Скрыть
ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Враги Господни солгаша Ему, и будет время их в век. Яснее сказать: поскольку народ солгал Господу, то настанет для него время наказания, и это есть время будущего века.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Врази Господни солгаша Ему, и будет время их в век

Бог, гневаясь на иудеев, объявляет их своими врагами: «враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век». Какие враги? Те, о которых говорил Павел: «враги креста Христова, их конец – погибель» (Флп.3:18–19). Поэтому Бог выражает угрозу, что и время их, т.е. время наказания их, будет продол­жаться вечно. Чем же они солгали ему? Тем, что Он пришел к ним, как к своим, а свои Его, как говорит Иоанн, не приняли (Ин.1:11).

Беседы на псалмы. На псалом 80

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Врази Господни солгаша Ему». Акила же перевел так: ненавистные Господа отрекутся. Ибо отречением от Владыки Христа навлекли на себя ненависть, соделали себя врагами Господа, солгав Ему, и преступив заключенные заветы. Ибо сказано, что по законоположении «отвещаша людие: вся, яже глагола Господь Бог, сотворим, и послушаем» (Исх.24:3). Таковы обещания, дела же прямо противны; потому что явившагося Владыку своего распяли. Но за нечестие получили они и возмездие – вечную гибель. Сие дало разуметь и пророчество.

«И будет время их в век». Яснее же перевел Симмах. Ибо сказав, что ненавистники Господа солгали Ему, присовокупил: но «будет время их в век». Временем же называет Пророк бедствия, ибо так имеют обычай говорить Сирияне и Евреи; так многие и у нас называют бедствия. – Посему сказует, что Иудеи не на какое либо определенное время подвергнутся сим бедствиям, но на век останутся лишенными Божией попечительности. Сходно же сие с началом седмьдесять третьяго псалма: «всякую Боже отринул еси до конца?» ибо и там предвозвестил Пророк совершенное отвержение Иудеев.

Евфимий Зигабен (†1118)

Врази Господни солгаша Ему.

Враги Креста Христова, по словам великого Павла, суть иудеи. Они лгали Ему, поелику называли Его: Равви, и умягчали слова свои такими сладкими именами, как мы сказали в 54м псалме при изъяснении слов: мягче елея слова их; но они это делали лицемерно. Или можно понимать иначе. Давид для того написал: лгали Ему, чтобы показать, что иудеи заражены прародительскою непокорностью. Ибо когда Бог давал в древности прародителям иудеев закон; то они обещались повиноваться во всем, что только Бог поставил им в закон, сказывая Моисею: все что сказал Бог, исполним и будем послушны (Исх. 19,8); но тысячекратно оказались лжецами, отвергнув слова и заповеди Божии. Может кто нибудь сказать и так, что иудеи, несмотря на то, что были родственниками Христа, по человечеству, оказались однакож врагами и противниками Его, доказывая тем ложное родство свое с Ним.

Другой говорит: Что значить лгать? когда от поля ожидали изобилия, а оно оказалось бесплодным: то мы говорим: это поле солгало (обмануло); ибо не принесло столько плода, сколько мы ожидали. Еще говорим: обманула делом (плодом) своим маслина, так должно думать и об Израиле. Надежда была, что он непременно и всегда будет приносить Богу плод благочестия; но напротив того он сделался зол. Феодор это место: лгали Ему называет подобным следующему: при множестве силы Твоей солгут Тебе враги Твои (Пс. 65,3), т. е. Я Бог столько смирил бы врагов Твоих, что сами враги мои, удивляясь моему попечению о вас и чести вашей, лгали бы, т. е. лицемерно представлялись бы участниками в вашем учении и вере (в изд. своде).

И будет время их в век. Евреи и Сирийцы, по словам Феодорита, обыкновенно временем называют бедствие, что делают многие и из нас. Итак Давид пророчествует здесь, что враги Христовы иудеи никогда не освободятся от бедствия. Или временем почитай время осуждения их, а под веком разумей будущий, ибо тогда они подвергнутся совершенному осуждению.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 15-17 ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою. Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век: и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их

Сими словами показывает Пророк, что Израильтяне должны приписывать грехам своим все те поражения, которыя от врагов претерпевали. А как Бог обещал некогда, что избранный народ при помощи Его всегда будет побеждать своих врагов, то, дабы кто не обвинил Его в нарушении даннаго слова, утверждает, что Бог соделал бы сие, ежели бы не был удержан грехами народа. Притом скрытно намекает и о прежних победах, которыя одерживали они над врагами не собственною силою, но помощию Бога, Который ныне, раздражен будучи грехами, не токмо не хощет защищать их, но и принужден, оставя врагов в покое, обращать оружие Свое на них. Ту же мысль продолжает, когда говорит, что враги с покорностию приняли бы иго повиновения, ежели бы Израильтяне сами, свергнув с себя иго повиновения, не вооружились против Бога. Упоминая о врагах, ненавидящих Бога, укоряет Израильтян за то, что они, расторгнув союз завета, учиненный с Богом, сами подали случай не воевать за них против общих врагов. Сие творят и земные Цари, которые видя себя оставленными от союзников, заключают мир с прочими неприятелями, и сим образом отмщают за себя клятвопреступным и вероломным союзникам. Тако, глаголет, и Бог пощадил врагов Своих: понеже вероломно и беззаконно от народа Израильскаго был оставлен. Чего бо ради Бог явных врагов терпит, и не защищает славы Своея, ежели не для того, чтоб противопоставить их непокоривому и ожесточенному народу, и предать его во власть мучителям? Оныя слова, и было бы время их в век, относить должно к обетованиям, так как и изобилие пшеницы и меда: ибо Бог хотел засвидетельствовать сим, что Он будет покровительствовать и хранить Израильтян до скончания века. Но перемена, воспоследовавшая внезапно во Иудеи, доказала, что Израильтяне недостойны были благополучия сего. Отчего бо Иудеи алчут в такой земле, где Бог обещал им изобилие пшеницы и меда, ежели не от того что Божие благословение по грехам им изсохло? Под именем тука пшенична можно разуметь и манну, которую посылал Бог Иудеям в пустыни и которая прилично нарицается туком пшеничным; понеже не что иное была, разве хлеб Ангельский, как сказано во псалме (Пс. 77) и имела всякий вкус, как повествуется в книге Премудрости (Прем. 16). Под именем же меда из камене разумеется тот самый мед, который пчелы в разселинах каменных гор производили. Можно к сему присовокупить и виноградныя лозы, и смоквы, и прочие сладкие плоды, на каменистых горах во Иудеи родившиеся, доколе Божие благословение во Израили пребывало.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-17 и отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих. Аще быша людие мои послушали мене, Израиль аще бы в пути моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющыя их возложил бых руку мою. Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век: и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их.

Но народ не слушал Господа, не покорялся Ему. Если бы он слушал Его, то Господь смирил бы всех врагов его и насытил бы евреев туком пшеницы и медом из скалы

Бог оставил евреев ходить по «упорству сердца их», по своим помыслам. Так как евреи не хотели сами добровольно подчиниться и слушаться водительства Божия, то Господь предоставил их жизнь ее естественному течению. Последнее же сопровождалось тяжелыми для них последствиями - неудачами в борьбе с врагами, ослаблением благоденствия и недородами на полях (ст. 15-17). - «Мед из скалы» (ст. 17) - мед пчел, гнездившихся в трещинах скал.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Врази Господни солгаша Ему, и будет время их в век

Врази Господни – враги Израиля, так как враги его были и врагами Божиими. Солгаша – они услуживали бы израильтянам, подчинялись бы и служили им как побежденные, несмотря на внутреннее их отвращение.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–17 Врази Господни солгаша ему, и будет время их в век: и напита их от тука пшенична, и от камене меда насыти их

Под врагами Господними пророк разумеет здесь тех же врагов народа израильского, которые, ненавидя (как в пер. с евр.) народ Божий, ненавидели и Самого Бога, Покровителя и сильного Защитника сего народа (Втор. 33:29). Выражение солгаша ему с еврейского переведено (как и в означенном месте книги Второзакония, или как в Пс.65:3) словами: «раболепствовали бы», или «покорились бы ему», т.е. народу израильскому. Точно так же условно (в сослагательном наклонении) переведены и все другие сказуемые в изречениях этих заключительных стихов (как и в предыдущих стихах) псалма, именно: и будет время их в век, – «благоденствие их продолжалось бы навсегда»; напита их – «Я питал бы их», и насыти – «и насыщал бы их». Под именем меда от камене можно разуметь напоминание пророка о том меде, который пчелы производили в расселинах каменных гор и которым странствовавшие в пустыне евреи, по благоволению Божию, могли питаться в изобилии (Втор. 32:13). Точнее же, под этим медом нужно разуметь, по мнению св. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, воду, изведенную в пустыне из камня, не потому что бы она была похожа на мед, а потому, что такою показалась пившим ее евреям, потерпевшим до того времени продолжительную жажду и сухость от недостатка воды (Числ. 20:8) [7, с. 653; 6, с. 393]. Под именем же тука пшенична здесь разумеется тончайшая и чистейшая мука из лучшей пшеницы, называемая семидалом (Ис. 1:13), а по мнению блж. Феодорита, здесь «частию (пшеницы) пророк дал разуметь целое, и пшеницею означил даяние других плодов» (6, с. 393]. Св. Афанасий Александрийский под туком пшеницы разумеет духовную пищу, т.е. Самого Господа (Ин. 6:33, 51), Он же есть и Камень (1Кор.10:4), а мед, истекавший из камня – божественные «глаголы Спасителя» (см. Пс. 118:103; Ин. 6:68) [3, с. 274–275]. Таким образом, смысл всех этих заключительных изречений псалма будет следующий: если бы Израиль слушал Меня, говорит Господь, если бы пребыл навсегда верен Завету Моему, если бы ходил Моими путями и не поклонялся чужим богам, Я исполнил бы все обетования Мои: Я не допустил бы, чтобы враги его притесняли и оскорбляли людей Моих, тогда все ненавидящие Господа покорялись бы и раболепствовали бы им, и благоденствие их продолжалось бы навсегда (в век); Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из каменной скалы.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible