Скрыть
Пожже́нъ огне́мъ и раско́панъ: от­ запреще́нiя лица́ Тво­его́ поги́бнутъ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 16-17 И соверши и, егоже насади десница Твоя. Поскольку Ты насадил его, а потом стал он пожжен огнем и раскопан и погиб, потому что Ты подверг его сему наказанию; то соверши и, и соделай готовым ко спасению, — предуготовь же к сему чрез Сына человеческого; ибо сказанное: на Сына человеческого — значит: чрез Сына человеческого. Кто же есть Сын человеческий, как не сам Господь наш, Который так именует Себя в Евангелиях?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица твоего погибнут

Так как пророк уподобил на­род иудейский винограднику, то по необходимости разделяет речь, го­воря то об образе, то о тех, к кому он приложил этот образ. Итак, пожжен огнем виноградник иудейский, т.е. синагога. Об этом же говорил и Христос: «огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк.12:49). А огонь низвержен, и раскопан виноградник для того, чтобы, по раскопании его, открылось сокрытое в нем основание, о котором Исаия говорил: «вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28:16). И Давид говорил: «припомни, Господи, сынам Едомским, в день Иерусалима» (Пс.136:7), т.е. язычни­ков, говоривших: «опустошайте, опустошайте его до основания» (там же). Принадле­жащее иудеям до тех пор раскапывается язычниками, т.е. тщательно исследуется, испытывается, пока они не откроют основания, которое те скрывают. В силу этого последние погибнут от прещения лица Божия, разумей – Христа, потому что Он порицал их за то, что, имея ключи знания, они сами не входят, и желающим войти препят­ствуют (Лк.11:52).

Беседы на псалмы. На псалом 79

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 17-19 «Пожжен огнем и раскопан». Из сего особенно видно, что псалом предвозвещает о царе вавилонском, а не об Антиохе, как представлялось некоторым; ибо царь вавилонский, и храм сожег, и большую часть города предал огню. Так и здесь сказано, что враги не только ушли, собрав плоды, но раскопали и с корнем вырвали виноград, и сожгли его огнем.

«От запрещения лица Твоего погибнут». «Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, Его же укрепил еси Себе». «И не отступим от Тебе». Ибо по заятии от нас сего Начатка, весь человеческий род познает истиннаго Бога, и будет песнословить явленное ему человеколюбие.

«Оживиши ны, и имя Твое призовем». Таким образом держава смерти будет сокрушена; и мы улучим вечную жизнь, поклоняясь Тебе, Спасителю Богу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Пожжен огнем и раскопан.

Здесь скрыт глагол: есть. А виноград выражает землю, или город Иерусалим; потому что вавилоняне не только сожгли Иерусалим огнем, но и разрыли его, как повествует о том четвертая книга Царств.

От запрещения (грозы) лица Твоего погибнут.

Запрещением Давид называет здесь гнев: гнев твой, говорит, Господи, истребит евреев, попуская вавилонянам произвесть сие погубление их; потому что если бы Ты не принял от винограда Израильского ограды, т. е. посещения и промысла Твоего, то вавилоняне не преодолели и не истребили бы его.

Другой говорит, что это должно разуметь и о сжегших Иерусалим вавилонянах. Ибо по Твоему, говорит, мановению обратятся в бегство и погибнут; ибо когда Ты намерен наказать их, Тебе не нужно трудиться, но довольно одной только угрозы, чтоб истребить всех.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица твоего погибнут

Здесь яснее изображается поражение Израильскаго народа; ибо Пророк выше сказал, что виноград Божий предан был на расхищение зверям, а здесь говорит: пожжен огнем и раскопан, а быть огнем пожжену и раскопану, и потом погибнуть, есть несравненно горше, нежели быть предану зверям на расхищение. Следующия за сим слова, от запрещения лица Твоего погибнут, означают то же: как бы верные сказали, что ежели Бог еще продолжит гнев Свой на них, то они все непременно погибнут, отсюду видим, что виноград Божий или церковь Иудейская не от оружия врагов, но от единаго прещения лица Господня могла погибнуть. Ибо никогда не должно надеяться прекращения казней, ежели люди не будут прямо удостоверены в том, что они праведно наказуются от Бога. Верные Израильтяне были удостоверены в том, и сие было знаком раскаяния их во грехах.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

 Пожжен огнем и раскопан: от запрещения лица твоего погибнут

Пожжен огнем и раскопан, т.е. виноградник – врагами. «Из сего особенно видно, – говорит бл. Феод., – что псалом предвозвещает о царе Вавилонском, а не об Антиохе, как представлялось некоторым; ибо царь Вавилонский и храм сожег и большую часть города предал огню. Так и здесь сказано, что враги не только ушли, собрав плоды, но раскопали и с корнем вырвали виноград, и сожгли его огнем». С Евр.: «Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут».

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Пожжен огней и раскопан: от запрещения лица Твоего погибнут

Здесь еще раз псалмопевец указывает на бедственное положение виноградника, которому грозит окончательная гибель, если не прекратится гнев Божий. Запрещение – то же, что «прещение», т.е. выражение сильного гнева Божия. Словами: пожжен и раскопан – он пророчески предызображает близкое разрушение Иерусалима Навуходоносором, царем Вавилонским, по распоряжению которого не только храм Господень, но и дворец царский, и все здания в Иерусалиме были сожжены и все стены города были разрушены (4Цар. 25:9–10). Тогда не только пророки и благочестивые люди в иудейском народе, но и весь этот народ пришел к сознанию, что погибель винограднику Божию, или, что то же, Церкви иудеиской угрожала не от оружия, или злобы врагов его, но единственно от запрещения лица Божия, когда Господь Бог отвратил лице Свое от народа, оставил его беспомощным и допустил врагам разрушить царство Иудейское.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible