Скрыть
Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Разжжется яко огнь рвение Твое. Поревнуй, говорит, о имени Твоем, которое хулится врагами.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение твое

На эту ревность Божию в отношении к иудеям указывал и законода­тель Моисей, говоря, «они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их» (Втор.32:21), и далее присовокупляет: «ибо огонь возгорелся во гневе Моем» (Втор.32:22). Так как этот гнев Божий на иудеев послужил причиной призвания язычников (Павел говорит: «как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их», и еще он же: «если же падение их», т.е. иудеев, «богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам» – (Римл.11:30, 12), то про­рок естественно спрашивает, до каких пор, и неужели навсегда Бог останется гневающимся на иудеев. На это Дух чрез Павла дает такой ответ: когда «войдет полное число язычников», тогда «весь Израиль спасется» (Римл.11:25–26).

Беседы на псалмы. На псалом 78

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Доколе Господи прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое?». Бог в законе повелел служить Ему единому, и не покланяться никакому другому именуемому Богу; потому что, говорил Он, «Аз Господь Бог твой ревнитель, огнь потребляяй» (Втор.4:24). Сие и здесь напомянуло пророческое слово: «разжжется яко огнь рвение Твое». Не гневайся более, Владыка, говорит Пророк, и не возжигай подобно огню ревность Твою против нас за наше прегрешение.

Евфимий Зигабен (†1118)

Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое?

Доколе, говорит, Господи, будешь гневаться на нас рабов Твоих до конца, то есть, столь долго? доколе будет пылать ревность Твоя против нас? Где ревностью, как мы сказали, называет праведный гнев Божий, почему и Бог, давая закон, сказал: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, переносящий грехи отцов на детей» (Исх. 20,5). А приписывается Богу ревность переносно от подобия тех мужей, которые по причине великой любви к женам своим гневаются на них, когда они любодействуют с другим мужем, как сказал Соломон: «ярость мужа ее исполнена ревности» (Прит. 6,34); потому что и Бог в начале имел сообразность и сходство мужа с женою по отношению к иудейской синагоге; так как Он любил ее только более всех народов и наоборот был любим только ею, как весьма ясно изображает сие Ocия. Ибо Бог, отвергнув соборище иудейское, говорит чрез него: «судитесь с матерью вашею, судитесь, ибо она не жена Моя, и Я не муж ее»— (Ос. 2,2). У того же пророка любовниками синагоги еврейской называет идолов, а прелюбодейством и блудом ее называет идолопоклонство. Потом Бог взял в невесту себе церковь из язычников, т.е. христианскую, как мы сказали в 44 псалме. Сказал: будет разжигаться ревность Твоя, потому что Бог есть огонь поядающий (Вт. 4,24).

Другой толковник говорит: Это бывает доколе мужья пекутся о женах, а по отвержении их отлагают и ревность в ним; почему и Бог говорит с угрозою: и отнимется ревность моя к тe6е, и Я успокоюсь, и не буду поминать более о тебе (Иез. 16,42). Итак, ревность в Боге есть мщение к преступникам договоров с Ним.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-7 Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение твое? Пролий гнев твой на языки незнающыя тебе, и на царствия, яже имене твоего не призваша: яко поядоша Иакова, и место его опустошиша

Святый Пророк, видя гнев Божий на Израильтян так разгоревшийся, что, по-видимому, надлежало всему народу в конец истреблену быть, сего ради в лице людей Израильских молится Богу, дабы положил конец Своему негодованию и обратил гнев Свой на врагов людей Своих. Аки бы сказал: мы хотя и недостойное творение, обаче сынове Твои есмы: Тебе единаго вемы истиннаго Бога, Тебе почитаем и призываем. Пролей убо паче гнев Твой на враги Твоя, не знающия Тебе, и на царствия, яже не призваша имене Твоего .

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Доколе, Господи, прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое?

С Евр.: «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь»?

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение Твое

Такая необычайность бедствий, по-видимому, свидетельствовала, что Бог уже не помилует больше Свой народ, что гнев Его будет продолжаться вечно (до конца); вследствие этого псалмопевец с горестию спрашивает: доколе продолжится это состояние гнева Божия к народу Его? Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Доколе, Господи, прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое? Пролий гнев Твой на языки незнающыя тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша: яко поядоша Иакова, и место его опустошиша

Во всех постигших израильский народ ужасных бедствиях усматривая праведный гнев Божий, угрожавший, по-видимому, конечным истреблением его, пророк молится, чтобы Господь Бог положил конец Своему негодованию на народ; причем самые выражения для молитвы берет из наставления пророка Моисея, которое последний дал народу израильскому пред вступлением его в землю Обетованную. «Бог в Законе повелел, – говорит блж. Феодорит, – служить Ему единому и не поклоняться никакому другому именуемому богу; потому что, говорит он, «Аз Господь Бог Твой огнь потребляяй (есмь), Бог ревнитель» (Втор. 4:24). Сие и здесь напомнило пророческое слово: разжжется яко огнь рвение Твое. Не гневайся более, Владыка, говорит пророк, и не возжигай подобно огню ревность Твою против нас за наше прегрешение» [6, с 381]. Мы, как бы так продолжает пророк, хотя и недостойное творение, однако мы чада Твои, знаем Тебя, единого истинного Бога, и имя Твое призываем. Посему, отврати от нас гнев Твой и пролей его на врагов Твоих, которые не знают Тебя, и на те народы и царства, яже имене Твоего не призывают, которые, бесчеловечно поступая с нами, оскорбляют не столько нас, сколько Тебя, нашего Владыку и Бога. Изречения стихов 6-7 почти буквально повторяются у пророка Иеремии (Иер. 10:25), когда он, обличая народ израильский за подражание язычникам в идольском злочестии, в то же время молит Бога, по наказании израильтян, излить гнев на язычников, которые не знают Его и не призывают имени Его. Ибо они съели Иакова (т.е. израильский народ), пожрали его (как звери) и истребили его, и жилище его (город Иерусалим и святой храм) опустошили.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible