Скрыть
Бг҃ъ сꙋди́тель првⷣнъ, и҆ крѣ́покъ, и҆ долготерпѣли́въ, и҆ не гнѣ́въ наводѧ́й на всѧ́къ де́нь.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

Бог судитель праведен и кpеnoк и долготерпелив. Этим изображает дoлгoтepпениe в Боге, Который, если не совсем прощает, то отлагает наказание наше.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

Кажется, что Пророк говорит сие, имея в виду тех, которые смущаются иногда приключившимся, как бы для успокоения сих людей от смущения, чтобы они не теряли веры в Промысл, о всем пекущийся, видя неотмщенным восстание сына на отца и благоуспешный лукавый замысел Авессаломов. Почему, исправляя, что в их умозаключениях неразумно, засвидетельствовал им «Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день». Не без причины бывает все то, что ни случается. Напротив того, Бог возмеривает по мерам каждого, какими он предварительно измеривал свои поступки в жизни. Поскольку сделал я какой-нибудь грех, то и получаю, что заслужил. Итак, «не глаголите на Бога неправду» (Пс. 74,6), ибо Бог «судитель праведен». Не думайте так низко о Боге, чтобы почитать Его не имеющим сил отмстить, ибо Он «и крепок». Какая же причина тому, что не скоро налагает казнь на согрешающих? Та, что Он «долготерпелив и не гнев наводяй на всяк день».

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 7-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

Другой переводчик (неизвестный см. Ориг. Экз.) говорит: негодующий (έμβριμώμεγος) на всяк день; в еврейском: во всю жизнь (χατά πάσαγ ζωήγ); еще иной (Акила): угрожающий (απειλούμεγος), него­дующий, не наказывающий. Смысл этих слов следующий: если Бог «праведен», то, конечно, Он желает наказать неправедных; если Он «крепок», то, конечно, может сделать это. Но в чем, скажешь, Его человеколюбие, если Он судит по правде? Во-пер­вых, в том, что Он не вдруг посылает наказание, а больше всего – что Он прощает все грехи в купели возрождения; во-вторых, в том, что подает и покаяние. Если ты представишь, что мы грешим каждый день, то особенно увидишь, как не­изреченно величие Его человеколюбия. Это самое выражая, про­рок и говорит: «Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый]» .

Ты недоумеваешь: почему Он не наказывает, если и может и желает? Знай, говорит пророк, что Он долготер­пелив и «всякий день строго взыскивающий». Чтобы кто-нибудь из неразум­ных не подумал, будто Бог не наказывает по бессилию, он показывает причину замедления: потому что долготерпение Божие велико и безмерно. Он долготерпит для того, чтобы привести тебя в покаяние; а если ты от этого врачества не получишь ни­какой пользы, то Он и пошлет наказание. Так, мы каждый день заслуживаем наказание. Если бы это было несправедливо, то пророк не указал бы на это, как на нечто важное: «всякий день строго взыскивающий». Но так как дела требуют наказания, а человеколюбие Божие удерживает, заслуженное наказание, то он и говорит это. Видишь ли, как он здесь и показывает бес­страстие Божие, и «взысканием» называет наказание? Никто ведь не на­водит гнева на другого, но сам в себе имеет гнев, а на дру­гого наводит наказание. Таким образом, не что другое, как на­казание, он означает словами: «всякий день строго взыскивающий». А почему он говорит: «всякий день»? Пусть каждый углубится в свою совесть и тогда поймет это. Не стану говорить о тайных грехах каждого; кто может избежать общих грехов? Каких? Например: есть ли день, в который бы мы не молились лениво и с великой небрежностью? А что это заслуживает гнева Божия, можно видеть из следующего. Скажи мне: если бы ты подошел к судье зевая, и был обличен, то он не подверг ли бы тебя тотчас же наказанию и не отправил ли бы в ссылку? Да, скажешь, потому что он – человек. Что же? Как человек, он, будучи оскорблен, по справедливости не должен был бы гневаться, потому что оскорблен равным ему по достоинству человеческому; а Бог, будучи оскорбляем, справедливо мог бы посылать наказание. Грех против Него больше греха против человека. Притом человек, поступая так, имеет в виду, свое благо, а Бог – твое, так что и в этом отношении грех против Него заслуживает большего негодования. Ведь не одно и тоже – презирать ищущих своего, или ищущих – твоего. Последнее заслуживает большего гнева, – когда ты не остав­ляешь лености, даже намереваясь просить полезного для тебя самого. Еще: кто не обижал брата напрасно? Не говори мне, что обижал раба; «во Христе Иисусе нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал.3:28). Кто, опять, не осуждал? Кто не лгал? Кто не смотрел сладострастными глазами на женщину? Кто не завидовал? Кто не тщеславился? Кто не говорил празд­ного слова? Все это подлежит наказанию. Если бы мы, не забо­тясь о духовном, были также беспечны и касательно житей­ского, то заслуживали бы некоторого извинения, но теперь мы лишены и этого оправдания. В делах житейских мы – бодры, а в духовных – совершенно нерадивы.

Беседы на псалмы. На псалом 7

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

Он имеет человеколюбие, по которому долго терпит человеческия прегрешения; потому что, если и видит, что люди от онаго не приобретают пользы, все еще медля наказанием, устрашает их пока угрозами. Но если, и сим пренебрегши, все еще будут они грешить, немедленно уже, по всей справедливости, предает их конечной пагубе. Сие и выразил Пророк в присовокупляемых словах.

Евфимий Зигабен (†1118)

Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

Бог (есть) судитель (судия) праведен, и крепок и долготерпелив

Слова эти, по-видимому, направляет пророк против тех, которые соблазнялись о провидении Божием, задавая себе вопрос: почему оно попустило сыну восстать на своего отца? Итак праведен значит соразмеряющей воздаяния свои с деяниями, крепок, иначе говоря такой, который все может, что ни захочет, долготерпелив же тот, кто не тотчас посылает наказание на виновных.

И не гнев наводяй (обнаруживающий) на всяк день

Это добавил пророк для пояснения того, в чем именно состоит сущность долготерпения Божия. Тогда как мы, согрешая каждый день, ежеминутно становимся достойными наказания Божия; сам между тем долготерпящий на нас Господь наш всякий раз предоставляет нам время на раскаяние. Под гневом здесь должно разуметь наказание постигающее грешников. Некоторые недоумевают относительно того, каким образом Бог, будучи праведен и наказывая достойно грешников, может в тоже время быть и человеколюбивым? На это ответим: праведен Он, как воздающий каждому достойное, человеколюбив же, как не тотчас подвергающей нас заслуженному наказанию, но терпящий нас и предоставляющий нам время для нашего обращения на путь добродетели, как непопускающий врагу нашему действовать против нас по злой воле его, и всеми способами пекущийся о нашем спасении.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.12   Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

Ст.12   Бог – судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий
 

И не гнев наводяй на всяк день.
Отцы в толковании сих слов держатся LХХ. Давид, как думает св. Василий В., здесь имеет в виду тех, которые смущались, видя не наказанным восстание сына на отца и благоуспешным лукавый замысл Авессалома. Нет, говорит Давид, Бог не бессилен, Он крепок, может наказать нечестивого, но Он долготерпелив, ожидает покаяния и исправления, а потому не заявляет гнева Своего каждодневно, не поражает казнями во всякое время (Злат., Вас. В.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

Так как Бог - судия праведный, Давид уверен, что Он накажет его врагов, копавших для него ров

Так как Бог - судия праведный и долготерпеливый, не сразу карающий врагов, то Давид вверяется Ему и видит в Нем свой «щит», опору и защиту.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день

После молитвы в сердце псалмопевца является теперь успокоительная надежда на праведную (праведно) помощь; если Бог праведен, то и должен Он помогать праведнику; это и может Он, ибо Он всемогущ (крепок); а если Он на некоторое время гневается на праведника, т.е. если допускает ему бедствовать, то это продолжается не навсегда (не до конца прогневается); как долготерпеливый, Он только ожидает некоторое время, не отстанут ли нечестивцы сами по себе от преследования праведника; а если они этого не делают, то Бог приходит с судом на них. Поэтому псалмопевец обращается с грозным требованием к своим гонителям: аще не обратитеся...

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

7:9-12. Госпо́дь су́дит лю́дем: суди́ ми, Го́споди, по пра́вде мое́й, и по незло́бе мое́й на мя.
Да сконча́ется зло́ба гре́шных, и испра́виши пра́веднаго, испыта́яй сердца́ и утро́бы, Бо́же, пра́ведно.
По́мощь моя́ от Бо́га, спаса́ющаго пра́выя се́рдцем.
Бог суди́тель пра́веден и кре́пок, и долготерпели́в, и не гнев наводя́й на всяк день.


Самое течение речи седьмого Псалма свидетельствует о глубоко и сильно взволнованном состоянии Псалмопевца. Отсюда резкие переходы, повышенная энергия в выражениях, и в то же время ощутительное подыскивание им мыслей, которые бы дали успокоение его сердцу.
В Псалме можно указать шесть частей. В четвертой части (стихи: 9–12) Давид успокаивает свое сердце мыслями о правосудии Божием, в светлом, утешительном сознании, что «помощь его от Господа, спасающего правыя сердцем». Исповедуя здесь, что «Бог – Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив».

Подавляющее большинство людей, от помрачения грехами своими, совершенно не замечает, как творится Господом и над целыми народами, и над отдельными людьми, особенно выдающимися, то по праведности своей, то по своему нечестию, правый и порой грозный суд Господень. Напротив того Давид, от непорочности своей, имевший проницательными очи свои духовные, постоянно твердит в Псалмах об этом суде Божием, которым охотнее всего себя и утешает, как и видим мы это и в дальнейших стихах (10–12).

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 12–13 Бог Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и

Этими словами, с одной стороны, подтверждает то, что прежде говорил о правосудии и всеведении Божественном, а с другой стороны, дает знать, что Бог, хотя долготерпелив, и не всегда, не во всякий день изливает праведный гнев Свой, но угрозы и прещения Свои на нераскаянных грешников готов всегда, во всякое время привести в исполнение. Оружие Свое очистит – значит: сделает блестящим, изострит. Аще не обратитеся, т.е. если вы, грешники, не обратитесь к Господу и Сердцеведцу Судии с раскаянием, если не возвратитесь на истинный путь благочестия, то оружие для наказания вас у Него уже готово: лук Свой напряже – и направляет его на вас.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible