Скрыть
Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина

Следовательно, не вышеуказанные: меч, огонь и лишение сострадания – были наказанием, а грехи, для отмщения которых восстал Бог. Он пробудился подобно спящему, т.е. положил конец Своему долготер­пению, как бы сну, которое было столь велико, что принималось за опьянение. Какое опьянение? Опьянение, которое случается с силь­ными людьми от вина, в силу чего они на некоторое время становятся неспособными к деятельности, но пробудившись от сна бы­вают еще более ревностными. Так точно и Бог, как верим мы, после долготерпения будет еще решительнее в отношении к тем, кто не чувствовал Его долготерпения.

Беседы на псалмы. На псалом 77

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 65-66 «И воста яко спя Господь». Впрочем ,подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося.

«Яко силен и шумен от вина:» «И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им». Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история (1Цар.5:9). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: «порази враги Своя вспять», означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение; а шумом от вина – негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него.

Евфимий Зигабен (†1118)

И воста яко спя Господь.

Как спящий, когда просыпается, прогоняет сон, так и Бог, хотя поздно, восстает на помощь кивоту и народу. Ибо достаточно наказал их. Проснулось оное долгoтepпениe, по которому враги могли причинять им столько бедствий.

Яко силен и шумен от вина.

Здесь объяснение предыдущего стиха. Бог, говорит, так востал, как сильный человек, охмелевший от вина, т. е. с возбужденными силами, как у человека, подкрепившегося сном или вином.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 65-66 И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: и порази враги своя вспять, поношение вечное даде им

Некоторые мнят, что слова сии сказаны о Израильтянах, а другие разумеют о врагах их. Ежели кому нравится первое мнение, то не дивно, что Израильтяне нарицаются врагами Божиими: ибо так и у Исаии сказано о них: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя, и суд врагом Моим сотворю (Ис. 1:24). Но понеже Пророки, говоря о Израильтянах, учение свое заимствуют от Моисея, да и самыя слова сообразуют мыслям его, то не меньше достоверно мнение и тех, кои место сие толкуют о Филистимлянах, тем паче, что Пророк повесть сию заимствовал из песни Моисеевой, где он говорит, что Бог не так наказывал народ Свой, чтоб купно не усмирял и врагов Своих (Втор. 32:27). Между тем Пророк показывает и то, что Бог, будучи убежден крайностию, приступил к толь тяжкому наказанию Израильтян: ибо после, наказав Филистимлян, ясно доказал, что Он помнит тот завет, который учинил с ними, хотя и казалося им, что Он забыл его. А хотя некоторым образом на время и присоединился к Филистимлянам, однако не хотел совсем отринуть и любовь к сынам Авраамовым, дабы не остался тщетен завет Его. Подобие, взятое от пиянаго человека, хотя и непристойно Богу, однако не без причины положено. Ибо относится к стыду народа, который ежели бы имел всегда чистый и трезвый разум, то Бог никогда бы не переменил Своего вида и не принял бы на Себя чужаго лица. Но к сему понудило Его пиянство народа, то есть, безумие, которое превратило Израиля в пияных людей и подвергло величайшему стыду. Что же касается до Бога, то сие подобие ничем не уменьшает славы Его. Он является спящим, когда в бедствиях наших не скоро подает нам помощь. Сия медленность безумным людям кажется в Боге крепким сном. Но Пророк говорит, что Он пробуждается скоро, и во мгновение возносит руку Свою, подобно крепкому исполину, который приуготовляяся на брань, кратким довольствуется сном. Следующия слова, и порази враги Своя вспять, многие относят к поражению Филистимлян, чему согласует и имя вечнаго поношения. Ибо срамная болезнь оная, на задних частях тела приключившаяся, была для них зело поносна (1Цар. 5:9).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина

С Евр.: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином». Т.е. Господь с величайшею силою устремился на врагов, как исполин упоенный и воодушевленный вином, и как человек, восставший от сна с свежими силами.

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 65–66 И воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им

Господь Бог сравнивается здесь с человеком спящим, который, освежившись крепким сном, встает с свежими силами, а также с человеком, напившимся вина и от того находящимся в возбужденном состоянии. Достаточно наказав израильтян попущением на них жестокого поражения от руки филистимлян, Господь востал как бы от сна и с великою силою устремился на врагов Израиля, как человек, упоенный вином, и как человек, воставший от сна с свежими силами. Хотя филистимляне были врагами израильтян, но они, взяв в плен святыню Израиля – ковчег Завета Господня, тем самым причинили оскорбление Господу и сделались Его врагами, на которых Он теперь востал и которых жестоко наказал: порази враги Своя вспять, т.е. «поразил врагов Его в тыл, вечному сраму (поношение) предал их» (по пер. с евр.). Под поношением разумеется здесь известная болезнь на седалищах (1Цар. 5:9), коей Господь поразил филистимлян за пленение кивота, т.е. те раны, которые они имели на задних частях тела, а «словами порази вспять, – по словам блж. Феодорита, – пророк означает, более приличными словами, ту часть тела, которой нанесена язва» [6, с. 377].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible