Скрыть
и не от­сту́пимъ от­ Тебе́: оживи́ши ны́, и и́мя Твое́ при­­зове́мъ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 18-19 Да будет, рука Твоя на Мужа десницы Твоея. Дело же это, то есть спасение народа, которое означается словом «рука», да будет на Мужа десницы Твоея, то есть чрез Того Мужа, Который есть Десница Твоя. Кто же это, как не Сын человеческий, Который есть Отчая Десница, хотя и соделался человеком? Когда же совершится это, и спасет нас Десница Твоя, наименовавшаяся Мужем и Сыном человеческим; тогда не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т. е. христианами.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 18-19 Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе, и не отступим от тебе: оживиши ны, и имя твое призовем

Мужем десницы называется Христос: мужем – по человечеству, десницы Его – во-первых потому, что Он вместе с плотью сидит как бы в деснице Отца, а затем и потому, что Он устроил всю тварь. Его же называет пророк и Сыном Чело­веческим точно также по причине плоти. Но чтобы ты считал всего Его единосущным Отцу по божеству, говорит: «Которого Ты укрепил Себе»: укрепил его, поскольку Сам родил Его, укрепил Себе, по­скольку родил Его равномощным и по всему Себе подобным.

Про­рок молится, чтобы на нем была рука Отца, разумеется, для совер­шения знамений и чудес для нас, так как последние называются иногда рукою Божией, иногда перстом. Пророк молится, чтобы знаме­ния для нас совершены были уже не чрез пророка, не чрез богоносного мужа, например Моисея, или Илию и др. пророков, а чрез Сына, обе­щая, что если это сбудется, то мы уже не отступим от Него, потому что многократно отступали. «Оживи нас, и мы будем призывать имя Твое». Оживишь нас живою водою крещения. Тогда мы призываем и имя Его, называясь по имени Христа христианами.

Беседы на псалмы. На псалом 79

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 17-19 «Пожжен огнем и раскопан». Из сего особенно видно, что псалом предвозвещает о царе вавилонском, а не об Антиохе, как представлялось некоторым; ибо царь вавилонский, и храм сожег, и большую часть города предал огню. Так и здесь сказано, что враги не только ушли, собрав плоды, но раскопали и с корнем вырвали виноград, и сожгли его огнем.

«От запрещения лица Твоего погибнут». «Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея, и на сына человеческаго, Его же укрепил еси Себе». «И не отступим от Тебе». Ибо по заятии от нас сего Начатка, весь человеческий род познает истиннаго Бога, и будет песнословить явленное ему человеколюбие.

«Оживиши ны, и имя Твое призовем». Таким образом держава смерти будет сокрушена; и мы улучим вечную жизнь, поклоняясь Тебе, Спасителю Богу.

Евфимий Зигабен (†1118)

И не отступим от Тебе.

Евреи под водительством Зоровавеля сказывают, что они не отступили от Бога; а мы — христиане говорим, что под руководством Христа мы не отступили от Бога, но соединились с Ним. Ибо Давид написал сии слова от лица христиан.

И Божественный Афанасий говорит: никогда не отступим от Тебя мы, которые сделались участниками в Твоей жизни и прозваны Твоим именем, т. е. наречены христианами.

Оживиши ны, и имя Твое призовем.

Ты, говорит, Господи, оживотворишь Иудеев вторым построением города их; а нас христиан оживотворишь обновлением достоинства души, производимым чрез святое крещение. Ибо и Иудеи погублены врагами их вавилонянами; и мы христиане умерщвлены мысленными вавилонянами—демонами.

Далее сказал: мы призовем имя Твое, т. е. мы не будем именовать другого бога, кроме Тебя. Впрочем слова сии собственно, и особенно относятся ко Христу, который оживотворил нас, почему и говорил: Я есмь жизнь (Иоан. 14,6); и Его именем мы прозываемся (называемся), будучи называемы, как говорит Исихий, от всех христианами.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 18-20 Да будет рука твоя на мужа десницы твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе, и не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя твое призовем. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся

Пророк простыми словами повторяет здесь молитву, которую выше употребил под преносным именем винограда, и просит Бога, дабы Он рукою Своею покрыл мужа десницы Своея, и Сына человеческаго, егоже укрепил Себе. Но неизвестно, о царе ли едином или о всем народе сие глаголет. Ибо хотя Иеровоам помазан был в царя, однако не законным образом честь оную получил, как сам Бог у Осии глаголет: дах вам царя во гневе Моем (Ос. 13:11). Следовательно, слова сии приличнее отнести ко всему телу Церкви, а паче к главе ея Христу, обещанному Мессии, Который не без причины нарицается мужем десницы Божией и Сыном человеческим. Ибо поставлен был Царем над церковию не по человеческому избранию, но единою десницею Бога Отца, якоже Сам глаголет во псалме (Пс. 2:6): Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом горою святою Его. Сыном же человеческим нарицается потому, что Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Флп. 2:7). Оныя слова: не отступим от Тебе, оживиши ны, и имя Твое призовем, приносятся от лица всех верных, которые обещаются пред Богом всегда пребыть благодарными к Нему: ибо призывание имени Божия берется здесь за жертву хвалы, то есть, за благодарность, или за слово устен, как Пророк инде говорит. В толковании последняго стиха распространяться не будем: довольно сказать, что Пророк не без причины полагает его в третий раз, но дабы Израильтяне, обремененные бедствиями, не ослабевали духом, но взирали к Богу, и от Него единаго помощи ожидали.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

и не отступим от тебе: оживиши ны, и имя твое призовем

Т.е. «когда спасет нас Десница Твоя, наименовавшаяся мужем и Сыном человеческим, тогда не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т.е. христианами» (Св. Афан.). С Евр.: «И мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и не отступим от тебе: оживиши ны, и имя твое призовем.

«Оживи». Это выражение относятся к Израилю, который изображается мертвым, конечно, в политическом смысле, так как он был отведен в плен ассириянами. Эта гибель царства Израильского была злым предзнаменованием для Иудеи, уже умиравшей во время жизни писателя, почему он и молит о «милостивой руке Господа», которая бы оживила и воскресила это царства.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

и не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем

Тогда Израиль не будет уже больше отступать от заповедей Божиих и, освободившись от опасности погибели (оживиши ны), будет прославлять Бога.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 18–20 Да будет рука Твоя на мужа десницы Твоея и на сына человеческаго, егоже укрепил еси Себе, и не отступим от Тебе: оживиши ны, и имя Твое призовем. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся

Продолжая молитву к Богу о скорейшей и всесильной помощи Его народу Своему, пророк просит, чтобы народ сей снова был принят под особое покровительство Божие (да будет рука Твоя), причем самый народ он называет мужем десницы Божией, как возлюбленный и особенно покровительствуемый Богом. Под сыном человеческим, о котором говорит: егоже укрепил еси Себе, т.е. которого Ты приблизил и присвоил Себе, нужно разуметь здесь, как и в стихе 16, или тот же народ иудейский (отрасли виноградника Божия), или избранного из того же народа мудрого мужа Зоровавеля (см. объяснение ст. 16). А по мнению отцов церкви (св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и др.), под сыном человеческим разумеется здесь Спаситель мира, Господь Иисус Христос, «Который есть отчая Десница, хотя и сделался человеком» [3, с. 271]. Следующие изречения псалмопевца теми же отцами Церкви объясняются опять в отношении к лицу Иисуса Христа, Сына Божия. «Когда спасет нас, – говорит св. Афанасий, – Десница Твоя, наименовавшаяся мужем и Сыном Человеческим, тогда не отступим от Тебе, как причастившиеся жизни Твоей и наименованные Твоим именем, т.е. христианами» [3, с. 271]. Оживиши ны, и имя Твое призовем, – это значит, по словам блж. Феодорита, что «держава смерти будет сокрушена, и мы улучим вечную жизнь, поклоняясь Тебе, Спасителю Богу» [6, с. 388]. В стихе 20, и последнем, повторяется дословно стих 8, для усиления молитвы о том, чтобы Господь Бог возвел народ свой от падения на высоту прежней славы его, а в связи с речью о Сыне Человеческом, т.е. Господе Иисусе Христе, пророк выразил такую молитву: Господи, Боже сил небесных! Обрати нас от пути заблуждения и яви нам Сына Твоего, Который есть собственное лице Твое. Ибо «кто, – говорит Иисус Христос, – видел Меня, тот видел Отца» (Ин. 14:9), и мы, увидев Тебя в лице Сына Твоего, уверуем в Него и спасемся. «Часто, – говорит св. Афанасий, – повторяет прошение сие, желая, чтобы скоро последовало явление Единородного и чрез Него спасение верующих» [3, с. 271].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible