Скрыть
и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют

Под источниками пророк разумеет дождевую воду, так как по повелению Божию Моисей превратил в кровь всю воду, не только в источниках и реках, но и находившуюся в деревянных и камен­ных сосудах. А сделано было это для того, чтобы не подумали, будто Бог, почитаемый евреями, есть частная сила, а не Творец и Владыка всей природы. Язычники ведь приписывают своим богам только частные силы.

Беседы на псалмы. На псалом 77

Феодорит Кирский, блж. (†457)

и преложи в кровь реки их, и источники их, яко да не пиют

Ибо прежде всего не только речныя воды, но и скопившияся от дождей, превратил в кровь, томя жаждою прекословящих.

Евфимий Зигабен (†1118)

и преложи в кровь реки их

Это была первая египетская казнь. Реками называет реку Нил. Ибо только одна эта река орошала весь Египет. В другом месте мы уже говорили, что еврейскому языку свойственно употреблять множественное число вместо единственного. Некоторые же говорят, что выражение реки в множественном числе относится к ручьям вытекающим из Нила и названным реками по обилию своих вод. Слово: их относит к египтянам, показывая, что в Египте имел в виду египтян.

и источники их, яко да не пиют

Под источниками (дождями) разумеет такие места, в которых хранилась собранная дождей вода (цистерны). Некоторые же дождями в не собственному смысле называют источники.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 44-49 и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют. Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я: и даде рже плоды их, и труды их пругом. Уби градом винограды их и черничие их сланою: и предаде граду скоты их, и имение их огню. Посла на ня гнев ярости своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми

Пророк исчисляет здесь те чудеса, коими Бог засвидетельствовал силу Свою при изведении народа из Египта, но полагает их, не наблюдая порядка: понеже почел за довольное привесть на память одне токмо особенныя и известнейшия истории, которыя бы лучше могли открыть злобу и неблагодарность народа. Почему и нам нет нужды распространяться здесь: ибо повествование Моисеево яснее показывает все то, что здесь вкратце повторяется. Одно токмо то читатель заметить должен, что хотя Бог и другие народы часто наказывал за грехи градом и иными язвами, но то, что случилось во Египте, было чрезвычайное и никогда прежде не слыханное. Сего ради Пророк необыкновенными словами описывает сии ужасныя Божия казни, когда говорит: посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, наслание ангелов лютых. Таковое собрание слов относится к тому, дабы возбудить усыпленныя мысли к вниманию толиких чудес, коих и число и качество ощутительно и самым слепым. Наконец присовокупляет, что Бог правосудие сие произвел чрез Ангелов. Ибо хотя и небу и земле положил законы по Своей воли и весь чин природы так управляет, что всякая тварь знает свою должность, однако же, когда Ему угодно, употребляет и Ангелов, яко служителей ко исполнению Своих повелений, и то творит не обыкновенными или естественными средствами, но сокровенною и нам непостижимою силою. Впрочем под именем ангелов лютых можно разуметь как Ангелов добрых, которые нарицаются лютыми не по естеству своему, но по действу, понеже наказывают тех, которых Бог наказать хощет, так и ангелов злых, то есть бесов, которые собственно нарицаются лютыми, понеже суть злы и злую волю имеют. Ибо Бог и тех и других на службу Свою употребляет. Так, например, чрез Ангелов святых наказал Содомлян, а чрез ангелов злых поразил Иова, однако не с одним намерением: ибо тех на вечныя муки осудил, а сего вечно прославил.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют

С Евр.: «И превратил реки их и потоки их в кровь, чтоб они не могли пить».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют

Источники – дождевые воды (в цистернах).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 42–48 И не помянуша руки Его в день, в оньже избави я из руки оскорбляющаго: якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе: и преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют. Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я: и даде рже плоды их, и труды их пругом. Уби градом винограды их и черничие их сланою: и предаде граду скоты их, и имение их огню

Выражение: не помянуша руки Его значит то, что израильтяне не помнили, или не сознавали вполне власти и силы Божией и своей всецелой зависимости от Бога. Из руки оскорбляющаго – значит: «от власти фараона, царя Египетского». Знамения и чудеса – оба эти слова в Священном Писании означают одно и то же (см. Исх. 7:9), но можно усмотреть и некоторое логическое различие между ними: знамение (signification, или signum), как знак, или доказательство силы сверхъестественной, Божественной, а чудо (miraculum opus, или – ostentum, prodigium) как очевидное и дивное дело Божие и тоже – сверхъестественное предзнаменование. На поли Танеосе – в окрестностях столичного города Таниса (см. объяснение ст. 12). Пророк кратко перечисляет здесь те чудеса, которые Господь Бог совершил в египетской земле, близ города Таниса, пред исшествием евреев из Египта. Не признавая силы Божией, как бы так говорит он, израильтяне не помнили руки Его, забыли то время, или тот день, когда Бог избавил их от власти мучителя (оскорбляющаго) фараона, когда Он сотворил знамения в Египте и чудеса Свои на земле Таниса, – когда Он превратил воду в реках и во всех потоках в кровь, чтобы они не могли пить, – когда послал на египтян песиих мух (насекомых в виде ядовитого комара), чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их, – когда земные произрастения, плоды египтян, Господь отдал гусеницам и все плоды полевых работ их истребил саранчою (даде пругом), – когда виноград их побил градом и сикоморы (черничие – «дикую смоковницу») их заморозил льдом, – когда избил градом весь скот у египтян и все имение их, заключавшееся в стадах, предал огню от молний (Исх. гл. 7–10).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible