Скрыть
Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся

Пророк делает свою речь яснее и показывает образ и причину пришествия Христова. Причина пришествия в том, чтобы мы обратились и исправились; образ – открытое явление, чтобы мы могли видеть Его лицом к лицу; иначе мы не могли бы и спа­стись, если бы Он не явился нам таким образом. Потому и пат­риарх Иаков говорил: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт.32:30). Вот почему и Моисей просил, чтобы уви­деть Его таким же образом, не ради любопытства, а потому что, как пророк, он знал, что в этом заключается спасение людей; а не просил о том, чтобы увидеть чистое божество, так как на это лицо Божие не в состоянии никто взирать, как говорит сам Бог (Исх.33:20).

Беседы на псалмы. На псалом 79

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Боже» сил «обрати ны». Освободи от рабства, и даруй возвращение. Потом показывает удобность сего дела.

«Просвети лице Твое, и спасемся». Достаточно – явиться Тебе, чтобы прекратить бедствия.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся

Чтобы жизнь наша была богоугодная, Бог Сам должен обратить нас к Себе и просветить на нас лице Свое.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Боже, обрати ны, просвети (яви) лице Твое и спасемся!

Обрати, говорит, нас, Господи, от печали к радости или от бегства от врагов наших к сопротивлению им, или из рабства в свободу, или с чужой земли в свое отечество, или обрати нас к Тебе и к твоим хотениям Твоим содействием. Ибо обратитесь ко Мне, говорит Господь, и обращусь к вам (Зах. 1,3); и только яви лице Твое, и сего достаточно для нашего спасения. Это выражение переносное, взято от того подобия, что когда полководец и победитель является на брань, войско его ободряется, а противники бегут и бывают побеждаемы. Так и ты, говорит, Господи, как только явишься, мы возымеем смелость и враги наши обратятся в бегство и будут побеждены.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся

Чего ради Бог часто не зрит на нас, тому причина сия: понеже и мы отвращаем лице от Него, и обращаем к вещам сотворенным. Но поелику без помощи Божией не можем к Нему обратиться, сего ради Пророк, в лице народа Божия, обоих сих просит, глаголя: Боже, обрати ны! то есть, вдохни в нас любовь Твою, дабы, возымев отвращение от вещей сотворенных, к Тебе паки обратилися, и купно обрати к нам лице Твое, да тако соединяся с Тобою святым союзом любве, спасемся от всех врагов наших, воюющих на нас. Ибо когда Ты отвращаешь лице Твое от нас, тогда мы изнемогаем и погибаем: а когда паки обращаешь, мы возстаем и исцеляемся. Таким образом верные, с одной стороны, причину всех зол поставляют в том, что Бог, раздраженный грехами их, отвратил лице Свое от них, а с другой, – всю надежду спасения своего полагают в единой милости Его. По выражению Священнаго Писания, Бог просвещает лице Свое тогда, когда милует кого; и напротив, покрывает лице Свое мраком, или отвращает очи Свои, когда гневается на нас: но и самый гнев Его не есть некая возмутительная страсть в Нем, а одно токмо действие кроткаго правосудия.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся

Обрати ны – «освободи от рабства и даруй возвращение» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся.

Припев, повторяющийся в псалме три раза - в ст. 4, 8 и 20. - «Восстанови» - молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся

Да обратит Он к лучшему настоящее положение, да покажет снова в милости лице Свое и таким образом поможет ему. Обрати нас с евр. «восстанови нас», т.е. в прежнее счастливое состояние. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся

Выражение обрати ны – переведено с еврейского – «восстанови нас», т.е. в прежнее счастливое состояние. По значению сего слова в славянском языке его объясняют еще и так: Бог как бы не обращает внимания на наше бедственное положение, потому что мы сами отвращаем от Него лице свое, обращая привязанность свою к тварям. Так как без помощи Его мы не можем к Нему обратиться, то пророк и просит здесь о том и о другом, т.е. чтобы Господь Бог своею благодатию обратил наши сердца к Нему, и Сам обратил бы Свое внимание и Свою помощь к нам. Последнее невозможно без первого, как и Сам Господь говорит устами Захарии пророка: «Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» (Зах. 1:3). Просвети лице Твое, т.е. воззри на нас светлым взором Твоим, и мы спасемся. По смыслу Священного Писания, Бог просвещает лице Свое тогда, когда являет кому милость Свою, и, напротив, покрывает лице Свое мраком, когда проявляет гнев Свой (Числ. 6:25; Пс. 47, 30:17; Дан. 9:18). Достаточно Тебе, Господи, как бы так говорит псалмопевец, обратить к нам светлое лице Твое, как мы ободримся, враги увидят нас небеззащитными, и мы избавимся от бед наших.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible