Скрыть
Вску́ю низложи́лъ еси́ опло́тъ его́, и объима́ютъ и́ вси́ мимоходя́щiи путе́мъ?

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 13, 15 Вскую низложил еси оплот его. Оплотом ему было хранение Ангелов, которое отнял у них Бог. И объимают и вси мимоходящии путем; потому что предан в снедь нечистым демонам, которые пожирают души их, лишая духовных плодов. Боже сил, обратися. Поэтому, умоляю Тебя, всемогущего Владыку, воззреть свыше на гибель виноградника и уврачевать злострадание; потому что и прежнее благосостояние даровано ему было Твоим же Промыслом.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вскую низложил еси оплот его, и обымают и вси мимоходящии путем

Ограда иудейского винограда – закон. Если ты этому не веришь, послушай Исаию, который говорит: «у Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы» (Ис.5:1), и дальше: «и Он обнес его оградою« (Ис.5:2), – разумеется законом, – и очистил его от камней, – подразумевается очистил заповедями, – и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, – Иерусалим, – и выкопал в нем точило – храм, – и затем продолжает что сделаю с виноградником Моим: «отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем» (Ис.5:5). Эту ограду Бог отнял, когда иудеи согрешили против Христа, который и оградил их законом; поэтому они обрываются мимохо­дящими, т.е. беззаконниками, не ходящими надлежащим путем. Та­ковы настоящие иудеи, вероломствующие в законе, почему о них и говорится, что они идут не дорогою, а мимо. Так и премудрость в Притчах говорит о скудоумном юноше, увлеченном преступной женщиной, что он блуждает на площади мимо угла, а не идет (Притч.7:7–8).

Беседы на псалмы. На псалом 79

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем

Для чего оставил его без промышления Твоего о нем, и сделал, что может обижать его всякий, кто хочет? А оплотом назвал Пророк Божие покровительство; ибо, что оплот для винограда, то промысл Божий для сподобившихся пользоваться оным. «Мимоходящии» же «путем» суть враги; потому что, как путники небоязненно обирают неогражденный и неохраняемый виноград, и расхищают плод его, так и оставленный без Божия о нем попечения бывает доступен обидам всякаго желающаго.

Евфимий Зигабен (†1118)

Вскую низложил ecи оплот его, и объимают и вcи мимоходящии путем

Для чего, говорит, Господи, Ты разрушил теперь ограду Израиля, т. е. Божественный надзор Твой, охранявши его, и безопасность, по словам Феодорита, и промышление? И обрывают и повреждают его все народы, проходящие по пути. На сей плачевный вопрос иудеев ответствует чрез Исаию небесный земледелатель Бог: «Я отнял ограду его, потому что ожидал, что он принесет плод, но он произрастил терны» (Ис. 5, 4).

Или, по словам Афанасия, оплотом его была стража святых Ангелов, которую устранил от них (от иудеев) Бог. Он предается в пажить нечистым духам, которые и поедают души их, лишая их совершенно мысленного благоплодия. Слова Феодорита: Что для винограда оплот, то промысл Божий для тех, которые удостоились его. Мимопроходящими по пути называет врагов; ибо как путешественники без опасения обрывают виноград неогражденный и неохраняемый и похищают плод с него, так и лишившийся попечения Божия делается удоболовим для любящих неправду.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 13-14 Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

Описав величие и силу Иудейскаго народа чрез подобие винограда, здесь оплакивает бедность его, в которую впал он по Божию гневу, продолжая то же подобие, и как бы так говоря: Господи, почто удалил еси от народа сего помощь Твою, которая была ему вместо оплота, ограждающаго отвсюду виноград? Почто попускаеши врагам превозмогать над людьми Твоими и расхищать их так, как расхищается виноград от всех мимоходящих по разорении оплота? Сие говорит Пророк об окрестных или соседственных врагах, яко то о Филистимлянах, Мадианитах и о других подобных им, которые часто набегами своими безпокоили Израильтян и расхищали царство их, когда Бог, раздраженный грехами народа, оставлял оное без защищения. Далее под тем же преносным именем винограда оплакивает во особенности оное тяжчайшее пленение, которое случилось во времена царя Ассирийскаго Салманассара, и Навуходоносора, из коих первый отвел в плен десять колен Израилевых, а последний два прочия пленил. Сего бо царя нарицает вепрем дивиим, и уединенным зверем, который не токмо озобал, но и вконец искоренил виноград: ибо и престольный град до основания разорил, и храм сожег, и царский престол испровергл.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Вскую низложил еси оплот его, и объимают (обирают) и вси мимоходящии путем

С Евр.: «Для чего разрушил Ты ограды ее (виноградной лозы), так, что обрывают ее все, проходящие по пути»? Под оплотом св. Афанасий разумеет хранение Ангелов; бл. Феод. – Божие покровительство; под мимоходящими первый разумеет нечистых демонов, последний – вообще врагов.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

Под проходящими по пути, лесным вепрем и полевым зверем разумеются враждебные соседние народы, достоянием которых стала делаться Палестина. Так, напр., Израиль в царствование Езекии погиб от ассириян, которые произвели значительные опустошения и в Иудее; при Манассии те же ассирияне напали на Иудею и отвели в плен самого царя; при Иосии было опустошение от фараона, а при преемниках Иосии стали учащаться нападения вавилонян.

Враги сравниваются с «лесным вепрем», с диким кабаном, который производил громадные опустошения в виноградниках подкапыванием лоз. Достаточно одному кабану попасть туда, и он в одну ночь губил большой виноградник.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Вскую низложил еси оплот его, и обымают и вси мимоходящии путем

Как же Он мог бы оставить его беззащитным (раскопание стен виноградника) и предать на расхищение хищническим соседним народам (мимоходящие путем) и особенно одному дикому врагу?

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 13–14 Вскую низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем? Озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и

Оплот (maceria) значит: «ограда, изгородь, стена из одних камней, без извести», такие изгороди употребительны на Востоке. Объимают (от слова «объимати») значит: «обрывают, обирают». Озоба (от слова «озобати», ) значит: «подрываешь»; выражение озоба и вепрь от дубравы значит: «лесный, дубравный кабан подрывает и портит его» (т.е. виноградник). Уединенным дивием называет пророк дикого, полевого вепря, который особенно вредит виноградникам. Под мимоходящими путем разумеет врагов израильского народа, каковыми были соседственные и окрестные народы – филистимляне, мадианитяне, в особенности же халдеи и ассириане. Подобием виноградника изобразив величие и могущество иудейского народа, пророк в рассматриваемых стихах оплакивает бедствия сего народа, которым он подвергся вследствие гнева Божия, говоря как бы так: Господи, зачем удалил Ты от народа сего помощь Свою, которая была для него оплотом, ограждающим со всех сторон Тобою насажденный виноградник? Зачем попустил Ты врагам расхищать сей виноградник? По Твоему попущению и лесной кабан подрывает его, и полевой вепрь поедает его. По словам блж. Феодорита, в изречениях сих стихов пророк означил разные нашествия ассириян, потому что Салманассар и Сеннахирим разорили другие города, а Навуходоносор, осадив Иерусалим, избегших смерти отвел рабами в плен. И последнего, который был свирепее других царей, справедливо назвал уединенным дивием [6, с. 387].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible