Скрыть
возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И не забудут дел Божиих. Возвестят им то, по чему возмогут они единственным своим упованием признавать Бога.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили, елика заповеда отцем нашым сказати я сыновом своим, яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим: да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут

Какое «откровение»? Или, когда? Когда Бог боролся с ним при потоке Иакова, а несомненно, что боролся Бог в образе человека и признал себя побежденным Иаковом, когда сказал: «отпусти Меня, ибо взошла заря» (Быт. 32:26) на что Иаков ответил: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Вот это чудное явление и есть свидетельство, ко­торое дал Христос в напоминание Своего богоявления по плоти.

«И закон положил в Израиле: что заповедал отцам нашим, то (они должны) передавать сыновьям своим». Для того, говорит он, положил закон во Израиле, хотя и знал, что израильтяне будут преступать и нарушать постановления, чтобы сделать известным сыновьям своим (каковые суть обратившиеся, как мы сказали, из язычников), что заповедал отцам нашим. Ради нас, следовательно, народ иудейский получил закон, потому что мы соблюдаем этот закон по духу и соответ­ственно с целью Законодателя. Еще яснее указывают на это сле­дующие слова: «да знает род иной, сыновья, имеющие родиться, и восстанут, и поведают о сем сыновьям своим». Какой род? «сыновья, имеющие родиться». Видишь ли, что пророк говорит о язычниках? В то время они еще не родились для истинного богопочтения, но имели родиться чрез крещение, почему и называются справедливо сынами, имеющими родиться. Так как они пали чрез идолослужение, то пророк хорошо предрекает их восстание чрез веру во Христа: «и восстанут, и поведают о сем сыновьям своим, дабы возлагали на Бога надежду свою, и не забывали дел Божиих, и заповедей Его искали». Вот истинное ведение о Боге, – передавать это ведение и другим и рождать себе сынов чрез научение заповедям. Это и делают уве­ровавшие во Христа, потому что они никому не завидуют в богопо­знании, и те, которые раньше уверовали, не хотят преграждать путь другим, но убеждают иметь надежду на Бога, не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его. Это проповедуется каждый день Цер­ковью всем – и своим и чужим; здесь Павел вещает всем без различия полов: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Не так поступали книжники и фарисеи, которые взяли ключ разумения и никому не дозволяли войти. На это указал Христос, когда возвещал им горе (Мф.23:13; Лк.11:52).

Беседы на псалмы. На псалом 77

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел» Божих, и заповеди Его взыщут». Дознав Божию силу, дознав, как не трудно Богу творить всякое благо, приобретут твердое упование на Него, и будут следовать постановленным от Него законам.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да положат на Бога упование свое.

Чтобы, говорит, позднейшие, узнав из сего рассказа, что Бог обещал сделать уповающим на Него, возложили всю свою надежду на Бога.

И не забудут дел Божиих и заповеди Его взыщут.

Чтобы, говорит, позднейшие, воспоминая прародительские сии рассказы, не забыли дел Божиих, которые выше назвал силами и чудесами Божиими, и взыскали, то есть, последовали заповедям Его, потому что кто ищет чего либо, тот следует за сим. Родом другим могут быть и христиане, которые знают все ветхозаветные повествования и чудеса Божии.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 7-8 да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди его взыщут: да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего и не увери с Богом духа своего

Дает причину, чего ради предал Бог вышереченный закон народу Своему, и заповедал, дабы родители учили оному детей, а дети внуков. Оная состояла в том, чтоб сынове Израилевы не уповали на богов чужих, и не кланялися идолам языческим, к чему они весьма склонны были, но почитали бы единаго истиннаго Бога, законоположника своего, и на Него единаго надеялися; чтоб никогда не забывали чудных дел Божиих, которыя сотворил Он во время избавления их от работы Фараоновой; чтоб прилежно изыскивали, чего Бог хощет от них, и то бы делом исполняли; чтоб, наконец, не последовали неблагодарности и неверию предков своих, кои, быв всячески облагодетельствованы Богом, явились пред Ним неблагодарны и неверны. Ибо и во Египте будучи, с великим трудом могли быть убеждены, чтоб поверить Моисею, и по исшествии из Египта часто не хотели покоряться не токмо Моисею, но и самому Богу. По сих всех не токмо не исправились, но еще горшему предалися нечестию, отступя от Бога, и поклоняся тельцам златым, как повествует Священная история на многих местах.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут

С Евр.: «Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его».

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–8 Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут: да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего и не увери с Богом духа своего

В этих стихах выражены цель и намерение, с которыми заповедано было отцам-родоначальникам еврейского народа, чтобы они передавали из рода в род сведения о чудных делах Божиих. Цель эта состоит в том, чтобы сыны Израилевы почитали Единого истинного Бога, законоположника своего, и на Него единого возлагали все упование свое; чтобы не забывали тех чудесных дел Божиих, которые Он сотворил во время избавления их от работы фараона Египетского, – чтобы с особенным тщанием изыскивали, чего Бог хочет и требует от них и старались усердно исполнять все заповеди Его, чтобы не подражали своим отцам, которые, забывая истинного Бога, уповали на богов чужих и предавались идолопоклонству, – чтобы не уподоблялись тем предкам своим, которые были строптивы и мятежны (род строптив и преогорчеваяй), которые, не доверяя обетованиям Божиим, возмущались и роптали на Моисея и на Бога, которые, быв всячески облагодетельствованы Богом, являлись пред Ним неблагодарными и неверными, чем постоянно преогорчевали Господа Бога, – чтобы позднейшие потомки прежних вероломных отцов не уподоблялись тому строптивому и неблагодарному роду, который, впадал в заблуждения, не исправлял своего развращенного сердца, и, вместо того, чтобы твердо пребывать в правой вере, духом не был верен Богу, предаваясь сомнениям не только относительно слов и обетований Его, но и как бы не видя очевидных и чудных дел Его.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible