Скрыть
Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем

Спасающаго правыя сердцем. Поелику знаешь Ты помышления сердца нашего, то и испрашиваю поэтому помощи.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем

«Помощь моя от Бога». Собственно на войне, при нашествии неприятелей ищут помощи те, на кого враги нападают, посему и здесь ощутивший невидимых врагов своих и усматривающий предстоящую ему опасность от ополчившихся на него врагов говорит: помощь моя не в богатстве, не в телесных пособиях, не в силе, не в крепости моей, не в человеческом родстве, но «помощь моя от Бога. » А какую помощь посылает Господь боящимся Его, сие видим из другого псалма, в котором сказано: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся его, и избавит их» (Пс. 33,8), и из другого места: «Ангел, иже мя избавляет» (Быт. 48,16).

«Спасающаго правыя сердцем». Прав сердцем тот, чей рассудок не допускает ни излишества, ни недостатка в добродетели, но держится середины. Кто от мужества уклонился в недостаток, тот совращается в робость, а кто простерся в излишество, тот переходит в дерзость. Посему Писание называет «строптивыми» (см.: Притч. 16,28) людей, которые излишествами или недостатками выступают из средины. Как черта делается кривою, когда прямое направление преломляется то в выпуклое, то в вогнутое, так и сердце делается строптивым, когда его то возвышает высокомерие, то унижают скорби и тесноты. Посему Екклезиаст говорит, что «развращенное не может исправитися» (Еккл. 1,15).

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 7-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-11 Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем

«Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи». Что значит: «да прекратится»? Пошли, говорит, наказание и останови злобу их. Как гнилые раны очищаются горькими лекарствами, прижиганиями и отсе­чениями, так и пороки останавливаются наказанием.

Зная это, мы должны оплакивать не тех, которые нака­зываются и страдают, а тех, которые грешат безнаказанно. Первое зло – грешить, а второе – согрешающим не получать никакого врачевания, или, справедливее сказать, это и есть первое и тягчайшее зло. Подобно тому как тяжело не болезни под­вергаться, а заболев не получать врачевания, и как мы жа­леем не столько того, кто имеет гнилостную рану, сколько того, кто имея ее лежит и не получает помощи от врача, а кому делают отсечения и прижигания, того мы считаем воз­вращающимся к здоровью, обращая внимание не на боль, про­исходящую от резания, а на выздоровление, так должно думать и о душе: печалиться и скорбеть следует не о тех, которые наказываются, – их возвращают к здоровью, – но о тех, ко­торые грешат безнаказанно. Но, скажешь, если наказания удер­живают от пороков, то почему мы не каждый день наказы­ваемся за грехи? Потому что если бы так было, то род чело­веческий давно уничтожился бы и не было бы времени для по­каяния. Вспомни Павла. Если бы он был наказан за гонение и умерщвлен, то как он имел бы время покаяться, после покаяния совершить множество добрых дел и, так сказать, всю вселенную привести от заблуждения к истине? Не видишь ли, что и врачи, когда кто имеет много ран, употребляют ле­карство не настолько сильное, какого требует свойство ран, но какое могут перенести силы больного, чтобы, врачуя раны, не погубить больного? Поэтому и Бог наказывает не всех вдруг и не всех по заслугам, но слегка и постепенно; и часто, на­казывая одного, вразумляет чрез него многих других. Так часто бывает и с телом: отсечение одного члена доставляет здоровье многим другим. Посмотри, как проникнута любовью душа праведника, как он всегда ищет пользы общей и истреб­ления пороков, – не того, чтобы отмщено было врагам его, но чтобы они отстали от пороков. Будем же и мы всегда иметь в виду, как бы прекратились пороки; будем скорбеть о тех, которые погрязли в них, хотя бы они были одеты в шелко­вые одежды, и ублажать тех, которые живут добродетельно, хотя бы они боролись с крайней бедностью, оставим внешность и проникнем в душу тех и других. Тогда мы и увидим бо­гатство одного и бедность другого. В самом деле, что за важ­ность, когда кто-нибудь снаружи одет в блестящие одежды? Чем он отличается от мастерских и вешалок? Чем он богаче тех, кто ими торгует? Но не таково богатство пра­ведника: оно прочно и постоянно. Если же богатые, будучи так бедны, не чувствуют этого, то нисколько не удивительно. И по­мешавшиеся в уме не чувствуют своей болезни, но поэтому особенно они и жалки, а отнюдь не счастливы; если бы они чув­ствовали, то по крайней мере, обратились бы к врачу, а теперь самое тяжкое зло от этой болезни в том и состоит, что они, подвергшись ей, даже не понимают, что они подверглись ей. Поэтому не смотри на то, что богач радуется обогащаясь, но потому самому особенно и оплакивай его, что он не чувствует, какому он подвергается злу. Радоваться этому свойственно не человеку, но крайне неразумному.

«И праведника подкрепи». Что это значит? Когда порочные наказываются, говорит, тогда пра­ведные делаются более внимательными, так что отсюда происхо­дят два блага: те отстают от порока, и эти более прилеп­ляются к добродетели. Как здоровый человек, видя другого, которому делают прижигание или отсечение, делается более внимательным к своему здоровью, так точно и здесь. Под­линно, многие тогда соблазнялись даже из таких, которые по-видимому были внимательны к самим себе, и впадали в ма­лодушие при виде благополучия людей порочных. Потому пророк и в другом месте говорит: «едва не поскользнулись стопы мои, – я позавидовал безумным» (Пс.72:2-3). И другой писатель говорит: «почему путь нечестивых благоуспешен» (Иер.12:1)? Иов также предлагал много таких вопросов. Но тогда говорившие так и спрашивавшие говорили и спрашивали потому, что были несо­вершенны; а теперь смущающийся этим недостоин никакого прощения, потому что научен такому любомудрию, принял та­кое учение о будущем, получил яснейшее наставление и о геенне, и о царстве, и о том, что каждому воздастся там по заслугам.

«Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже» (δίκαιος). «Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем». Другой переводчик (Феодотион) говорит: испытатель (έταστής) сердец и утроб, Боже праведный, защитник мой (υπερασπιστης μου). Третий - неизвестный переводчик, упоминаемый у Оригена в Экзаплах: Боже праведный. А семьдесят толковников сказали так: испытывающий сердца и утробы Боже, праведна (δίκαια) помощь моя от Бога. Про­рок сказал, что Бог будет судить вселенную; теперь говорит и то, как Он будет судить. Он не нуждается, говорит, ни в свидетелях, ни в обличениях, ни в доказательствах, ни в письменных удостоверениях, и ни в чем подобном, потому что Он сам знает сокровенное. Итак, пусть никто из безумных не говорит: как Он будет судить мир, столь огромный? Кто сотворил мир несуществующий, тот может судить существующий. «Утробами» пророк называет здесь со­кровенные мысли, самые внутренние, самые глубокие, заимствуя сравнение от положения этой части тела.

Что значит: «испытуешь», или как другой переводчик (неизвестный см. Ориг. Экз.) сказал: исследующий (δοκιμάζων)? Хотя здесь выражения чело­веческие, но мысли – достойные Бога. Как Павел, говоря: «Испытующий же сердца» (Рим. 8:27), употребляет слово: испытывать вместо – ясно знать, так и он употребляет слово: «испытуешь» вместо слов: точно знающий. И исследовать значит – раскрыть, что со­ставляет признак точного разумения и знания, как и Павел говорит: «все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13).

«Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем». Другой переводчик говорит: правед­ный защитник мой. Что значит: «щит мой в Боге»? Справедливо, говорит, она была бы оказана мне Богом, потому что я не прошу ничего неправедного. Так и мы, если хотим удостоиться помощи свыше, должны просить того, что согласно с праведностью, чтобы самим свойством прошения склонить к себе Спасающего «правых сердцем». Этому Он содействует, этому обыкновенно Он внемлет. Так как я, говорит про­рок, не простирал рук своих на неправду и не мщения же­лаю, то справедливо была бы оказана мне помощь от Бога. Зная это, не будем просить ничего такого, что препятствует подая­нию. Если ты станешь просить против врагов, то помощь тебе была бы неправедна, потому что это противно закону Подающего помощь; также, если станешь просить богатства, красоты, или чего-нибудь подобного, житейского, скоропреходящего и против­ного любомудрию души. Будем же просить так, чтобы и полу­чить.

Беседы на псалмы. На псалом 7

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 10-11 Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем

«Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго». Вместо: «да скончается» Симмах поставил: да свершится. Если злоба живущих порочно окажется суетною; то питомцы добродетели с большим усердием совершат предлежащий им путь.

«Испытаяй сердца и утробы Боже». Праведная «помощь моя от Бога спасающаго правыя сердцем». Утробами Пророк именует здесь помыслы. Поелику в утробах возбуждаются похотливыя пожелания, от них же потом возникают помыслы вожделения; то в переносном смысле помыслы и назвал утробами. Посему, говорит, Ведущий сокровенные помыслы ума человеческаго, окажет мне справедливую помощь, как обычно Ему делать сие; потому что всегда защищает обижаемых. За сим устрашает уже Пророк живуших в злобе, указуя на праведныя наказания, и предвещает гибель Ахитофелу.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем

9) Памяти достойно то, что Давид святой поет далее в том же 7-м псалме: Помощь моя от Бога, спасающего правых сердцем. Примечай, кому Бог помощь Свою подает и кого спасает? Тех, которые правы сердцем. Кто же прав сердцем? Ответ: те, которые чи­стосердечно обратились, и веруют в Него, и в обновлении жизни ходят, воле Его следуют, и угождают Ему всем сердцем, – таковым по­мощь Свою подает Бог, таковых и спасает. Будем же и мы следовать воле Божией, а не своей, дабы угодить Ему, и тогда спасет нас. Спасайся.

Размышления и замечания из текстов. Размышление 12

Евфимий Зигабен (†1118)

Помощь моя от Бога спасающего правым сердцем

Будучи прав и прост сердцем и стараясь направлять себя по правому пути добродетели, я, говорит, ожидаю себе помощи—не человеческой, которая бесполезна, но помощи от Бога, могущего спасти меня.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем.

Из общаго предложения выводит частное о себе самом заключение, показывая, что имея толико правосуднаго Бога, праведно надеется на помощь Его. Помощь моя, глаголет, от Бога. То есть, Тот, Который испытует сердца и утробы, и ведает мою правоту, что я не воздавал зла за зло, Тот, глаголю, подаст мне скорую и известную помощь: Ему бо единому приличествует помогати невинно гонимым, и спасати правыя сердцем. Той убо и мене спасает, и врагов моих судити будет. Сие назнаменуя, присовокупляет:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

Так как Бог - судия праведный, Давид уверен, что Он накажет его врагов, копавших для него ров

Так как Бог - судия праведный и долготерпеливый, не сразу карающий врагов, то Давид вверяется Ему и видит в Нем свой «щит», опору и защиту.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

7:9-12. Госпо́дь су́дит лю́дем: суди́ ми, Го́споди, по пра́вде мое́й, и по незло́бе мое́й на мя.
Да сконча́ется зло́ба гре́шных, и испра́виши пра́веднаго, испыта́яй сердца́ и утро́бы, Бо́же, пра́ведно.
По́мощь моя́ от Бо́га, спаса́ющаго пра́выя се́рдцем.
Бог суди́тель пра́веден и кре́пок, и долготерпели́в, и не гнев наводя́й на всяк день.


Самое течение речи седьмого Псалма свидетельствует о глубоко и сильно взволнованном состоянии Псалмопевца. Отсюда резкие переходы, повышенная энергия в выражениях, и в то же время ощутительное подыскивание им мыслей, которые бы дали успокоение его сердцу.
В Псалме можно указать шесть частей. В четвертой части (стихи: 9–12) Давид успокаивает свое сердце мыслями о правосудии Божием, в светлом, утешительном сознании, что «помощь его от Господа, спасающего правыя сердцем». Исповедуя здесь, что «Бог – Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив».

Подавляющее большинство людей, от помрачения грехами своими, совершенно не замечает, как творится Господом и над целыми народами, и над отдельными людьми, особенно выдающимися, то по праведности своей, то по своему нечестию, правый и порой грозный суд Господень. Напротив того Давид, от непорочности своей, имевший проницательными очи свои духовные, постоянно твердит в Псалмах об этом суде Божием, которым охотнее всего себя и утешает, как и видим мы это и в дальнейших стихах (10–12).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем

В этих словах из общего положения о правосудии Божественном пророк выводит частное, благоприятное для себя лично заключение: Правосудный Бог спасает невинных и правых сердцем; а потому, ведая правоту мою и незлобие, Он подаст и мне скорую помощь против врагов.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible