Скрыть
Бо́же, прiидо́ша язы́цы въ достоя́нiе Твое́, оскверни́ша хра́мъ святы́й Тво́й,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Псалом Асафу

Содержание: Пророк воспевает этот псалом над истребленными горькою смертью во времена Антиоховы, и в молитве своей просить Бога отметить за избение народа и обратить бедствия на тех, кем причинены они израильтянам.

Ст. 1-2 Боже, npиидоша языцы в достояние Твое. Ибо Антиох со множеством народов вошел в Иерусалим и сжег Божественный храм. Оскверниша храм святый Твой. Вот, говорит, иные возобладали Твоим достоянием, и Тебе принадлежащее — во власти иноплеменников. Положиша Иерусалим, яко овощное хранилище, то есть из камней сложенное жилище, в котором помещается стерегущий овощи.

Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным. По чрезмерности бесчеловечия враги не позволяли сродникам погребать мертвых. Плоти преподобных Твоих зверем земным. Ибо не преподобны ли пролившие кровь свою за сохранение Закона, каковы были Маккавеи?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой

Надписание пророчества понятно; поэтому обратимся к истол­кованию псалма. В нем содержится не порицание язычникам, как некоторые думают, а пророчество о том, что случится с иудеями, когда их наследие получат язычники. «Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святой Твой«. Это случилось с иудеями, когда Иерусалим взят был ассирийцами, потом македо­нянами, и, наконец, римлянами. Так как это понятно, то обратимся к духовному смыслу пророчества. Когда язычники вошли в наследие иудеев, т.е. получили богопознание, – потому что в этом и заклю­чается древний удел иудеев, как об этом и говорил им Моисей во Второзаконии: «тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6), – тогда они осквернили святой их храм, находившийся в древнем Иерусалиме, – не в том смысле, что сами оказались виновниками осквернения, а в том, что обнаружили скры­вавшееся осквернение храма, которое вносили своим нечестием священнодействовавшие в нем. Подобно тому, как священник, посмо­тревший на предполагаемую проказу и по расследовании объявивший болезнь, делает заболевшего, как говорят, нечистым, не потому, чтобы он причинял осквернение (это не свойственно священнику), а потому, что он объявил больного действительно зараженным, так точно сделали тоже с иудеями язычники. Оправдание последних ли­шило святости первых, и непослушание древнего народа стало оче­виднее чрез послушание нового.

Беседы на псалмы. На псалом 78

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Псалом Асафу». Пророческое слово предвозвещает неистовство Антиоха, по прозванию Епифана, против народа иудейскаго, предвещание же сие излагает в виде молитвы, какую принесут тогда благочестивые, не одержавшие еще победы, но обуреваемые бедствиями.

«Боже приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой». Благодать Духа премудро научила так начать молитву свою борющихся с такими жестокими бедствиями. Ибо прежде всего изобразили они, не собственныя свои страдания, но нечестивое поругание божественнаго храма; тогда как храм ни в чем не погрешил против Божия закона. «Языцы», сказано, живущие в злочестии и беззаконии, возобладали достоянием Твоим, потому что осмелились войдти в святилище храма Твоего; не только олтарями, но и жертвами бесовскими, осквернили святое Твое.

Евфимий Зигабен (†1118)

Псалом Асафу

Об Асафе, говорено было выше. В этом псалме предсказывается о жестокости Антиоха Епифана к иудеям. Произнесен же он от лица благочестивейших из иудеев.

Боже, приидоша языцы в достояние Твое.

О достоянии мы говорили в предыдущем псалме. Под языками же разумеет Македонян и их соучастников.

Оскверниша храм святый Твой.

Осквернили, говорит, вступая в него нечистыми ногами, принося там в жертву свиней, поставляя идолов и другими мерзостями.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 1-2 Псалом Асафу. Боже, приидоша язы́цы в достояние твое, оскверниша храм святый твой, положиша Иерусалим яко овощное хранилище

Надписание и содержание: в сем псалме оплакивает Пророк бедствие, приключившееся Иудеям при Антиохе и при иных царех, бывших во времена Маккавеев, как согласно толкуют древние Отцы и многие из новейших: да и сам творец первыя книги Маккавейския, в главе 7, приводит сей псалом яко пророчество, бывшее о тех бедствиях. Впрочем, можно сей же самый псалом приложить и к гонениям, бывшим после на Церковь от царей языческих.

Пророк беседует к Богу и в лице людей Его жалуется о опустошении храма и града. Обращает же слово к Богу не того ради, дабы научить Его аки неведящаго, но дабы воспоминанием сим самого себя подвигнуть к теплейшей молитве. Боже, глаголет: приидоша язы́цы в достояние Твое, то есть: в тот град и в ту землю, которую Ты из всея вселенныя в собственное наследие избрал. Потом изъясняя, чего ради пришли язы́цы в достояние Божие, глаголет: оскверниша храм святый Твой, то есть: пришли осквернить храм Твой святый, который и в самом деле, под предводительством царя своего Антиоха осквернили (1Мак. 1). Тогда бо и идол поставлен был во храме, и олтари осквернены, и кумирам жертвы приносимы были, а престольный град Иерусалим так опустошен, что стал подобен быть пустому шалашу, каковы бывают те, которые устрояются для хранения плодов в садах или в виноградах. О сем происшествии, случившемся при Антиохе, свидетельствует первая книга Маккавеев (1Мак. 3:45), где сказано, что Иерусалим бе необитаем аки пустыня.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой

Приидоша язы́цы в достояние Твое, т.е. в Иудею, в Иерусалим, оскверниша храм тем, что дерзали входить в самое святилище, как напр. сделал это Антиох Епифан; или ставили в храме идолов, как это было при том же Антиохе, также при Тите и Веспасиане.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой,

Этот псалом, как и 73, написан после взятия Иерусалима Навуходоносором и после опустошения им земли Иудейской. Храм здесь представляется оскверненным, Иерусалим - в развалинах (ст. 1), всюду лежат непогребенные трупы убитых евреев (ст. 2), которые сделались посмешищем в глазах соседних народов (ст. 4). Писателем был один из потомков Асафа прозорливца.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой

Подобно псалму 73-му и родственный с ним по языку и содержанию псалом 78 написан спустя несколько времени после разрушения Иерусалима халдеями. Псалмопевец в своей молитве яркими красками изображает страшные бедствия, разразившиеся над народом Божиим; – св. земля находится во власти врага, храм разрушен, город представляет кучу развалин. В достояние – в землю, которую Он по преимуществу избрал в свою собственность (Лев. 25:23). Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Псалом Асафу

Псалом Асафу – есть то же, что и в псалмах 49, 72 и некоторых других. И так как указанные два псалма, не без основания, приписываются пророку Асафу, современнику Давида, как составителю их, – о сем псалме, судя по содержанию его, нельзя сказать того же. По содержанию и языку он имеет большое сходство с псалмом 73 и представляет горестную и жалобную молитву над развалинами Иерусалима. В этой молитве псалмопевец яркими красками изображает страшные бедствия, разразившиеся над народом Божиим, и от лица сего народа жалуется Богу на опустошение храма и города. Боже, говорит он, пришли язычники в страну, составляющую достояние Твое, и осквернили храм Твой; город Иерусалим они обратили в кучу камней, избили рабов Твоих и трупы их отдали на съедение птицам небесным и зверям земным, пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их (ст. 1–4). И что всего хуже, соседние народы с злорадством посмеиваются такой участи, постигшей Израиля. Во всем этом виден гнев Божий, который столь сильно разразился над народом Божиим, что ему угрожало, по-видимому, окончательное истребление (ст. 4–5). Представляя такое безотрадное состояние сего народа, пророк умоляет Господа Бога обратить этот гнев Его, – на тех язычников, которые так жестоко поступили с Израилем (ст. 6–7); просит также, чтобы Господь забыл грехи Своего народа и скоро явил бы Свою помощь в его необычайных бедствиях, потому что сего требует слава имени Его в отношении к язычникам, которые в противном случае могли бы представлять Бога Израилева бессильным оказывать помощь и защиту Своему достоянию (ст. 8–10). Далее псалмопевец просит об отмщении язычникам за то поношение, которым они поносили Господа Бога, причиняя жестокие оскорбления достоянию Его, чтобы Господь воздал им седмерицею и чрез то опять-таки явил помощь Своему народу, который тогда будет прославлять Его (ст. 11-13). Здесь, очевидно, идет речь, как и в 73-м псалме, об опустошении Иерусалима и вообще страны Иудейской халдеями при Навуходоносоре, царе вавилонском. А потому и составителем сего псалма нужно признать одного из потомков пророка Асафа, современника Давидова, а не самого его, как о сем достаточно разъяснено при объяснении псалма 73.

Боже, приидоша язы́цы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой

Обращаясь с молитвами к Богу, пророк прежде всего выражает жалобу на язычников (языцы, т.е. народы, чуждые Богу и не знающие Его), которые вторглись в достояние Его, или в ту землю, которую Он по преимуществу избрал в Свою собственность (Лев. 25:23), как и народ, живущий в ней. Храм святый Твой, т.е. храм Иерусалимский, построенный Соломоном и посвященный Богу, для совершения в нем богослужения, эти язычники своим недостойным вторжением в святилище сего храма и даже во святая святых осквернили; они потом даже разграбили и совсем разрушили сей храм.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible