Скрыть

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

«Псалом Асафу». Пророческое слово предвозвещает неистовство Антиоха, по прозванию Епифана, против народа иудейскаго, предвещание же сие излагает в виде молитвы, какую принесут тогда благочестивые, не одержавшие еще победы, но обуреваемые бедствиями.

«Боже приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой». Благодать Духа премудро научила так начать молитву свою борющихся с такими жестокими бедствиями. Ибо прежде всего изобразили они, не собственныя свои страдания, но нечестивое поругание божественнаго храма; тогда как храм ни в чем не погрешил против Божия закона. «Языцы», сказано, живущие в злочестии и беззаконии, возобладали достоянием Твоим, потому что осмелились войдти в святилище храма Твоего; не только олтарями, но и жертвами бесовскими, осквернили святое Твое.

Евфимий Зигабен

Псалом Асафу

Об Асафе, говорено было выше. В этом псалме предсказывается о жестокости Антиоха Епифана к иудеям. Произнесен же он от лица благочестивейших из иудеев.

Боже, приидоша языцы в достояние Твое.

О достоянии мы говорили в предыдущем псалме. Под языками же разумеет Македонян и их соучастников.

Оскверниша храм святый Твой.

Осквернили, говорит, вступая в него нечистыми ногами, принося там в жертву свиней, поставляя идолов и другими мерзостями.

Лопухин А.П.

Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой,

Этот псалом, как и 73, написан после взятия Иерусалима Навуходоносором и после опустошения им земли Иудейской. Храм здесь представляется оскверненным, Иерусалим - в развалинах (ст. 1), всюду лежат непогребенные трупы убитых евреев (ст. 2), которые сделались посмешищем в глазах соседних народов (ст. 4). Писателем был один из потомков Асафа прозорливца.

Свт. Афанасий Великий

Псалом Асафу

Содержание: Пророк воспевает этот псалом над истребленными горькою смертью во времена Антиоховы, и в молитве своей просить Бога отметить за избение народа и обратить бедствия на тех, кем причинены они израильтянам.

Ст. 1-2 Боже, npиидоша языцы в достояние Твое. Ибо Антиох со множеством народов вошел в Иерусалим и сжег Божественный храм. Оскверниша храм святый Твой. Вот, говорит, иные возобладали Твоим достоянием, и Тебе принадлежащее — во власти иноплеменников. Положиша Иерусалим, яко овощное хранилище, то есть из камней сложенное жилище, в котором помещается стерегущий овощи.

Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным. По чрезмерности бесчеловечия враги не позволяли сродникам погребать мертвых. Плоти преподобных Твоих зверем земным. Ибо не преподобны ли пролившие кровь свою за сохранение Закона, каковы были Маккавеи?

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой

Надписание пророчества понятно; поэтому обратимся к истол­кованию псалма. В нем содержится не порицание язычникам, как некоторые думают, а пророчество о том, что случится с иудеями, когда их наследие получат язычники. «Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святой Твой«. Это случилось с иудеями, когда Иерусалим взят был ассирийцами, потом македо­нянами, и, наконец, римлянами. Так как это понятно, то обратимся к духовному смыслу пророчества. Когда язычники вошли в наследие иудеев, т.е. получили богопознание, – потому что в этом и заклю­чается древний удел иудеев, как об этом и говорил им Моисей во Второзаконии: «тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6), – тогда они осквернили святой их храм, находившийся в древнем Иерусалиме, – не в том смысле, что сами оказались виновниками осквернения, а в том, что обнаружили скры­вавшееся осквернение храма, которое вносили своим нечестием священнодействовавшие в нем. Подобно тому, как священник, посмо­тревший на предполагаемую проказу и по расследовании объявивший болезнь, делает заболевшего, как говорят, нечистым, не потому, чтобы он причинял осквернение (это не свойственно священнику), а потому, что он объявил больного действительно зараженным, так точно сделали тоже с иудеями язычники. Оправдание последних ли­шило святости первых, и непослушание древнего народа стало оче­виднее чрез послушание нового.

Беседа на псалом 78.

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible