Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
Пасый Израиля вонми
Тебя, Владыка, подобно пастырю, промышляющему о народе, умоляю приять прошение мое.
наставляяй яко овча Иосифа
Ты Иосифа, как некиими волками, уловленнаго братьями, избавил из рук их, препроводил в Египет, и превознес над злоумышлявшими. Так Пророк, изобразив попечение Божие об Иудеях, переходит к изображению общаго Божия владычества.
седяй на Херувимех явися
Поелику их одних некия изображения великий Моисей поставил во святая святых, и среди них поместил очистилище, от котораго бывало первосвященникам некое Божественное явление; то Пророк кстати упомянул здесь о Херувимах, и умолял явиться Седящаго на них.
Евфимий Зигабен
Пасый Израиля вонми
Израилем здесь называет или патpиapxa Иакова, потому что Бог обещал хранить его и быть с ним, или происходящей от Израиля народ; как мы сказали в предыдущем псалме, при изъяснении 52го стиха: и повел их (народ Израильский), как стадо в пустынь. А пасущий, означает пасшего, прошедшее время вместо настоящего.
Другой говорит: Удивительную выразительность имеет слово: внемли. Нелепость, говорит, действий против нас не требует слова, или изъяснения, но только одного воззрения. Ибо довольно только внять и увидать, чтобы подвинуться на защиту против столь жестоких врагов наших. Для сего то и назвал Бога пастырем, а народ овцою, чтобы молча указать в нападающих на него волков и испросить у Бога попечения. Смотри и замечание на 20 стих 76го псалма. Слова Феодорита: Тебе, Владыко, на подобие пастыря о народе своем пекущемуся предлагаю принять мою молитву. Ты, который водил, как овцу, Иосифа, попавшегося братьям как волкам, и, освободив его от рук их, ввел в Египет и поставил выше враждовавших против него.
наставляяй, яко овча, Иосифа
Речение: Наставляяй – водящий здесь стоит вместо: водивший по замену времен – прошедшего настоящим. Иосифом здесь называет или его самого, так как он руководствовал его во всех его обстоятельствах, как пастырь водит овец своих; почему и написано: и Господь был с Иосифом (Быт. 26,21), или Иосифом называет весь народ, так как Иосиф называется как бы отцом всего народа. Так в 16 стихе 76го псалма говорит об Иудеях: сынов Иакова и Иосифа, где и смотри изъяснение сих слов.
седяй на Херувимех, явися
См. Толкование на Пс. 79:3
Лопухин А.П.
Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
Пастырь Израиля! Прояви свою силу над Ефремом, Вениамином и Манассией. Восстанови нас и спасемся
Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. - «Восседающий на Херувимах». Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва «яви Себя» означает - поспеши придти со Своею помощью.
Толковая Библия.
Свт. Афанасий Великий
Ст. 2-3 Пасый Израиля вонми. Тебя, Владыко, подобно пастырю промышляющего о народе, умоляю внять молению моему. Седяй на Херувимех явися пред Ефремом и Вениамином и Манассием. Во время шестой Скинии шли сперва три колена: Иудино, Иссахарово и Завулоново; с южной же стороны следовали другие три колена: Ефремово, Вениаминово и Манасиино; а на златых Херувимах вверху ковчега была слава Божия, и она предваряла их в шествии. Поэтому Ты, сидящий на Херувимах и предшествующий ковчегу, а потому сущий пред Ефремом, Вениамином и Манасием, даруй спасение всемогущей силою Твоею.
Свт. Иоанн Златоуст
Пасый Израиля вонми: наставляяй яко овча Иосифа, седяй на Херувимех, явися
Видишь, как с этим согласуются слова Господа, которые сказал Он в евангелии: «Я есмь пастырь добрый» (Ин.10:14). Но почему пророк, оставив всех других, указывает Иосифа и Иакова? Потому, что оба они были рабами – один в Египте, другой – в Месопотамии; но Бог изменил их рабство в свободу и соединенные с последнею блага. Пророк поэтому и просит теперь Бога внять, чтобы Он, видя весь наш род рабствующим мысленным врагам (не на себя обратить внимание умоляет пророк, а неопределенно, т.е. на всех), восстал для нашего освобождения и скорее пришел во плоти, так как мы нуждаемся в Его пришествии для своего освобождения; не иначе, как уже чрез воплощение, люди могли принять седящего на херувимах.
Беседа на псалом 79.