Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
пролїѧ́ша кро́вь и҆́хъ ꙗ҆́кѡ во́дꙋ ѡ҆́крестъ і҆ерⷭ҇ли́ма, и҆ не бѣ̀ погреба́ѧй.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй
Кровь их – душевные грехи, за которые наказанием бывает кровь. Грехи эти разлились как вода, т.е. не могут уже быть исправлены, подобно тому, как не может быть собрана разлитая вода. Потому-то фекоитянка говорила Давиду: «мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать» (2Цар.14:14). Где же Бог пролил ее? «Вокруг Иерусалима», т.е. в нем, погубив его жителей, потому что кровь их на них и детях их, как говорили сами обвинители Христа. «И некому было похоронить их». Почему? Потому, что они, как мертвые уже, не могли погребать друг друга, а Церковь погребать их, т.е. прикрывать их грехи не дозволяет. Что же служит этому препятствием? Изречение Божие, гласящее: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:22). Почему же? Потому что, кто пытается прикрыть грешников, тот явственнее только обнаруживает пред всеми свои позорные дела.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй». Решившись на убийство живущих благочестиво, делают, что по земле текут кровавыя реки, убиваемых же не позволяют удостоить погребения.
Евфимий Зигабен (†1118)
Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй.
Столько, говорит, пролили крови, что она текла как вода, или как река. Окрест Иерусалима вместо—повсюду, по всему городу. И не бе погребаяй, так как одни убежали, а другие взяты были в плен.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 2-3 положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным: пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй
Пророк, оплакав опустошение храма и града, здесь оплакивает избиение людей и зверскую лютость врагов, не терпевших даже и трупы умерших предавать погребению. Они повергали их на снедение зверям и птицам, проливали кровь неповинную яко воду, без различия лиц, возраста и пола, и сие творили не токмо внутрь стен града Иерусалима, но и в окрестностях онаго. Сие исполнилось как на многих иных, так наипаче на оных шестидесяти печальнейших мужах, коих всех во единый день избил Алким нечестивый близ Иерусалима, как повествуется в 1 книге Макк. (1Мак. 7:17), где приводится сей стих слово до слова.
См. также Толкование на Пс. 78:1
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
С Евр.: «Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй.
«Пролили кровь их, как воду» - обилие убитых.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 2–3 Положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным: пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй
Овощное хранилище означает или палатку, из которой садовники и вообще сторожа наблюдают за садом, плодами, овощами и т.д., охраняя их от похищения или истребления, или же – такой шалаш, в котором складываются и сберегаются недавно собранные плоды и овощи. Преподобными (по-евр. «хасидим») называются все вообще израильтяне, как выделенные из массы язычников и посвященные Богу. Продолжая жалобу свою на язычников, пророк говорит, что они, избивая жителей Иерусалима, разорили город сей до такой степени, что он стал похож на пустой шалаш, оставшийся после хранения в нем огородных овощей. А с жителями города поступили так жестоко и бесчеловечно, что кровь избиваемых лилась по всему городу, как вода, а трупы рабов Божиих и тела убиенных израильтян бросаемы были в пищу птицам небесным и на съедение зверем земным, некому было даже и похоронить их (и не бе погребаяй), потому что из оставшихся в живых одни убегали, а другие взяты были в плен.