Скрыть
уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Путесотвори стезю гневу Своему. Даровав таинство Агнца, дал исход гневу Своему, чтобы миновал он народ Его и не коснулся совершивших таинство Его. Но, сохранив народ Свой тем, что дал исход гневу, Бог не пощаде от смерти душ их, то есть египтян, потому что предал их погубляющему.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи

Как? Оказывая в течение долгого времени снисхождение и долготерпение к тем, которые должны были подвергнуться этому гневу. «Проложил путь гневу Своему», чтобы показать, что наводит его справедливо и в надлежащее время на тех, кто не желает исправиться. Об этом свидетельствуют и дальнейшие слова: «и не пощадил от смерти души их». Пророк указывает причину, почему Бог не пощадил, каковою была их душевная смерть, т.е. грех. «Душа, – говорится, – согрешающая, та умрет» (Иез.18:4), и еще: «смерть грешников люта» (Пс.33:22). Вот почему и не пощадил; те, кто сами себя не пощадили, а пре­дали свою душу на смерть, естественно не получили пощады.

Беседы на псалмы. На псалом 77

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 50-51 «Путесотвори стезю гневу Своему»; то есть, человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом:

«И не пощаде от смерти душ их, и, скоты их в смерти заключи:» «И порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых». Ибо, увидев упорное их сердце, нещадно наслал на них казни, предав сперва гибели скот, а потом неожиданной смерти первородных. «Селениями» же «Хамовыми» назвал Египет; потому что сын Хамов – Месрем, а Месрем – Египет.

Евфимий Зигабен (†1118)

Путесотвори стезю гневу своему.

Дал, говорит, дорогу гневу своему, так чтобы этот гнев, прежде покоившийся за божественным милосердием, нашел путь к упорным египтянам. Или иначе: Указал путь ангелу, который имел избивать первенцев египетских, чтобы он не уклонился от назначенных границ. Этого ангела пророк называет гневом Божиим, как исполнителя гнева.

И не пощаде от смерти душ их.

Это десятая казнь. Не пощадил, говорит, от смерти, т. е. от умерщвления, или не пощадил, когда их убивал, а под душами их разумеет первенцев. Не пощадил же первенцев, потому что сказано было Богом Моисею: «и умрет всякий первенец в земли египетской от первенца Фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах и все первородное из скота» (Исх. 11, 5).

И скоты их в смерти заключи.

Это пятая казнь. «Погибнет, сказано, весь скот египетский, т. е. бывший на полях. Заключил же, т. е. схватил, так что не возможно было уйти, или же умертвил.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 50-51 Путесотвори стезю гневу своему, и не пощаде от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи: и порази всякое первородное в земли Египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых

Сими преносными словами, сотвори стезю гневу Своему, Пророк означает, что гнев Божий, на подобие стремительнаго и сильнаго потока, излился на весь Египет, дабы не оставить никакого извинения неблагодарному народу, когда и при толь преславных доказательствах Божия милости не восхотел повиноваться Богу. Наконец упоминает о последнем чуде, соделанном во Египте, когда Бог рукою Ангела своего в одну ночь избил всех первородных Египетских, коих по свойству Еврейскаго языка нарицает начатком силы. Ибо как родители чад с течением лет и сами текут к смерти, а в детях своих некоторым образом возраждаются и упадшия силы паки возставляют: сего ради имя силы прилично переносится к детям, а начатком оныя нарицаются первородные. А по переводу седьмидесяти толковников начатком трудов именуются потому, что родители хотя много трудятся в воспитании детей своих, но главный и первоначальный труд наипаче прилагают к первородным. По сей причине всякое первородное прилично также нарицается начатком трудов. Селениями Хамовыми нарицает домы Египтян, понеже Месраин, который дал сие имя Египту, был сын Хамов (Быт. 10:6).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Путесотвори стезю гневу Своемуи не пощади от смерти душ их

С Евр.: «Уровнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве». «Т.е. человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению» (Бл. Феод.). «Дал исход гневу Своему». Душ их, т.е. Египтян» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 49–51 Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми. Путесотвори стезю гневу Своему, и не пощади от смерти душ их, и скоты их в смерти заключи: и порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякого труда их в селениих Хамовых

Выражение гнев ярости означает высшую степень гнева Божия, излившегося на египтян, которое потому с еврейского переведено: «послал на них пламень гнева Своего». Слова ярость и гнев и скорбь означают: первое – негодование, как начало и/или первую степень гнева, второе – ярость, как высшую и сильнейшую степень его, и третье – бедствие (скорбь), как последствие посланного на египтян гнева Божия. «Яростию и гневом и скорбию пророк назвал, – по словам блж. Феодорита, – жестокие казни, а лютыми ангелами – служителей казни, лютостию именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. То же разумел и Симмах (один из древних переводчиков псалмов); ибо, вместо лютыми ангелы перевел: ангелами мучащими» [6, с. 374], т.е. что Господь послал казнь на египтян через добрых ангелов. В псалме дополнено то, о чем не досказано у Моисея (Исх. 12:29). Выражение: Путесотвори стезю гневу Своему – с еврейского переведено: «Уравнял стезю гневу Своему», т.е. отстранил с пути всякое препятствие (как например, Свое милосердие, любовь к людям), которое могло воспрепятствовать излиться гневу Его на египтян и не охранял (не пощади душ их от смерти). Душами называет жизнь тех египтян, которые обречены были на смерть. Ангелов Божиих, посланных для совершения казней, пророк называет гневом Божиим, как исполнителей сего гнева. Псалмопевец-пророк в речи своей, по-видимому, не следует тому порядку, в каком различные казни египтян описаны у Моисея, а потому, сказав о ниспослании на египтян сильного гнева Божия, повторяет опять то же об истреблении скотов египетских (и скоты их в смерти заключи), что уже выше (в ст. 48) сказал, именно, – что скот их предал Господь Бог моровой язве. Словами 50-го стиха пророк указывает, без сомнения, на ту казнь, которою одновременно поразил Господь и «людей и скотов» (Исх. 9:25). А далее, в 51-м стихе, говорит уже о десятой и последней казни, об истреблении первенцев (всякое первородное) в земле египетской, причем первенцев у людей, для отличия от первенцев у животных, называет начатком всякаго труда их, что в переводе с еврейского названо «начатками сил». В перворожденных сыновьях заключается надежда на дальнейшее продолжение рода; они потому и составляют основание, или силу, всякой семьи и целого народа. По другим, начаток означает самое лучшее, самое дорогое. А трудом, говорит Зигабен, называет имущество их, как приобретенное трудом, дети составляют также приобретение (см. Быт. 4:1) [7, с. 626]. Селениями Хамовыми названы здесь жилища египтян, или вся земля египетская (Пс. 104:23, 27; Пс. 105:22): Египет у евреев Мицраим, а Мицраим, основатель Египта, был сын Хама, сына Ноева. Таким образом, вся речь пророка, обращенная к израильтянам и, в частности, к ефремлянам, показывает, как они подражали своим предкам, исшедшим из Египта, в грубой непокорности к Богу и в вероломных отношениях к Нему, как забыли о чудесных казнях, сопровождавших милостивое избавление их Богом от руки гонителя фараона, как Господь послал на египтян пламень гнева Своего и негодование, и ярость, и бедствие, посольство ангелов-мучителей, как уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве, как поразил всякого первенца в Египте, начатки сил (от человека до скота) в шатрах Хамовых, или, что то же, в домах египтян.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible