Скрыть
Пролі́й гнѣ́въ тво́й на ꙗ҆зы́ки незна́ющыѧ тебє̀, и҆ на ца̑рствїѧ, ꙗ҆̀же и҆́мене твоегѡ̀ не призва́ша:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Пролий гнев твой на языки незнающыя тебе, и на царствия, яже имене твоего не призваша: яко поядоша иакова, и место его опустошиша

Пророк говорит не о всех языч­никах, почему и сказал не просто: народ, а «народы,… незнающие Тебя«. А мы знаем Бога, и имя Его на нас (Иерем.14:9). Но мы не по­ядаем Иакова, потому что не поносим и не порицаем его, в чем и заключается поядение по изъяснению Павла, который говорит: «если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5:15), равным образом и места его не опустошаем, потому что как это может быть, если каждый считает Израиля за собственное общее всем отечество? Не нам, следова­тельно, желал зла пророк, а тем, кто остается в неведении и не желает принять (имени) царства Божия; эти-то и должны страшиться кары.

Беседы на псалмы. На псалом 78

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Пролей гнев Твой на языки не знающия Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша». Поелику наказываешь людей за грехи; то умоляю Тебя, обратить гнев на тех, которые вовсе не хотят познать Твоего имени, но порабощены крайнему злочестию.

Евфимий Зигабен (†1118)

Пролей гнев Твой на языки не знающия Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша.

Народы, говорит, Господи, которые восстают на нас, более оскорбляют Тебя, нежели нас, потому что они не признают Тебя за Бога и Творца своего и употребляют против нас великое бесчеловечиe. Далее царствами Давид не собственно называет малые местоначальства и правительства воевавших против них врагов.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-7 Доколе, Господи, прогневаешися до конца? разжжется яко огнь рвение твое? Пролий гнев твой на языки незнающыя тебе, и на царствия, яже имене твоего не призваша: яко поядоша Иакова, и место его опустошиша

Святый Пророк, видя гнев Божий на Израильтян так разгоревшийся, что, по-видимому, надлежало всему народу в конец истреблену быть, сего ради в лице людей Израильских молится Богу, дабы положил конец Своему негодованию и обратил гнев Свой на врагов людей Своих. Аки бы сказал: мы хотя и недостойное творение, обаче сынове Твои есмы: Тебе единаго вемы истиннаго Бога, Тебе почитаем и призываем. Пролей убо паче гнев Твой на враги Твоя, не знающия Тебе, и на царствия, яже не призваша имене Твоего .

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Пролий гнев Твой на языки незнающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша

Израиль достаточно уже наказан; пусть же Господь, как предсказывали пророки (в пророчествах на иноземные народы у Исайи, Иезекииля и др.) прострет свой наказующий жезл против неверующих (незнающие не призваша) язычников, так жестоко поступивших с Израилем. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–7 Доколе, Господи, прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое? Пролий гнев Твой на языки незнающыя тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша: яко поядоша Иакова, и место его опустошиша

Во всех постигших израильский народ ужасных бедствиях усматривая праведный гнев Божий, угрожавший, по-видимому, конечным истреблением его, пророк молится, чтобы Господь Бог положил конец Своему негодованию на народ; причем самые выражения для молитвы берет из наставления пророка Моисея, которое последний дал народу израильскому пред вступлением его в землю Обетованную. «Бог в Законе повелел, – говорит блж. Феодорит, – служить Ему единому и не поклоняться никакому другому именуемому богу; потому что, говорит он, «Аз Господь Бог Твой огнь потребляяй (есмь), Бог ревнитель» (Втор. 4:24). Сие и здесь напомнило пророческое слово: разжжется яко огнь рвение Твое. Не гневайся более, Владыка, говорит пророк, и не возжигай подобно огню ревность Твою против нас за наше прегрешение» [6, с 381]. Мы, как бы так продолжает пророк, хотя и недостойное творение, однако мы чада Твои, знаем Тебя, единого истинного Бога, и имя Твое призываем. Посему, отврати от нас гнев Твой и пролей его на врагов Твоих, которые не знают Тебя, и на те народы и царства, яже имене Твоего не призывают, которые, бесчеловечно поступая с нами, оскорбляют не столько нас, сколько Тебя, нашего Владыку и Бога. Изречения стихов 6-7 почти буквально повторяются у пророка Иеремии (Иер. 10:25), когда он, обличая народ израильский за подражание язычникам в идольском злочестии, в то же время молит Бога, по наказании израильтян, излить гнев на язычников, которые не знают Его и не призывают имени Его. Ибо они съели Иакова (т.е. израильский народ), пожрали его (как звери) и истребили его, и жилище его (город Иерусалим и святой храм) опустошили.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible