Скрыть
отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их. Как отцы их в пустыне, отрекшись от Избавителя, сделали себе тельца, так и они, оставив Бога, поставили опять юниц и приносят им жертвы.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 57-58 и отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен: и прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его

От поколения, бывшего в пустыни, пророк переходит к последую­щим, указывая на нравы, которые передали им отцы их. Что же они отвергли? Завет с Богом, который заключили они чрез Моисея на горе Синайской, и чрез Иисуса Навина в земле обетованной, когда ее заняли. Они не пребыли ему верными, а превратились в неверный лук; и как этот последний не может уже правильно пустить стрелу, так точно и развращенный народ иудейский был не в состоянии жить благочестиво. Он прогневлял Бога высотами своими и возбуж­дал ревность Его своими истуканами. Это значит не то, что Бог возбуждается ревностью в отношении к бесчувственным и бездуш­ным идолам или демонам, а то, что Он, желая нашего спасения, рев­нует о нас, подобно тому, как отец ревнует о детях, или же­них о невесте.

Беседы на псалмы. На псалом 77

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их». Подражали злобе отцев, и видев наказание их, даже и тем не воспользовались.

«Превратишася в лук развращен». Искусно уготованный лук пущенныя с него стрелы отправляет прямо в цель. А если лук как-либо искривлен; то не может дать прямаго направления пущенным стрелам. Посему и они, утратив правоту ума, не воспользовались, как должно, божественными благодеяниями, что могло служить к пользе, обратили то в повод ко вреду.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 56-57 И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и свидений Его не сохраниша; и отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их.

Вошедшие в землю обетования были сыновья тех, трупы которых, как мы сказали выше, пали в пустыне. Потомки их также искушали и огорчали Господа, как написано в книге Судей: «восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю; тогда стали сыны Израилевы делать злое перед очами Господа, и стали служить Ваалам» (Суд. 11,10-11). Под свидениями же разумеет божественные свидетельства. Отвратились же они от Бога и отреклись от Него, подражая своим предкам, сделавшим тельца в пустыни.

Превратишася в лук развращен.

Обратились от благочестия к нечестию, как кривой лук. Предлог в поставлен вместо союза как. Ибо как кривой лук не верно направляет к цели свои стрелы, так и развращенный ум их не следует верно божественным мыслям.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 56-58 И искусиша и преогорчиша Бога вышняго, и свидений его не сохраниша: и отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен: и прогневаша его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша его

Здесь паки укоряет Израильтян за то, что будучи толико облагодетельствованы, не преставали противиться Богу, паче же по жестокости своей и совсем свергли с себя иго повиновения. Что значит глагол искусиша, о том сказали мы выше. Но Пророк присовокупляет к тому еще общий глагол, преогорчиша, потом, и свидений Его не сохраниша. А сими последними словами яснее открывает явную и самую грубую непокорность Израильтян, которые, ведая совершенно обязанность свою, да еще и закон имея в руках своих, отреклися повиноваться Богу. Ибо свидением закон нарицает здесь, поелику Бог на сем основании обязался с народом оным, так как и люди на известных законах соглашаются между собою. Но все противное вышло. Бог усыновляет его Себе: но народ, презрев благоволение Его, добровольно отрекается. Бог собирает его под криле Свои, но народ легкомысленно стремится к разсеянию. Бог обещает ему быть вместо отца, но народ не хощет быть сыном. Бог показывает ему путь спасения, но народ, заблуждая, самопроизвольно подвергает себя погибели. Отсюду Пророк заключает, что народ сей во все времена и веки был нечестив и зол. Но здесь паки заметить должно, что и потомки его ни за какое беззаконие так строго не осуждаются, как за то, что весьма подобны были отцам своим, дабы никто безумно, подражая им, не защищал себя примером их, так как бы имел справедливый предлог к извинению. Потом весьма приличным подобием, которое употребляет и Осия (Ос. 7:16), изображает легкомыслие их. Якоже бо стрельцы, стреляющие из слабых и худо натянутых луков, часто ошибаются, так и о них Пророк глаголет: превратишася в лук развращен, то есть, сделались подобны испорченному луку, который не туда мещет стрелы, куда бы метать надлежало; или просто, пошли косвенным, а не прямым путем, дабы уклониться от Бога, и не быть под рукою Его. Наконец и образ уклонения или отступления износит на среду, глаголя: и прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его, которыми словами ясно свидетельствует, что Израильтяне явно отступили от веры и от повиновения Богу. Ибо будучи совершенно уверены, что где нет Божия слова, там нет и истиннаго Богослужения, презрели закон и устремились к идолам. Таковый плод всегда производит презрение закона, и те, кои лучше хотят последовать своим мудрованиям, нежели покоряться Богу, обыкновенно впадают в нечестие, или по крайней мере в грубое суеверие.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

и отвратишася, и отвергошося, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен

Превратишася в лук развращен – в лук кривой. Как лук искривленный не может дать правильного направления пущенным стрелами, так и Евреи, «утратив правоту ума, не воспользовались, как должно, Бож. благодеяниями; что могло служить к их пользе, то обратили в повод ко вреду» (Бл. Феод.). С Евр.: «Отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук». Под. Ос. 7:16; Иер. 9:3.

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

и отвратишася и отвергошася, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен

Подобно своим отцам, они вероломно оставили Бога, огорчили Его идолопоклонством. Превратишася в лук развращен – они отвращались от Бога, своей цели, и уподоблялись испорченному луку, которым нельзя попасть в цель. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 56–58 И искусиша и преогорчиша Бога Вышняго, и сведений Его не сохраниша: и отвратишася, и отвергошося, якоже и отцы их: превратишася в лук развращен: и прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его

Вошедшие в Ханаанскую землю и поселившиеся в ней израильтяне были не лучше отцев своих, которые искушали и раздражали Бога в пустыне, за что они и получили должную казнь: все они преданы были смерти в пустыне, не увидав земли обетованной. И эти сыновья и потомки их также искушали и огорчали Господа Бога Всевышнего и уставов Его (свидений Его) не сохраняли: стали делать злое перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам и другим богам разных языческих народов (Суд. 10:6); как отцы их поступали, так и они, – отвратились от Бога и отреклись от Него, подобно своим предкам, сделавшим тельца в пустыне. Как кривой испорченный (развращен) лук не может направлять стрелы в цель, так и развращенный ум их не последует Божественному закону и обращается от благочестия к беззаконию и нечестию. Войдя в общение и дружбу с соседними языческими народами, они стали подражать их злочестию, совершать жертвоприношения на холмах и держать у себя изваянных идолов (истуканных своих): «огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его» (по пер. с евр.).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible