Скрыть

Толкования:

Блж. Феодорит Кирский

положиша Иерусалим яко овóщное хранилище

До основания разорив весь город, пресловутый Иерусалим соделали ничем неотличным от кущи, назначенной для хранения овощей.

положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным

С таким зверством и неистовством поступали с служителями Твоими, что тела их отдали на снедение зверям и плотоядным птицам.

Евфимий Зигабен

положиша Иерусалим, яко овощное хранилище

Под овощным хранилищем разумеет какой нибудь шалаш, в котором сторожа сохраняли от воров созревшие плоды. Сделали из самого Иepyсалима как бы какую развалину или кучу камней, только по внешнему виду похожим на город, как шалаш имеет только вид человеческого жилища.

положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным

Трупами называет мертвые тела; рабами же и преподобными Божиими – убитых иудеев. Преподобными или святыми называет иудеев, потому что они прежде всех других народов посвящены были Богу, и хотя они давно уже удерживались от святых дел, однако сохраняли еще имя святых. Так в Писании лжепророчествующие называются пророками, и Апостол называет святыми отброшенные ветви, потому что они имели святой корень (Рим. 11,16 и д.). Иначе, преподобными могут также быть названы Маккавеи и другие благочестивые, убитые вместе с ними, как часто бывает при взятии города. Бог говорил чрез Иезекииля: «Се Аз на тя, и извлеку меч Мой из ножен его и потреблю от тебе праведнаго и беззаконнаго». И снова: «Се Аз возгнещу в тебе огнь, и пожжет в тебе, всяко древо зеленое, и всяко древо сухое» (Иез. 20,47; 21,3). Под зеленым деревом разумеет человека праведного, вследствие влажности добродетели, а под сухим–неправедного, вследствие бесплодности его добрыми делами.

Лопухин А.П.

положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным

Боже! Язычники опустошили страну, разрушили Иерусалим, залили землю кровью людей еврейских, над ними смеются и издеваются соседние народы

«Тела святых Твоих» – евреев, как народа Богоизбранного, предназначенного быть народом святым и служителем истинного Бога.

Свт. Афанасий Великий

положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным

См. Толкование на Пс. 78:1

Свт. Иоанн Златоуст

положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным

Почему «в овощное хранилище»? Потому, что они, получив дух закона и пророков, оставили себе на хранение одни только плоды буквы. И это было делом не людей, а Бога, Который хотел, чтобы доказательства нашей веры сохранены были у врагов. Осенним плодом справедливо называется буква, потому что она дает не истинную пищу, а преходящую.

«Повергли трупы рабов Твоих в пищу птицам небесным, тела преподобных Твоих – зверям земным». Птицы небесные часто принимаются в божественном Писании в дурном значении. Это подтверждает хлебодар фараона, который, увидев во сне птиц небесных, расклевывавших хлебы, которые он нес на голове, получил истолкование сна в том смысле, что ему отнимут голову. В пищу этим птицам Церковь дала трупы иудеев; точно также зверям земным тела преподобных. И эти звери – злые силы, как это ясно изъяснил нам Исаия, когда он говорит о Вавилоне: «будут обитать в нем звери пустыни», и указывает, какие именно: «и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там» (Ис.13:21). В названии иудеев рабами нет ничего удивительного, потому что и скрывший талант раб, который служил их изображением, назывался рабом ленивым и злым. Если бы они были добрыми рабами, то не стали бы трупами, т.е. не имели бы преступных мыслей и злых дел. Если также пророк назвал их святыми, то не по делам, а по имени, подобно тому как и ложные пророки часто называются пророками, хотя пророчествуют и не от имени Бога, равно как – святыми, по­лучившие святое помазание, хотя и не хранят святыни. Вот почему Иезекииль, когда видел в видении разрушителей Иерусалима, услышал следующие слова, которые говорил ему Бог: «старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (Иез.9:6), потому что они были святыми только по виду, а не на самом деле; в противном случае они имели бы знамение, и не подверглись бы истреблению наравне с прочими. Так и теперь пророк называет их святыми по имени; поэтому и плоти их, т.е. земные дела, поели, как образно он говорит, мысленные звери. Плотью называются те, кто помышляет только о земном, как это показывают слова Бога, когда Он хотел навести потоп: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт.6:3).

Беседа на псалом 78.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible