Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 77:41
и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 40-41 Колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? и обратишася, и искусиша Бога, и святаго Израилева раздражиша
Пророк удивляется и безмерности и глубине нечестия иудеев, тому именно, что они не только многократно огорчали Бога, но что делали это в пустыне, где следовало бы им больше всего сокрушаться и взирать на небо, так как здесь никто не мог их ни обмануть, ни обольстить, что возможно в городах; что были высокомерны и прогневали Его в «безводной», где им, терпевшим жажду, следовало быть смиренными. Затем, и обратившись, они обратились не к благочестию, а к другому нечестию, потому что искушали Бога (а было безумием искушать всеведущего) и оскорбляли «Святого Израилева», то есть Христа, о котором и Исаия говорил: «кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый» (Ис.40:25), предвозвещая крест, потому что таким же образом указал на него и Христос.
Почему же они в пустыне не только раздражили Бога, т.е. Отца, но оскорбили и Святого Израилева, т.е. Сына? Потому, что камнем был сопутствовавши им Христос, а они не верили, может ли Он извести из камня и дать им воду, так что и Моисей говорил: «послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ.20:10) Поэтому-то Бог, разгневавшись на них, сказал: «за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою» и т.д. (Числ.20:12).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 40-41 «Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней?» «И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Исраилева раздражиша». Всем этим показывает Божие долготерпение. Подробнее же о каждом из сих событий можно дознать из истории, потому что Иудеи, то обоготворили тельца, то «причастишася Веелфегору» (Пс.105:28), а иногда помышляли похитить власть у великаго Моисея; насыщаясь манною, оставались неблагодарными; получив повеление занять обетованную землю, отговаривались страхом; и сверх сего делали тысячи других огорчений, о которых не будем упоминать, не желая продолжить слово.
Евфимий Зигабен (†1118)
И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша.
Выражение: обратишася принимается здесь в том смысле, что они от одного порока переходили к другому. Некоторые же толковники слово: искусиша изъясняют в смысле: причиняли скорбь. Под Святым же Израилевым разумеет самого Бога, как если бы сказал: достопоклоняемого и славимого Бога.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 40-41 Колькраты преогорчиша его в пустыни, прогневаша его в земли безводней? и обратишася, и искусиша Бога, и святаго Израилева раздражиша
Подтверждает предыдущее изречение, показывая, что Израильтяне, будучи в пустыне, безчисленными грехами раздражили Бога, так что тысящекратно надлежало бы им погибнуть, ежели бы Бог тысящекратно не был милостив к ним. А вопрос еще выразительнее изображает, что Израильтяне не полагали конца и меры грехам своим. Имя пустыни содержит в себе обстоятельство как места, так и времени. Откуду наипаче обличает Пророк, во-первых, неблагодарность Израильтян, потому что, имея в свежей памяти благодеяния, да еще и повседневно взирая на оныя, ни мало не хотели удержать себя в порядке; потом осуждает необузданное стремление к порокам, потому что в короткое время толико грехов соделали. В том же разуме вскоре за сим присовокупляет, что и вторично еще не устрашились искусить Бога. Ибо глагол, обратишася, не перемену на лучшее, но безпрерывную цепь грехов означает здесь. А преносным выражением заключения в пределы изображает, коль несносную обиду Богу наносят люди, искушающие Его. Он говорит, что когда народ по прихоти своей дерзнул предписывать Богу законы, то тем как бы свергнул Его с престола, заключил во узилище и безпредельную силу Его стеснил заклепами неверия.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Т.е. несмотря на все чудеса и благодеяния, явленные им Господом, снова обратились к тому же неверию, снова стали искушать или преогорчевать Бога. С Евр.: «И снова искушали Бога, и оскорбляли Святого Израилева».
Ириней (Орда), еп. (†1904)
и обратишася, и искусиша Бога, и святаго Израилева раздражиша
Показавши с 12-40, как предки ефремлян (израильтян в период судей) относились к Богу при исходе из Египта и во время странствования в пустыне, псалмист возвращается к самим ефремлянам и показывает, как они подражали своим предкам в вероломности к Богу. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 40–41 Колькраты преогорчиша его в пустыни, прогневаша его в земли безводней? И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Израилева раздражиша
В вопросительной форме пророк выражает здесь удивление тем, как многократно Господь щадил и прощал израильтян, несмотря на то, что они многократно и, можно сказать, постоянно оскорбляли и раздражали Его в пустыне (в земли безводней – то же, что и «в пустыни»); а Он не только прощал, но и благодетельствовал им. И несмотря на все чудеса Его и благодеяния, они снова обращались к тому же неверию и своим ожесточением в неверии снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева, т.е. Того, Который достоин самого высокого почитания и благоговения.