Скрыть
Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля. Израильтяне преданы в неоднократный плен.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля

Но разве Бог когда не слышит? И какая нужда в слухе для Того, Кто знает наши помыслы? Но теперь, говорится, Он услышал, потому что не оста­вил дела без внимания, а возбудился, и тем показал, что слышит. Что же сделал Он, когда услышал? Он не навел казни, а пре­зрел; быть же презренным от Бога – тяжелее всякого наказания, потому что Его только одним оком мы и спасаемся.

Беседы на псалмы. На псалом 77

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Слыша Бог и презре». То есть, молящихся не удостоил Своего промышления. Но яснее показывает это история Судей; потому что Бог предавал их, то Амоннитянам, то Моавитянам, иногда же Мадианитянам и Филистимлянам, наказывая за нечестие.

«И уничижи зело Исраиля». Так пресловутый народ, чудесно освобожденный от египетскаго рабства, который «море виде и побеже, и Иордань возвратися вспять» (Пс.113:3), – сей самый народ легко преодолевали соседи.

Евфимий Зигабен (†1118)

Слыша Бог и презре.

Слышал Бог голос их, т. е. голос нечестия их, как слышал голос крови Авеля и вопль Содомский и Гоморрский. Самые грехи их взывали к Богу о наказании совершителей их. Не редко в ветхом завете Бог изображается слышащим в значении, что Он подвинулся к отмщению. Презре, т. е. отвратился от них.

И уничижи зело Израиля.

Обесчестил и сделал достойным презрения. Ибо в разные времена и разным народам предавал их в плен, как повествуется в книге Судей.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 59-61 Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля: и отрину скинию Силомскую, селение еже вселися в человецех: и предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов

Здесь паки показывает Пророк, что Бог, видя народ необузданно стремящийся ко грехам, и не без поругания употребляющий во зло долготерпение Его, наконец строго наказал презрителей Своих. Подобие, которое берет от судей земных, часто встречается в Писании, которое приписывая Богу слышание, не то разумеет, аки бы Он имел нужду в изследовании; но поелику не скоро и не безразсудно к судам Своим приступает, дабы не возмнил кто, что Он скоропоспешен. Сущность слов такая, что народ, продолжая беззакония свои, вышел за пределы, так что вопль его восшел на небо. Важность вины его доказывает самая тяжесть наказания. Ибо Пророк, рекши, что Израиль, котораго Бог толико любил, сделался мерзок Ему, присовокупляет, что за то лишен присутствия Божия, которое составляло все его благополучие, а в несчастных обстоятельствах единственное утешение. Сие омерзение или отвращение Бога от Израиля состояло в том, что Он попустил иноплеменникам Ковчег Завета похитить, так как бы он преселяся от Иудеи в чужое место, совсем простился с народом. И хотя известно, что Бог не был привязан к видимому знаку, но поелику в знамение союза Своего с народом сей залог дал, то чрез отъятие онаго хотел засвидетельствовать народу, что и Он от него отходит. А как Ковчег долгое время находился в Силоме, и Филистимляне тамо взяли его в плен (1Цар. 4:4), сего ради нарицается скиниею Силомскою, а самый Силом жилищем Божиим. Из сего явствует, колико Израильский народ грехами своими раздражил Бога, когда Он принужден был оставить и то место, которое Сам избрал. В следующем стихе то же самое продолжает, глаголя: и предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов. Где как крепостию, так и добротою нарицает тот же Ковчег Завета, коего присутствие делало сынов Израилевых доселе страшными и непобедимыми от врагов. Да и никакая другая вещь так не украшала царство Израилево, как сей Ковчег Завета, не ради злата, которым он обложен был, но ради невидимаго присутствия Божия, как уже сказано. Впрочем не должно думать, аки бы Филистимляне, пленивши Кивот Господень, Самого Бога взяли в плен: но Пророк просто разумеет, что Израильтяне, лишившись Божия покровительства, преданы были во власть врагов, подобно воинству, которое по пленении военачальника бывает подвержено поражению.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля

С Евр.: «Услышал Бог, и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля

Но Бог за это глубоко уничижил Израиля (как нередко было в период Судей) особенно в последнее время, оставил свое прежнее жилище в Силоме, в области более всего виновных ефремлян, кивот завета отдал во власть врага, допустил своему народу терпеть величайшее поражение и дойти до самого печального положения. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 59–62 Слыша Бог и презре, и уничижи зело Израиля: и отрину скинию Силомскую, селение еже вселися в человецех: и предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов: и затвори во оружии люди своя и достояние свое презре

Выражение: слыша Бог – человекообразное, означающее то же, что: «дошел слух о нечестии израильтян до Бога»; и презре значит «он выразил презрение, негодование»; и уничижи зело – то же, что «подверг крайнему унижению и посрамлению». Здесь пророк упоминает о том печальном событии в жизни израильского народа, когда этот народ, долго пренебрегавший благодеяниями Бога и Его неизреченным долготерпением к его беззакониям, был наказан не только поражением от врагов, воевавших против него, но и тем, что Господь попустил иноплеменникам (филистимлянам) взять в плен ковчег Завета, эту святыню народа, которая долгое время находилась в городе Силоме, в участке колена Ефремова, – отчего и скиния, в которой пребывал ковчег Завета, названа здесь Силомскою (1Цар. 4). Хотя Бог не ограничивается каким-либо пространством и местом как невместимый и вездесущий, но Он дал евреям, в знамение Завета, или союза Своего с этим народом, кивот Завета, как бы Свое жилище, селение Свое, в котором жил Он между людьми (еже вселися в человецех). А теперь, чтобы показать глубокое презрение к сему народу и отвращение Свое от него, Он предал в плен эту крепость народа, на которую последний надеялся, как на непоколебимую твердыню, и которая охраняла его, во многих случаях, от бед. Тогда вместе с пленением кивота Господня, этой крепости израильтян, отошла от них и слава (доброта) их в руки врагов, тогда с великою горестью говорили они: «Преселися слава от Израиля, яко взятся кивот Господень» (1Цар. 4:21). Тогда Господь предал под меч народ свой (затвори во оружии люди своя), т.е. попустил филистимлянам окружить и погубить евреев, и достояние свое, или – что то же – наследие свое (народ еврейский) презре, т.е. отверг с негодованием.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible