, освободил народ Твой, явился на море, и разделилось море, и текучее естество стало сюду и сюду.
«Глас даша облацы, ибо стрелы Твоя преходят». «Глас грома Твоего в колеси». Симмах же перевел: звук издал ефир; потому что, как говорит история, подул сильный южный ветр, и разделилось море (Исх.14:21), а ветр раждается при сгущенном воздухе и составившихся облаках. Наказания Твои, говорит Пророк, подобно стрелам, пали на врагов. Ударами грома связал Ты колеса колесниц египетских. Сие показывает и история: «бысть в стражу утреннюю, и воззре Господь на полк египетский, и связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею» (Исх.14:24–25).
«Осветиша молния Твоя вселенную». Свет чудотворения, подобно молнии, протек целую вселенную.
«Подвижеся и трепетна бысть земля». Страха исполнились все, услышав о Твоем могуществе. Сие и Раав блудница сказала соглядатаям: «страх ваш и трепет ваш нападе на ны. Слышахом бо», как разделил «Господь Бог Чермное море пред лицем вашим» (Нав.2:9–10).
Евфимий Зигабен (†1118)
Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася.
Это слово о том чуде, которое случилось на Чермном море. Видели, говорит, неизъяснимым образом Тебя воды Чермного моря и, убоявшись силы Твоей, разделились надвое. Ибо написано, что Бог ходил впереди еврейского народа в столпе огненном и облачном: Бог водил их днем в столпи облачном, чтобы указывать им путь, а ночью в столпе огненном (Исх. 13,21).
Смятошася бездны.
От сильного, говорит, ветра, устремившегося на воды Чермного моря, возмутились безмерные глубины его.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Видеша тя воды, Боже, видеша тя воды и убояшася: смятошася бездны
Здесь вкратце упоминает о некоторых чудесах, содеянных мышцею Бога. Приписывает водам видение Бога в иносказательном разуме, показывая, что воды, будучи подвигнуты как бы сокровенным некоторым побуждением, повинулися повелению Его и дали свободный проход избранному народу. Бог сим чудом показал, что и неодушевленныя стихии всегда готовы повиноваться Ему. Ибо ни Чермное море, ни Иордан, обратя течение свое вспять, не переменили бы естества своего, ежели бы не возчувствовали Божией силы – не потому, аки бы были разумом и чувством одарены, но поелику Богу так угодно было. Слова, присовокупляемыя о безднах, ту же имеют силу, аки бы сказано было, что не одна токмо поверхность вод поражена была Божиим взором, но что сила Его проникла даже и до самых глубочайших бездн.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася
т.е. убоялись и вострепетали воды Чермного моря, – «явился на море, и разделилось море» (Бл. Феод.); св. Афанасий: «воды убоялись, когда Спаситель запретил морю и оно умолкло».
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды и убояшася: смятошася бездны
Упомянув об избавлении евреев от рабства египетского, псалмопевец говорит далее о тех чудесах, какие сотворил Бог при изведении народа еврейского из Египта. И прежде всего говорит о том чуде, какое произвел Бог в водах Чермного моря; причем, олицетворяя эти воды, приписывает им свойства одушевленных тварей. Получив повеление Творца, говорит он, воды увидели Самого Бога, повиновались Ему, выразили покорность Его силе и власти – убоялись; и не только на поверхности, но и в самой глубине, до самого дна моря произошло возмущение вод – смятошася, т.е. вострепетали бездны. Придавая изречениям сего стиха пророческий смысл, некоторые отцы Церкви видят в них указания на события из жизни Иисуса Христа, именно: увидели Господа Иисуса Христа воды Иордана и убоялись, когда Он восшел в них для того, чтобы креститься, на что мы имеем указание и в чине великого освящения воды на праздник Богоявления. А по словам св. Афанасия Александрийского, убоялись воды, когда Христос запретил морю, и оно укротилось, и настала великая тишина [3, с. 260].