Скрыть
рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела

Ров изры, и ископа и. Уготовав смерть Спасителю Христу, сам предается смерти.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела

«Ров изры и ископа и». В Божественном Писании находим, что ров берется не в очень хорошем смысле; как кладезь водный - не в худом смысле. Ибо был ров, куда брошен Иосиф своими братьями. И когда Господь поражает - поражает «от первенца Фараонова до первенца пленницы, яже в рове» (ср.: Исх. 12,29). И в псалмах сказано: «Привменен бых с низходящими в ров» (Пс. 87,5), и у Иеремии: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2,13). Да и у Даниила описан ров львиный, в который был ввержен Даниил.

А кладезь ископывает Авраам, ископывают также отроки Исааковы. При кладезе успокоился ушедший из Египта Моисей (см.: Исх. 2,15). И от Соломона приемлет заповедь «пить воды от своих сосудов и от своих кладенцев источника» (ср.: Притч. 5,15). И Спаситель при кладезе беседует с самарянкою о Божественных тайнах. А почему ров берется в худом значении, кладезь же в хорошем, тому полагаем следующую причину: вода во рвах бывает пришлая, падающая с неба, а в колодцах водяные жилы, засыпанные землею пока место не разрыто, обнаруживаются, как скоро сняты покрывающие их глыбы земли или лежащие сверху другие вещества, входящие в состав земли.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом седьмой.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 Се, боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие: ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела

«Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь». В еврейском: вместо боле – иевал = зачал бо­лезнь. Другой переводчик (Симмах) говорит: и зачав (καί κυήσας). И родил беззаконие. Другой (Акила): ложь (ψεύδός).

«рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил». Другой (Симмах): в погибель, которую устроил (είς διαφθοράν ήν είργάσατο). Пророк сказал, что Бог приготовился наказать; сказал, что Он посылает наказания; вразумил этим слушателя, показав, что над ним висит гнев свыше; а теперь научает его самим делом и показы­вает, что еще прежде наказания нечестие само по себе есть на­казание. Выражая это, и Павел говорит: «получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим.1:27), и представ­ляет примеры потерпевших крайние бедствия от нечестия. Так как многие из людей грубых обыкновенно тогда осо­бенно вразумляются, когда увидят наказания на других, то он представляет и их. Так делает и Христос, который, сказав многое о геенне, представляет и вверженных в нее, как-то: богатого, жившего при Лазаре, дев безумных, раба, скрывшего один талант в землю, и пострадавших в настоя­щей жизни, как-то: задавленных упавшей башней и тех, которых кровь Пилат смешал с жертвами (Лк. 13:1,4). Так и Петр, сказав многое о геенне, тогда особенно поразил слушателей, когда представил примеры наказанных, и пред глазами их совершил наказание Анании и Сапфиры (Деян. 5:1). Так и Павел поступил с волхвом (Деян. 13:11). Тоже, только иным образом, он внушает, когда упоминает о странствовавших в пустыне и говорит так: «не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне» (1Кор. 10:1-5). Говоря о будущем, т.е. о геенне, нака­зании и мучении, он приводит доказательства этого из про­шедшего, представляя самих наказанных, одних – змиями, других – всегубительной смертью. Тоже делает здесь и Да­вид, имея в виду или Ахитофела, или Авессалома. Некоторые утверждают, что это сказано им об Ахитофеле. так как будто бы несвойственно одному и тому же лицу говорит: «сберегите мне отрока Авессалома», и после смерти его: «о, кто дал бы мне умереть вместо тебя» (2Цар. 18:5,33), – и говорит то, что теперь Он говорит. Но первое он мог говорить по естественному побуждению природы, а последнее теперь по вдохновению Духа. Впрочем, об Авессаломе ли, или об Ахитофеле сказано это, нужно вникнуть в сказанное; о лицах же, к кому это отно­сится, много рассуждать не буду.

Чему же мы научаемся отсюда? Пророк внушает, что копающий яму ближнему сам впадет в нее; и как женщины, находящиеся в муках рождения, терзаются этими муками, так и строящий козни, прежде нежели обидит ближнего, сам тер­зается и мучится, и притом не легко, а с великой болью. Желая выразить силу этой боли, он и назвал ее болезнью рож­дения. Вообще, когда Писание хочет показать нам невыносимую скорбь, то выражает ее названием болезни рождения. Так и в другом месте говорится: «ужас объял жителей Филистимских» (Исх. 15:14), т.е. страх, трепет, труд, скорбь. Также Павел говорит: «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фес. 5:3). Здесь он указывает на два обстоятельства: на невыносимость и на неожиданность страдания. И Езекия говорит: «младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить» (Ис. 37:3), выражая болезнью рождения невыносимый страх свой и беспокойство. Так точно выражается и здесь пророк. Подлинно, хотя бы кто был безмерно порочен, суд совести не истребляется, потому что он – от природы и внедрен в нас Богом вначале. Какие бы мы ни употребляли усилия, он остается, взывая, осуждая, наказывая, и нет никого из живу­щих порочно, кто не испытывал бы тысячи мучений, и замыш­ляя злое, и приводя замысел в исполнение. Был ли кто по­рочнее Ахаава? Но и он, пожелав виноградника, вспомни, какое испытал мучение. Будучи царем и обладателем всего, не встречая себе противоречия ни от кого, он, не вынося упреков совести, ходил печальный, с поникшею головою, смущенный, пасмурный, выражая на лице своем упрек осуж­дающей совести и не имея возможности скрыть скорбь, бывшую в душе его; потому и был замечен женою (3Цар. 21:5). Предатель, решившийся на такое злодеяние, не вынося мучений от упреков совести, повесился, и таким образом, окончил жизнь. Но как живущий порочно терпит мучения, так живу­щий добродетельно наслаждается спокойствием и душевным миром. Посмотри, сколько мучений терпит тот, кто хочет отомстить кому-нибудь, или сделать какую-нибудь несправедли­вость. Он исполняется гнева, разрывается с досады, подвер­гается волнению бесчисленных помыслов, избирает тысячи путей, чувствует страх, ужас и трепет, успеет ли он в своем намерении, исполнит ли мщение; а между тем гнев неудержимо тревожит его, – и вот прежде, нежели нанес обиду другому, он губит самого себя. Напротив, воздержи­вающийся от гнева свободен от всего этого; и весьма есте­ственно, потому что он господин самого себя и сам устрояет все, а тому нужны и время, и место, и хитрость, и коварство, и оружие, и приготовления, и дерзость, и лесть, и раболепство, и лицемерие. Видишь ли, как легка добродетель, и как труден порок, – как та спокойна, а этот исполнен смятения?

Изображая его, пророк и говорит: «нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь». Отсюда видно, что неправда не в природе нашей, но есть нечто чуждое нам. Потому она и тяготит и, пока мы не освободимся от нее, причиняет нам болезни рождения. Так, зародившийся младенец, пока совер­шенно не разовьется, естественно остается в утробе матери; потому оставаясь в ней, и не причиняет боли; а когда разо­вьется, то пребывание его там делается неестественным, и оттого происходят болезни рождения. Природа, стесняемая, ста­рается извергнуть его вон, как совершившая и выполнившая все и долее уже не имеющая возможности носить его. Впрочем, здесь бывает наперед зачатие, а потом – болезни рождения; а там – наперед боль, а потом уже зачатие и роды, Что же это значит? То, что здесь болезни рождения бывают только во время родов, а там – с самого начала. Как только человек захотел чего-нибудь худого, то прежде, чем остановился на этом своею мыслью, является смущение и беспокойство в душе его. Семя, однажды положенное в утробу женщины, само и обра­зуется в состав рождаемого; а в людях, строящих козни, сегодня зарождается один помысел, завтра другой, и тысячи дурных семян бросаются одно за другим, и каждый день являются новые зачатия и болезни рождения, которые терзают производящую их душу. Здесь бывает рождение не такое, какое обыкновенно бывает у женщин; оно подобно рождению ехидн, у которых дети рождаются, разрывая утробу и расторгая бока матери: так бывает и с кознями и неправдою! Но сколько бы мы ни усиливались, мы не можем изобразить словами того мучения, какое испытывают злые. Потому некто и сказал: «если буен, то один потерпишь» (Прит. 9:12). Действительно, что несноснее и мучительнее состояния человека завидующего, строя­щего козни, домогающегося чужой собственности? Эти страсти терзают душу жестче всякого палача.

Итак, справедливо пророк назвал такие помыслы болезнями рождения. Но как женщины рождают от совоку­пления с мужчинами, и, если тела их здоровы, то таковы же бывают и рождающиеся от них дети, а если повреждены, то и дети по природе своей бывают похожи на родителей, так – и с помыслами. Если ты будешь обращаться с людьми добрыми, то таковы будут и твои порождения, а если – со злыми, и при этом не будешь осторожен, то получишь от них великий вред. Послушай, что говорит пророк: «были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер» (Ис. 26:18); и о произведениях диавола: «высиживают змеиные яйца и ткут паутину» (Ис. 59:5). Будем же убегать людей порочных. Не безрассудно ли, тогда как можно зачинать и рождать по заповедям Божиим, не хотеть этого, но гоняться за обществами людей порочных, поступая подобно женщине, которая, имея возможность соединиться с царем, не захотела бы этого, но, вместо него, избрала бы себе в сожителя разбой­ника и вора?

«Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил». Здесь пророк опять употребляет переносные выражения; как болезнями рождения он выражает скорбь, так рвом изобра­жает трудность освобождения от порока. «И упал в яму, которую приготовил», или как говорит другой: «кто роет яму, тот упадет в нее» (Прит. 26:27). И это дело человеколюбия Божия – назначить коварству такую участь, что сети опутывают самих людей коварных, дабы они и этим вразумились отстать от вражды и козней против ближнего. Так случилось при Моисее. Тот, кого хотели умертвить, спасся; а фараон тем самым способом, каким злоумышлял против младенцев, погубил самого себя, – потому что, приказав умерщвлять мла­денцев, он вынудил мать Моисея из страха выставить дитя в реке, из которой дочь фараона вытащила корзинку и, на­шедши в ней дитя, воспитала того, который, выросши, погубил их всех (Исх. 2:3). Отсюда ясно открывается благое промы­шление Божие, и подается людям порочным сильное вразумле­ние, а убегающим пороков – утешение. Так случилось и с прекрасным Иосифом. Братья, продав его в рабство, потер­пели то, что потерпели; ему не причинили никакого вреда и даже принесли пользу, а сами испытали печальные последствия. И много можно было бы привести подобных примеров. Посмотри и на других.

Взял ли кто чужую собственность? Он погубил самого себя. Обиженному, как часто бывает, он принес даже пользу, а своей душе причинил вред. Оскорбил ли кто другого? Он пронзил мечом самого себя. Не терпеть зло, а делать зло, составляет истинное бедствие. Потому и Павел увещевал лучше терпеть обиды, нежели обижать (1Кор. 6:7). И Хри­стос учил, если кого ударят по щеке, не отвечать тем же, но и подставлять себя еще для получения удара (Мф. 5:39). Это знак величайшей силы, это производит терпение, это де­лает душу крепкою, это поставляет ее выше страстей. Тот, кто обижает, бьет, или позорит другого, наперед сам уло­вляется страстью и делается пленником, а потом уже, по-ви­димому, причиняет вред ближнему, тогда как сам уже под­вергся жесточайшему злу, предав себя крайнему рабству.

Беседы на псалмы. На псалом 7

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-16 Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет

Запутается в собственных сетях своих, получит награду за труды свои, и уловлен будет мрежами, какия разставил для уловления других.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ров изры (вырыл) и ископа и (укопал его) и падеть в (ту) яму, юже содела

Он готовил, говорит, мне опасность, и опасность такую, от которой я едва мог избавиться, что именно выражается в уподоблении этой опасности рву. Как из рва нельзя уже убежать тому, кто в него попал, особенно если ров этот ископан, то есть вдвойне углублен, подобно этому и та опасность, которую готовил для меня отцеубийца— мой сын, имеет с одной стороны глубину коварства, с другой она снабжена смертностною окружностию. Но он сам попадет в эту опасность, в наказание за то, что хотел поймать в нее меня.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела.

Сими и следующими за сим словами доказывает Пророк, что нечестивые люди тем самым действием, которым вред причиняют праведным, самим себе вредят. Сие же праведное наказание насылает на грешников Бог, устрояя чудесным промыслом Своим так, дабы все умыслы и коварства их на них самих обращалися. В доказательство сего употребляет слова преносныя, взятыя, во-первых, от жены, мучащияся родами, и производящия плод непотребный, сиречь, изверга. Во-вторых, от человека, копающаго ров или яму, и самого во оныя впадающаго. Наречие указательное, се, означает презрение или насмешку. Се, глаголет, боле нечестивый наветник неправдою. Чего ради? Понеже зачат злую зависти болезнь. И что по сем? Роди беззаконие, или, как в Еврейском тексте изображено, ложь, мечту и призрак. Ров изры и ископа. Чего ради? Дабы праведнаго или тайно, или явно погубить. Но что из сего? Сам окаянный падет в яму, юже содела другому. Отсюду явствует, каким родом болезни мучился грешник. Зачатие болезни есть зачатие зависти, или ненависти на ближняго, яже суть семена или начала зол; а рождение, последующее за сим, есть плод оныя. И праведно зачатие зависти или ненависти нарицает зачатием болезни: понеже зависть и ненависть мучат и терзают душу завидующаго и ненавидящаго. От сего злаго семене зачатаго раждается плод растленный, или дело беззаконное, яко то: убийство, хищение, ложь, клевета, ложное свидетельство, клятвопреступление, измена Богу, Государю, Церкви и ближнему. Итак слова сии, боле неправдою, положены здесь вместо оглавления, а потом вкратце изъяснены чрез оныя слова: зачат болезнь, и роди беззаконие. А понеже сказал, что грешник родил беззаконие, то есть, ненависть на праведнаго; того ради присовокупляет, что и ров ископал: ров изры, и ископа и, которым подобием означает, что грешник иногда явно, а иногда тайно устрояет козни праведному. И понеже рождение и копание суть действия трудныя; то сим означается, что злыя дела не без болезни и труда содеваются. За сим следует: и падет в яму, юже содела. Чем показывает Пророк, что злыя оныя дела грешников самим им точию вредят, как сказано выше. Далее то же самое изображая другими словами, присовокупляет:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.16-17   ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет.

Ст.16-17   рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.
 

Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Решается вопрос: какой конец всех замыслов нечестивых, уготовляющих погибель праведникам? Ответ: их собственная погибель. Саул, Авессалом, Ахитофел, строившие козни Давиду, как бы рывшие под ним яму, сами в нее упали и погибли жалким образом, один закололся, другой повис на дереве и убит, третий удавился.
Ст.(Пс.7:17): обратися болезнь его на главу его. С Евр. весь стих: «Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя». Болезнь, т.е. усиленный, тяжелый труд Авессалома (или Ахитофела), козни его обратились на него самого. И на верх его неправда его снидет. Неправда или беззаконие пало на самое темя его головы; «он сам погубил свою голову» (Злат.): погиб от собственного своего беззакония. Св. Афанасий разумеет Иуду Искариотского, который, уготовав смерть Спасителю, сам предается смерти – временной и вечной.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-18 Аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела. Се, боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие: ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде его и пою имени Господа вышняго

Враги Давида, в своих несправедливых преследованиях на него, являются врагами Господа; Бог же не потерпит торжества неправды, а потому нечестивые непременно будут наказаны и погибнут, как гибнут от «сосудов смерти», носителей смерти, т. е. стрел, причиняющих раненому «палящие», воспаленные, гнойные и смертельные раны. Чем глубже ненависть по отношению («зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» - образ силы неприязни) к Давиду, тем страшнее будет нечестивцу кара от Бога. Злоба и злодейства обратятся на «его голову», на него самого и сделаются причиной его гибели. Эта вера Давида в непреложность гибели его врагов нечестивцев вызывает в нем необыкновенный подъем духа и служит источником составления в честь Бога, как защитника правды, хвалебного гимна («пою имени Господа»).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела

См. Толкование на Пс. 7:15

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

7:15-17. Се боле́ непра́вдою, зача́т боле́знь, и роди́ беззако́ние:
ров изры́, и ископа́ и́, и паде́т в я́му, ю́же соде́ла.
Обрати́тся боле́знь eго́ на главу́ eго́, и на верх eго́ непра́вда eго́ сни́дет.


Самое течение речи седьмого Псалма свидетельствует о глубоко и сильно взволнованном состоянии Псалмопевца. Отсюда резкие переходы, повышенная энергия в выражениях, и в то же время ощутительное подыскивание им мыслей, которые бы дали успокоение его сердцу.
В Псалме можно указать шесть частей. И в заключение, в шестой части (стихи: 15-17) обращается и к главному виновнику клеветы (т. е. Ахитофелу), тому, кто болел неправдой, зачал болезнь и родил беззаконие, и предсказывает ему, что сам он и впадет в ту яму, что приготовил, и там выявится неправда его.

Здесь Давид из среды беззаконников выделяет одного, выдающегося по коварству своему и злобе, по всей вероятности – Ахитофела, и дает краткую, но наглядную и сильную характеристику этого изменника, предрекая ему, так быстро исполнившуюся потом над ним, погибель, сравнивая ее с могилой, которую рыл он для другого, а сам впал в нее, и со «стрелой или камнем, которые, будучи брошены в высоту, опять возвращаются на главу стреляющего или бросающего».

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 15–16 Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела

Всякая неправда есть грех (Ис. 59:12); а грех сам по себе есть уже болезнь души. Всякое греховное действие начинается от греховного пожелания, греховной мысли, зарождающихся в уме и сердце. «От сердца бо исходят, – говорит Христос Спаситель, – помышления злая, убийства, прелюбодеяния, татьбы…» и проч. (Мф. 15:19). Каждый грешник, или беззаконник, прежде чем совершить преступное или беззаконное деяние, увлекается неправедной мыслью, которая производит в сердце его преступное желание, а это последнее доводит его до греха или беззакония. Вот нечестивый, говорит пророк, был болен неправдой, плодом которой было беззаконие. По мнению блж. Феодорита, говоря эти слова, царь-пророк Давид имел в виду бывшего советника своего Ахитофела, который, будучи чем-то недоволен, передался на сторону Авессалома, способствуя заговору последнего в восстании против отца его Давида. Ахитофел болел неправдой, задумав изменить законному царю своему, был чреват злодейством, составляя заговор с Авессаломом против царя, и родил беззаконие, вооружив сына против отца. Те же самые Авессалом и Ахитофел, составив заговор – низвергнуть Давида с царского престола и убить его, тем самым рыли для него ров и выкопали его, а потом сами же и упали в ту яму, которую устроили. Авессалом во время сражения был поражен стрелою в лесу и убит, а Ахитофел в отчаянии от безуспешиости заговора удавился. Так и всякий беззаконник, злоумышляющий ближнему и стремящийся нанести ему вред, роет тем самым для ближнего яму, в которую сам же потом и падает. «Не рой ямы другому: сам в нее упадешь» – вот хорошо всем известная и ходячая поговорка, имеющая, конечно, в основании своем объясняемую речь псалма и выражающая неизбежный конец для хитрых умышлений злого человека на честь и благополучие ближнего.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible