Скрыть
да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего .

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 2-3 Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

«Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя». Подумаешь, что слова просты, что кому бы то ни было можно в прямом смысле сказать: «Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя». А на деле, может быть, и не так. Кто надеется на человека или насыщается чем-нибудь другим житейским, например, могуществом или деньгами, или чем иным из почитаемого у людей блистательным, тот не может сказать: «Господи Боже мой, на Тя уповах». Ибо есть заповедь не надеяться на князей, и сказано: «проклят человек, иже надеется на человека» (Иер. 17,5). Не должно воздавать как Божескую честь чему-либо кроме Бога, так и надеяться на другого кроме Бога, Господа всяческих. Сказано: «Крепость моя и пение мое Господь» (Пс. 117,14).

Почему же Пророк молится, чтобы его сперва спасти от гонящих, а потом - избавить? Знак препинания сделает речь ясною: «спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя: (3) да не когда похитит яко лев душу мою». Что же за различие между спасением и избавлением? То, что в спасении собственно имеют нужду немощные, а в избавлении - содержимые в плену. Посему кто имеет в себе немощь, но в себе же находит и веру, тот собственною верою направляется к спасению, ибо сказано: «Вера твоя спасе тя» (Лк. 7,50), и еще: «Яко веровал еси, буди тебе» (Мф. 8,13). А кто требует избавления, тот ожидает, чтобы другие за него представили должную цену. Посему тот, кому угрожает смерть, зная, что один Спаситель и один Искупитель, говорит: «На Тя уповах, спаси мя» от немощи «и избави мя» от плена.

Думаю же, что о мужественных Божиих подвижниках, которые чрез всю свою жизнь довольно боролись с невидимыми врагами, когда избежат всех их гонений, находясь при конце жизни, князь века сего изведывает, чтобы удержать их у себя, если найдутся на них раны, полученные во время борьбы, или какие-нибудь пятна и отпечатки греха. А если будут найдены неуязвленными и незапятнанными, то как непобедимые, как свободные будут упокоены Христом.

Посему Пророк молится о будущей и настоящей жизни. Здесь говорит: «Спаси мя от… гонящих», а там, во время испытания: «Избави мя, да не когда похитит яко лев душу мою». И сие можешь узнать от Самого Господа, Который пред страданием говорит: «Грядет… сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» (Ин. 14,30). Но Он, не сотворивший греха, сказал: «Не имать ничесоже» для человека же довольно, если осмелится сказать: «Грядет сего мира князь и во мне имать не многое и маловажное». Опасно же, чтобы сие не случилось с нами, когда нет у нас ни избавляющего, ни спасающего. Двум понятиям приданы также два понятия: «спаси мя от» множества «гонящих мя, и избави мя, да не когда» буду похищен, «не сущу избавляющу».

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 7-й

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

Узнав все это, Давид пишет настоящий псалом, воз­нося в нем благодарственные песнопения Богу и весь успех в борьбе возлагая на Него. Поэтому и в начале говорит так: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю», не на Хусия и не на человеческую мудрость, не на его благоразумие и не на свой ум, но «на Тебя». Так будем поступать и мы, и если какое-нибудь доброе дело будет сделано нам людьми, будем благодарить за это Бога, хотя бы благодеяния были оказаны нам чрез нас самих, или чрез других людей. Если мы станем поступать таким образом, то не будет для нас ничего тяж­кого, ничего трудного. Так точно поступает и Давид, и как бы так говорит: не на слова Хусия я возлагаю надежду спасения, но на Твое содействие. И смотри, с каким душевным распо­ложением он говорит теперь, равно как и всегда. Он не сказал: Господи Боже, но: «Господи, Боже мой», как и в другом месте говорит: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я» (Пс.62:1). Он обращался с просьбою к Богу, и подобно всем другим, и особенно – по преизбытку любви к Нему. Так поступает и Бог в отношении к праведным: будучи общим Богом всех, он называет себя особенно Богом праведных: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). И посмотри на любомудрие пророка; сказав: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю», он не прибавил: накажи противника моего, погуби врага моего, но что? Просит только о себе и говорит: «спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Заметь, как он и среди страданий не называет по имени отце­гонителя, уважая природу и в несчастье, видя в нем сына и во время борьбы, не забывая родительских чувств и в опасностях. Так он был чадолюбив и человеколюбив, или – лучше – так был любомудр! Не столько необходимость природы сделала его таким, сколько кротость души, и все дело он приписывал больше войску, нежели тирану; и потому говорит: «спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня». Видишь ли, как незлобно он упоминает и об них? Не сказал: спаси меня от воюющих против меня, от расхищающих мою собственность от пресыщающихся моими царскими сокровищами, но: «гонителей моих да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего]». Впрочем он и войско собрал, и мно­гих имел на своей стороне; почему же он говорит: «когда нет избавляющего [и спасающего]»? Потому, что и содействие целой все­ленной он считал ни за что, если бы не получал помощи свыше, равно как при этой помощи не считал себя одиноким, хотя бы оставлен был всеми. Вот почему он и говорил: «не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила» (Пс. 32:16). Некоторые, принимая эти слова в переносном смысле, говорят, что «лев» и «гонящие» означают диа­вола и злых духов. Пророк, видя, что сын увлечен диаво­лом и находится в его власти, просит, чтобы не случилось того же и с ним самим, и указывает причину, почему сын подвергся этому. Какая же это причина? Нечестием, говорит, он отвратил от себя помощь Божию; поэтому и прибавляет: «нет избавляющего [и спасающего]». А что львом в Писании называется диавол, о том, послушай, как оно говорит: «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Петр. 5:8). И сам пророк в другом месте говорит: «попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13). Этот зверь принимает различные виды; но, если мы будем бодрствовать, то и лев и змий будет ничтожнее всякого праха, и никогда прямо не напа­дет на нас, а если и нападет, то будет попран, потому что вы будете, сказал Господь, «наступать на змей и скорпионов» (Лк.10:19). Он ходит, как лев, с великой яростью, но если нападет на имеющих Христа, и крест на челе, и огонь Духа, и светильник никогда не угасающий, то не в состоянии будет даже взглянуть на них, но, обратившись назад, убежит и не посмеет возвратиться. А дабы тебе убедиться, что сказанное мною – не пустословие, посмотри на Павла. Он также был человек, и, однако, этот лев так боялся его, что бегал от одежд и тени его. И неудивительно; он не мог выносить благоухания Христова, исходившего и распространяв­шегося от Павла, не мог взирать на светильник добродетели.

Беседы на псалмы. На псалом 7

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

То есть, не уповая ни на какую человеческую помощь, и храня единую надежду на Тебя, умоляю сподобить Твоего промышления; потому что боюсь, чтобы угрожающие мне войною, наступив на меня подобно дикому зверю, и нашедши оставленным без Твоего Промысла, не погубили меня совершенно.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

Ст. 2-3 Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

1) Видим, что святой Давид имел много врагов и гонителей, как и в прочих его псал­мах об этом читаем.

2) Не уповал он ни на что иное, но только на единого Бога: на Тебя я уповал, и к Нему одному прибегал в бедах и напастях, и от Не­го одного спасения и избавления просил, и с помощью Его спасался.

3) Учимся тому, что свойственно сердеч­ной вере, то есть Бога своим Богом от сердца называть. Так Давид говорит: Господи Боже мой, – хотя Бог есть и всех верных Бог.

4) Видим, что и вечное, и временное спа­сение и избавление не бывает без Бога. Да не похитит, – говорит, – как лев, душу мою, ког­да нет избавителя и спасителя. Супостат наш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого по­глотить (1Петр 5:8). То же делают и злые его служители и, как ловчие псы, гонят и хотят поймать верную душу и погубить. Кто от их козней может спастись? Никто, если Бог не спасет, ибо от Господа спасение (Пс 3:9).

5) Учимся и мы, по примеру святого Дави­да, ни на силу, ни на честь, ни на мудрость, ни на богатство, ни на что иное уповать, но толь­ко на единого Бога и к Нему одному в скорби, печали и всяких напастях прибегать, помощи и защиты просить, ибо только Он один может нас избавить и спасти, поскольку Его всемо­гущей власти и повелению все повинуется.

6) На примере Давида учимся, что свя­тым и благочестивым людям много гонений и скорбей бывает в мире: много скорбей у пра­ведных (Пс 33:20), и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2Тим 3:12). Ибо благочестивые не от мира, как говорит Господь к ним: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от ми­ра, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин 15:19). Поэтому еще говорит: В мире будете иметь скорбь (Ин 16:33).

7) Невозможно уповать и на Бога Создате­ля и на создание, то есть на человека, богатст­во, силу, премудрость и прочее, но надо не­пременно или того, или другого держаться. Поэтому лжет Богу тот, кто говорит: Господи Боже мой, на Тебя я уповал, – но уповает на создание, а не на Бога, и в напастях прибега­ет не к Богу, а к созданию. Бог не на слова, но на сердце смотрит, чего сердце с упованием держится и к чему склоняется и прилепляет­ся, к Богу ли, или иному чему, кроме Бога. И упование от дел познается, как и вера, а не от слов.

8) Неправильно называет Бога своим Бо­гом тот, кто Ему послушания не оказывает и заповедей Его не сохраняет: Кто говорит: я познал Его, – но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины (1Ин 2:4). По­этому называющему Бога своим Богом и го­ворящему: Господи Боже мой, – должно и по­слушание к Нему усердное оказывать, чтобы и его не обличил Господь, говоря: Что вы зо­вете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46)? Да отступит же от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2Тим 2:19).

Размышления и замечания из текстов. Размышление 12


да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

Сатана со своими злыми ангелами и служителями непрестанно гонит, и, как лев, пытается верных схватить и похитить, как апостол говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Против этих врагов иного средства нет, как усердная молитва с упованием на Бога.

Об истинном христианстве. Книга II

Евфимий Зигабен (†1118)

Да не когда похитит (враг) яко лев душу мою

Львом пророк называет здесь Авессалома, за его необузданную дерзость. Или быть может, что пророк разуметь здесь также и диавола. Ибо как лев имеет зловонные уста, так зловонны они и у диавола, изрыгая хуления. Во время страдания своего Господь сказал: Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже (Иоан. 14,30). В отношении к Авессалому под душою, конечно, должно разуметь жизнь пророка, которая могла быть отнята у него отцеубийцею. Ибо душа есть причина жизни нашей; но мы нередко самые следствия называем именами причин, от которых они происходят. Так Бог есть виновник мира, правды и тому подобн. и мы говорим о Нем, что Он правда, мир и так дал.; напротив о диаволе говорим, что он есть грех и погибель, так как он действительно есть причина производящая все это. Далее, слово похитит имеет здесь не собственное значение; оно употреблено здесь в значении отнятия или лишения. Настоящий псалом приличествует всякому, находящемуся в искушениях; но в таком случае под гонящими должно разуметь демонов, а под львом самого начальника их – сатану, который старается уловлять души наши в грех и отчаяние, или же похищать их в то время, как они выйдут из своих тел, т. е. после смерти.

не сущу избавляющу ниже спасающу (когда нет избавляющего и спасающего)

Слова эти сходны с заключающимися в 2-м ст. словами и имеют значение одинаковое с теми. Так здесь спасающу выражает то же, что там спаси (см. ст. 2), а избавляющу выражает то же, что избави. Если только не благоволишь Ты, как бы так говорит пророк, явить мне свою помощь, то уже не найдется никого спасающего, или избавляющего меня.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

Сие глаголет относительно к главному гонителю своему Саулу, и употребляя подобие льва, увеличивает лютость его, дабы чрез то лучше преклонить Бога на помощь, исхищающаго бедных овец из челюстей волков; ведал бо Давид, что все тщание человеческое без Бога суетно есть.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.3   да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

Ст.3   да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего .
 

Лев обладает страшною силою, похищает свою добычу неожиданно и быстро, не сущу избавляющу, ниже спасающу, т.е. когда похитит, никто не осмеливается спасать добычу из когтей львиных. С Евр.: «Терзая, когда нет избавляющего». Давид молит, чтобы с ним не случилось чего-либо подобного этому (Сн. Пс. 21:22, 34:17). «Некоторые, – говорит св. Злат., – принимая эти слова в переносном смысле, говорят, что лев и гонящие означают диавола и злых духов».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

Давид молит Бога о защите ввиду полной своей беспомощности пред врагами и своей невинности как пред последними, так и пред самим Богом

«На Тебя я уповаю». Давид, преследуемый Саулом, не мог оказать никакого сопротивления, так как на его стороне была ничтожная горсть людей, а Саул шел на него с испытанной в боях и большой армией, поэтому единственной его защитой мог быть только Бог, а не человеческая помощь или искусство. - «Да не исторгнет он, подобно льву, души моей». Сравнение со львом указывает на степень жестокости врагов Давида, стремившихся лишить его жизни («души»).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 2-3 Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

Псалмопевец находится в бегстве и каждую минуту в опасности, что Саул схватит его и лишит жизни (да некогда похитит – единст. число) при помощи и содействии многочисленных своих придворных (от всех гонящих мя); – ввиду этого он молит о помощи Бога, своего Помощника.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

7:2-3. Го́споди Бо́же мой, на Тя упова́х, спаси́ мя от всех гоня́щих мя и изба́ви мя:
да не когда́ похи́тит я́ко лев ду́шу мою́, не су́щу избавля́ющу, ниже́ спаса́ющу.


Самое течение речи седьмого Псалма свидетельствует о глубоко и сильно взволнованном состоянии Псалмопевца. Отсюда резкие переходы, повышенная энергия в выражениях, и в то же время ощутительное подыскивание им мыслей, которые бы дали успокоение его сердцу.
В Псалме можно указать шесть частей. Первая часть (стихи: 2–3) – вопль Давида о спасении, «не сущу избавляющу, ниже́ спасающу», видимо и из числа самых близких ему – тех, кто дотоле казались вполне надежными.

Начинает свой Псалом Давид прямым воплем, вырывающимся из глубины его сердца, и вполне понятным для нас, когда представим себе, как царь, живший до этого вполне спокойно, вдруг, при бунте уехавшего якобы на Богомолье родного сына, оказался в стане врагов, явно добивавшихся его смерти, и где же? В собственной столице, среди подданных, до этого совершенно покорных ему.

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу

В этих словах Давид сравнивает одного из главных своих врагов (по всей вероятности, царя Саула) со львом, с одним из самых сильных зверей, который обладает такой страшной силой и похищает свою добычу так неожиданно и быстро, что никто не осмеливается спасать или отнимать добычу из когтей его: не сущу избавляющу, ниже спасающу, т.е. «если Ты, Господи, не избавишь и не спасешь меня, то враг мой может похитить душу мою, как лев, и тогда уже некому будет избавить и спасти меня от его внезапного нападения». Некоторые, по замечанию св. Иоанна Златоуста, принимают слова пророка в переносном смысле, и под именем льва и всех гонящих разумеют диавола и злых духов [5, с 64].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible