Скрыть
Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Покры, горы сень Его. Сень виноградника есть служение по Закону, потому что Закон имеет сень грядущих благ (Евр. 10,1). Под горами же разумеет горы Силомскую и Сионскую; потому что в этих двух местах водружаема была скиния. Поэтому, Псалмопевец означает не что-либо иное, а то самое, что на этих двух горах совершалось по Закону и было сенью грядущих благ. И ветвия его кедры Божия. Кедры суть небесные силы, а ветви виноградные суть пророки, которые были восхищаемы в высоту из среды народа и упокоеваемы среди горних и разумных Сил.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия

Горами назы­ваются праведники Божии, по высоте и святости их жизни; они же и кедры. «Праведник, как финик, процветет и, как кедр на Ливане, умножится» (Пс.91:13). Их-то покрыла тень иудей­ского винограда, т.е. закон, как говорит Павел: «закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр.10:1). Под ветвями разумей пророческие речи, которые, делаясь возвышеннее благодаря добродетелям трудящихся, подобно тому как бывает у земледельцев, занимающихся деревьями, показывают свои плоды.

Итак, закон покрыл праведников, – не для того, чтобы скрыть их, а для того, чтобы прогнать от них холод неверия и пламень всякого другого греха.

Беседы на псалмы. На псалом 79

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-12 «Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия». «Простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли его». Наименовав иносказательно народ виноградом, Пророк продолжает иносказание; ибо горами называет крепость окрестных народов, сению же, покрывающею горы, простершееся на них владычество Израиля; и кедрами Божиими – превознесенных народоправителей, приявших власть от Бога; ветвями, закрывающими кедры, – царство Израильское, которое стало славнее их. А сие как знаем, совершилось при блаженном Давиде и при Соломоне; ибо великий Давид брал дань не только с Филистимлян, Идумеев, Аммонитян и Моавитян, но и с обеих Сирий; к Соломону же приходила и царица ефиопская; так пресловут был он у всех. А розгами винограда Пророк означает множество народа, и отраслями – пришельцев, присоединившихся из язычников и научившихся Богопознанию. Во всем же этом дает видеть прежнее благосостояние народа.

Евфимий Зигабен (†1118)

Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия.

Горами, по словам Феодорита, Давид называет соседственные с Иepycaлимом народы. Сень винограда Израиля есть власть и царствование его, распространившееся на тамошние народы; а кедры суть высокие и имевшие у тех народов преимущества начальники; ветви же винограда—Израиля были владыки Иудовы, поставленные и над сими народами. Далее назвал князей тамошних народов кедрами Божиими потому, что их возвышение было от Бога. Мы находим, что и во время Давида и Соломона многие народы были покорены и платили дань Иудеям.

По словам Божественнаго Афанасия: Тень винограда—Израиля есть законное служение, потому что закон имеет тень будущих благ. Горы, на которых совершались дела законной тени, были Силом и Cион, на которых и Скиния была водружена. Ветви винограда сего суть пророки из народа возвысившееся на высоту и почивавшие как бы на некиих кедрах—горних, разумных и небесных сил. Лозами и отраслями винограда называет все множество народа, которое владело от реки Евфрата до Индийского моря. Григория Богослова: Итак, Давид оплакивает народ иудейский, называя его неким виноградом, переселенным из Египта—мрачного нечестия и возрастшим до красоты и величия веры, так что покрыл всю землю, и малая сия отрасль сделалась благолозным виноградом, и столь обширным, что доходит до рек, простирается до моря, расширяется далее и далее за пределы, покрывает горы величием славы, превышает кедры, и даже горы и кедры Божии, какие бы горы и кедры ни надлежало здесь разуметь. Григория Нисского: Отрасли возрастающая суть высоты добродетелей, распространяющиеся на подобие ветви до высоты Ангельской. Зеленые листья суть многообразный мир добродетелей цветущих содействием Духа.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 9-12 Виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним, и насадил еси корения его, и исполни землю. Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия: простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его

Чрез подобие винограда Пророк проповедует здесь особенное Божие благодеяние, оказанное Израильскому народу при изведении его из Египта, дабы тем лучше преклонить Бога на милость, и получить от Него просимое. А как благодеяние сие основано было на том завете, который учинил Бог со Авраамом за четыреста лет прежде изведения Израильтян из Египта, сего ради Пророк умословствует, что недостойно Бога, дабы виноград, рукою Его насажденный и прилежно возделанный, остался в пренебрежении, и предан был на расхищение диким зверям, тем паче, что завет не вчера или третьяго дня учинен, ниже на краткое время дан, но Бог усыновил детей Авраамовых с тем, чтоб навсегда сохранять и защищать их. Итак, под именем винограда Пророк назнаменует, коль драгоценен должен быть Богу народ сей, егоже возлюбил Он не токмо яко наследственное стяжание, но и яко виноград, прочим стяжаниям предпочитаемый, особенныя чести удостоил. Оныя слова: путесотворил еси пред ним, или, как в Еврейском тексте выражено, расчистил еси путь пред ним, – употребляет в преносном смысле, разумея то же, что прежде просто сказал о изгнании языков, коих изгнал Бог для того, дабы дать место избранному народу. Следующия за сим слова, насадил еси корения его, не должно разуметь о первоначальном насаждении винограда, но о распространении его, в чем состоит главное намерение при насаждении винограда. А как оная страна, в которой поселились Израильтяне, была гористая, сего ради Пророк прилично присовокупляет: покры горы сень его. И потому сравнивает ветви винограда с кедрами Божиими, то есть, с прекраснейшими и изящнейшими древами, дабы тем увеличить и прославить Божие благодеяние. Под именем моря и рек разумеются пределы обетованныя земли, которые простиралися от реки Евфрата до Средиземнаго моря, по Божию назначению, как явствует из книги Второзакония (Втор. 11:24).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия

С Евр.: «Горы покрылись тенью ея и ветви ея как кедры Божии». Продолжается сравнение Еврейского народа с виноградом. Св. Афанасий под сению разумеет служение по закону, под горами – «горы Силомскую и Сионскую, потому что в сих двух местах водружена была скиния», под ветвями – «пророков, под кедрами – небесные силы». Бл. Феодорит под горами разумеет крепость окрестных народов, под сению – владычество Израиля над сими народами, под кедрами – превознесенных народоправителей, под ветвями – царство Израильское». Сн. Пс. 71:8–11. «Давид брал дань не только с Филистимлян, Идумеев, Аммонитян и Моавитян, но и с обеих Сирий» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия: простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его.

Евреи в Палестине размножились и границы их владений были обширны; «горы покрылись тенью», они касались гор идумейских с юга; «ветви ее как кедры», которые росли преимущественно на Ливане, северной границе Иудейского царства. «Ветви свои до моря» Средиземного, западная граница; «отрасли свои до реки» - Евфрата - восточная граница.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 11-12 Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия: простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его

Ст. 11 и 12 поэтически изображают границы земли, которую населял Израиль; на юге горы иудеиския, на севере Ливан (его кедры), на западе – Средиземное море, на востоке – Евфрат. Если виноград своею тенью покрывал даже горы и закрывал кедры ливанские, то местность, значит, была здесь необычайно роскошная.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия: простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его

В этих стихах продолжается речь псалмопевца о том виноградинке, которым иносказательно наименовал он народ иудейский, выведенный Богом из Египта и населенный в земле Ханаанской. Так как страна, в которой поселились израильтяне, была гористая, то, сказав о распространении и утверждении виноградника по всей земле Ханаанской, пророк присовокупил, что горы покрылись тенью его (т.е. виноградника), и ветви его были как кедры Божии, или ветвями его покрылись те прекрасные и изящнейшие кедры, которыми славились горы Ливанские, – чем он охарактеризовал необычайно роскошную в то время местность той страны, которая ныне известна под именем Палестины. Горами, по словам блж. Феодорита, псалмопевец называет иносказательно соседственные с Иерусалимом народы, а под сению, покрывающею горы, разумеет владычество Израиля над сими народами. Кедрами Божиими он именует превознесенных народоправителей, приявших власть от Бога, а ветвями, закрывающими кедры, – царство Израильское, которое стало славнее их, так что во время Давида и Соломона многие народы, как известно, были покорены и платили дань иудеям [6, с. 386]. Под именем моря и рек разумеются здесь пределы Обетованной земли, которые простирались от реки Евфрата до Средиземного моря, как это видно из предназначения Божия (Втор. 11:24). Под розгами блж. Феодорит разумеет множество народа, занимавшего всю страну от реки Евфрата до моря Индийского, а под отраслями – пришельцев, присоединившихся к иудейскому Закону из язычников и научившихся Богопознанию. Во всем же этом дает видеть прежнее благосостояние народа [6, с. 386].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible