Скрыть
воструби́те въ новоме́сячiи трубо́ю, во благознамени́тый де́нь пра́здника ва́­шего:

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Вострубите в новомесячии трубою. Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, вещание которой изыде во всю землю (Рим. 10,18), приемлет повеление вострубить в новомесячии, т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего: яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю

Пророк ясно говорит, что тот, кто нахо­дился под законом, должен был трубить трубою в новомесячие, но не во все месяцы, почему Давид и упомянул о дне благознаменитом, разумея первый день седьмого месяца. Этот именно день и есть благознаменитый, т.е. намеченный законом, в котором гово­рится о нем следующим образом: «в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]» (Лев.23:24). Потому и теперь псалмопевец говорит далее: «ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова», свидетельствуя, что он высказывает не новое что-нибудь, а следует древнему узаконению. Хотя он упо­минает о новомесячии в настоящем времени, но несомненно разу­меет под ним время пришествия Спасителя. «Кто во Христе», говорит Павел, «тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Трубою пророк называет евангельскую проповедь, а благознаменитым днем – Господню пасху. Поэтому Акила переводит: (в день) полнолунный, а Симмах: (в день) месячный, и тот и другой, разумея пятнадцатый день месяца. В этот день по закону трубить не следовало; следовательно, пророк подразумевает день, в который пострадал за нас Христос. Будучи предан в четыр­надцатый день, во время ветхозаветной пасхи, Христос в следующий день, т.е. пятнадцатый, пострадал на кресте. Этот день пророк и называет новомесячием и полнолунным, как начало и вместе исполнение времени, в которое совершилось наше спасение. В этот день он повелевает трубить, т.е. благовествовать, и говорит, что это повеление Израилю, и не просто повеление, а «определение у Бога Иакова», потому что, восприяв от креста власть действовать, Он утвердил евангельскую проповедь, почему и говорит апостолам: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).

Беседы на псалмы. На псалом 80

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 «Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего». «Яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю». Трубы Бог повелел иметь в употреблении священникам, напоминали же они народу трубы на горе. Ибо, когда Бог всяческих беседовал на горе Синае, тогда, сказано, «глас трубный глаголаше зело» (Исх.19:16). О сем-то Богоявлении напоминали народу священники, употребляя трубы. Поэтому, изображаемые в псалме семь возвратившихся из плена и сподобившихся Божественной помощи справедливо убеждают вместе с другими орудиями употребить и трубы.

Максим Исповедник, прп. (†662)

Что означает иносказательное речение пророка: Трубите в новомесячие трубою, в благознаменитый день праздника нашего? Что такое благознаменитый праздник?

Слово повелевает, чтобы учители Церкви трубили словом учения; трубили трубой, то есть мертвостью тела; в новомесячие, то есть в новолуние, ибо месяцем называется луна. А благознаменитый праздник — это праздник труб, совершавшийся у иудеев в седьмой месяц (Лев. 23, 24). На десятый же день этого месяца они соблюдали пост умилостивления, а на пятнадцатый совершали праздник Поставления Кущей. Мы же совершаем эти празднества духовно. Так, мы [тоже] празднуем благознаменитый день Евангелия в седьмой месяц, то есть по седьмому закону — [закону] благодати. Ведь, [если считать] сначала, [Творец] всего Бог даровал человеческой природе семь законов: два закона Адаму — до преступления не вкушать плодов древа , а после преступления есть хлеб в поте лица (Быт. 3,19); третий закон Ною; четвертый — при Аврааме, то есть [закон] обрезания; пятый — [закон] Моисеев; шестой — пророческий; седьмой же — евангельский, по которому мы в начале [нашего] просвещения приносим Богу начатки плодов добродетели. Ведь и [служившие] Закону приносили Богу начатки плодов в первый день месяца. На десятый день месяца мы совершаем пост умилостивления, тайноводствуемые ради имени Господа нашего Иисуса, ставшего нам умилостивлением , постимся от всякого зла; на пятнадцатый же [день] совершаем праздник Кущей: ведь мы представляем таинству, согласно Господу нашему Иисусу, пять воспринимающих сил души, чтоб они ничем чувственным не были заняты, но, соединенные с самим Господом, в Нем обретаем зрелость добродетелей.

Вопросы и затруднения

Евфимий Зигабен (†1118)

Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего.

У евреев был закон, чтобы в первый день седмого месяца, а по нашему сентября, каковой день был новомесячие, в воспоминание той небесной трубы, которая трубила на горе Синайской во время снисшествия на нее Бога, священники трубили трубою. Итак пророк Давид по подражанию сему закону в переносных словах заповедует теперь Апостолам трубить трубою языка своего, или проповедывать о воскресении Христовом, и это делать в новомесячии т. е. в день воскресения Христа, в который обновлена тварь. Сей то день воскресения назвал днем благознаменитым, т. е. нарочитым, или знаменитым—праздничным; потому что воскресение по истине есть самый знаменитый день, как праздников праздник и торжество торжеств, как говорит Григорий Богослов в слове на пасху. И Моисей также сказал о сем новомесячии: и в месяц седмый первый день месяца нарочитый, святый будет для вас, день значительный будет у вас (Числ. 29,1)

По сказанию Никиты, три праздника были седмого месяца: в 1й день месяца— праздник труб, в 10й—очищения и в 15 поставления кущей. Новомесячие есть образ будущего века, труба—образ Архангельского трубного гласа от Бога, который имеет воскресить всех мертвых. Новомесячие есть также образ того нового времени, в которое пришел Христос. Итак, как евреи трубили в новомесячие для изображения освобождения своего из Египта и слышания труб, когда Бог снизшел на гору Синай; так и христианам повелевается трубить трубами Евангельскими в Христово и обновление ума для возвещения что чрез самого Христа они освободились от мысленного рабства Египту, то есть, тьмы и rpеxa. Евсевий присовокупляет, что Давид повелевает здесь Апостолам и проповедникам не подражать иудеям в других наблюдениях и праздниках (т. е. очищения и пocтaнoвлeния кущей), но только в празднике труб, т. е. в том, чтобы только трубили людям о спасительном слове посредством проповеди. Другой говорит, что здесь недостает союза: как, чтоб читать: трубите, как в новомесячие и как в благознаменитый день.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 2-4 Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю: приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми: вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

Первыми словами напоминает Пророк, дабы мы, когда Бога хвалим, творили сие с великим веселием сердца. Аще бо доброхотнаго дателя любит Бог, по слову Апостола (2Кор. 9:7), кольми паче доброхотнаго Богохвалителя. А как веселие сердца от усердия и любви раждается, для того, кто с леностию поет, и кто Божественную должность не за сладкую песнь, но за тяжкое бремя почитает, тот доказывает, что он мало Того любит, Емуже поет. Радуйтеся, глаголет, Богу помощнику нашему, то есть, с радостию хвалите Бога, Который не токмо может, но и хощет помогать нам всегда и во всяком деле. Воскликните Богу Иаковлю, то есть, громким и высоким гласом воспойте хвалы Бога Иаковля. Потом обращая слово к Левитам, коих должность состояла в том, чтоб петь псалмы, бить в тимпаны и играть на псалтири и гуслях, глаголет: приимите псалом и дадите тимпан, то есть, возмите мусикийския орудия и приятно заиграйте. Сии орудия не без причины употребляемы были под стихиями закона: понеже Бог хотел таковыми детскими началами предуготовить грубый народ к высшим понятиям. Ныне по прошествии сени законныя, они стали быть не нужны: ибо глас Евангелия проповедует нам гораздо лучшее Богослужение, нежели какое было у древних Евреев и у нынешних Папежцев. Оныя слова, псалтирь красен с гусльми, означают песнь приятную, и противополагаются тяжкому и грубому гласу тимпанов. Под именем новомесячия чрез фигуру синекдоху означаются и прочие праздники, которые по предписанию закона торжествовали Иудеи не токмо в начале каждаго месяца, но и в другие дни, приходя молиться в скинию, акибы сказано было: вострубите в новомесячии трубою, и во всякий благознаменитый день праздников ваших.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

Во благознаменитый день, с Евр.: «в определенное время». Первый день каждого новомесячия у древних Евреев был днем священным, о нем возвещалось звуками труб, и он праздновался жертвоприношениями, как повелевал закон (Числ. 10:10); но трубили еще в первый день 7 месяца (Тисри). Лев. 23:24. Может быть, здесь нужно разуметь два праздника – новомесячие и благознаменитый день нового гражданского лета, праздник труб. Звук труб напоминал Евреям о трубном гласе на Синае (Исх. 19:16), о Богоявлении и законе, также об освобождении из Египетского рабства; посему, «изображаемые в сем псалме, говорит бл. Феод., справедливо убеждают возвратившихся из плена и сподобившихся Божественной помощи вместе с другими орудиями употребить и трубы», – для возблагодарения Господа Бога».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми: вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего:

Празднуйте торжественно и радостно праздник, который установил Господь, когда вывел вас из земли Египетской, совершил многочисленные чудеса и заповедал верно служить только Себе

Музыка обычно употреблялась евреями при богослужениях (о музыкальных инструментах см. во введении к Псалтири).

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–4 Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю: приимите псалом и дадите тимпан, псалтирь красен с гусльми: вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего

Словами тимпан, псалтирь с гусльми и труба – названы здесь различные музыкальные инструменты, которые в царствование Давида введены были в употребление при богослужении у евреев (1Пар. 16:6, 42). Отдавая начальнику хора составленный псалом, пророк обращается к певцам и музыкантам и убеждает тех и других составить из себя стройные хоры для восхваления Господа, причем одни из них должны петь псалом, а другие играть на лирах, на тимпанах и гуслях. Таким предисловием пророк начинает сей псалом, без сомнения, потому, чтобы напомнить верующим о том, что если они желают воспеть славу Богу, то должны совершать это славословие с чувством радости и веселия, не тяготясь и не обременяясь служением Богу, Который нам всегда и во всем помогает: Радуйтеся Богу помощнику нашему. Воскликните, т.е. пойте хвалы Богу громогласно. Богу Иаковлю – то же, что Богу Израилеву (см. в объяснении псалмов: Пс. 19:2, 23:6, 45:8, 12; Пс. 74 и Пс. 75). Первый день каждого новомесячия у древних евреев был днем священным, о нем возвещалось звуками труб, и празднование его сопровождалось жертвоприношениями, как повелевал Закон (Числ. 28:11), но кроме того был у них и особый праздник труб, в первый день седьмого месяца (Лев. 23:24). Звук труб напоминал евреям о трубном гласе на Синае, о Богоявлении и даровании Закона (Исх. 19:16, 19-20), также и об освобождении от рабства египетского. «Посему изображаемые в псалме сем, – говорит блж. Феодорит, – справедливо убеждают сподобившихся Божественной помощи, вместе с другими орудиями, употребить и трубы», – для возблагодарения Господа Бога [6, с. 390]. Трубы и вообще музыкальные орудия употребляемы были в ветхозаветном богослужении не без причины: Господу Богу угодно было грубый и нравственно неразвитый народ еврейский приготовить к пониманию и усвоению высшего духовного служения Богу в христианском Богопочтении, а потому, по прошествии сени законной и по пришествии благодати Христовой, миновала надобность в музыкальных орудиях, которые всецело заменены воспеванием и проповедию евангельского гласа Самого Сына Божия. Выражением благознаменитый день праздника вашего означаются как все вообще главные праздники ветхозаветной Церкви, в которые иудеи приходили к скинии и потом в храм Иерусалимский, для участия в общественном богослужении, так, в особенности, праздник Пасхи, установленный в память Синайского законодательства и названный днем нарочитым (Числ. 29:1).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible