Скрыть
ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего: яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю

Пророк ясно говорит, что тот, кто нахо­дился под законом, должен был трубить трубою в новомесячие, но не во все месяцы, почему Давид и упомянул о дне благознаменитом, разумея первый день седьмого месяца. Этот именно день и есть благознаменитый, т.е. намеченный законом, в котором гово­рится о нем следующим образом: «в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание [да будет у вас]» (Лев.23:24). Потому и теперь псалмопевец говорит далее: «ибо таково повеление Израилю и определение у Бога Иакова», свидетельствуя, что он высказывает не новое что-нибудь, а следует древнему узаконению. Хотя он упо­минает о новомесячии в настоящем времени, но несомненно разу­меет под ним время пришествия Спасителя. «Кто во Христе», говорит Павел, «тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17). Трубою пророк называет евангельскую проповедь, а благознаменитым днем – Господню пасху. Поэтому Акила переводит: (в день) полнолунный, а Симмах: (в день) месячный, и тот и другой, разумея пятнадцатый день месяца. В этот день по закону трубить не следовало; следовательно, пророк подразумевает день, в который пострадал за нас Христос. Будучи предан в четыр­надцатый день, во время ветхозаветной пасхи, Христос в следующий день, т.е. пятнадцатый, пострадал на кресте. Этот день пророк и называет новомесячием и полнолунным, как начало и вместе исполнение времени, в которое совершилось наше спасение. В этот день он повелевает трубить, т.е. благовествовать, и говорит, что это повеление Израилю, и не просто повеление, а «определение у Бога Иакова», потому что, восприяв от креста власть действовать, Он утвердил евангельскую проповедь, почему и говорит апостолам: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).

Беседы на псалмы. На псалом 80

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 «Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего». «Яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю». Трубы Бог повелел иметь в употреблении священникам, напоминали же они народу трубы на горе. Ибо, когда Бог всяческих беседовал на горе Синае, тогда, сказано, «глас трубный глаголаше зело» (Исх.19:16). О сем-то Богоявлении напоминали народу священники, употребляя трубы. Поэтому, изображаемые в псалме семь возвратившихся из плена и сподобившихся Божественной помощи справедливо убеждают вместе с другими орудиями употребить и трубы.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко (таково) повеление Израилеви есть, и судьба (суд) Богу (от Бога) Иаковлю.

Замечай, читатель, порядок у Давида и премудрость Св. Духа: соединив с заповедью закона Евангелие о воскресении Господа, он опять говорит о законе, и таким образом низводит слово к евреям; я, говорит, заповедую о том потому, что таково повеление было народу израильскому от Бога, и что таков суд, т. е. постановление Бога Иаковлева; какое?—Трубить в благознаменитый праздник.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-6 яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю. Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли Египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

Пророк приводит причину, чего ради повелевает петь и играть на мусикийских орудиях в день праздников, и говорит, что Сам Бог заповедал сие, когда изводил народ из земли Египетския. Ибо хотя и ничего не требует от людей, однако хощет жертвы хвалы в воспоминание благодеяний Своих. Сего ради положил закон и дал повеление, которое народ Израильский должен хранить из благодарности и из почтения к Богу. Повеление, судьба и свидение одно и то же означают здесь, так как Израиль, Иаков и Иосиф берутся за весь народ Израильский, который так назван от имени родоначальников своих. Оныя слова, языка, егоже не ведяше, услыша, означают язык Египетский, и положены для увеличения Божия благодеяния. Ибо нет ничего неприятнее, как жить между народом, котораго язык неизвестен. А как язык делает главный союз в человеческих обществах и есть аки некое зеркало, изображающее мысли человека, то люди, не имеющие взаимнаго употребления языка, бывают подобны диким зверям и чужды между собою. Почему и Исаия, угрожая народу тяжчайшим наказанием, говорит, что приидут на него враги, имущии глас глубокий, яко не слышати людем уничтоженным, и не разумети смысла (Ис. 33:19). Таким образом Пророк показывает, какое оказал Бог благодеяние народу, когда избавил его от Египтян, коих он не знал языка.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Яко повеление Израилеви есть, и судьба Богу Иаковлю

С Евр.: «Ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко повеление Израилеви есть, и судба Богу Иаковлю

В ст. 5-6 псалмопевец указывает основания своего приглашения к такому празднеству; Сам Бог заповедал это при исходе из Египта. Повеление – именно прославлять, особенно трубить трубою в новый год; судьба – этот праздник есть право для Бога, Он может требовать его, и требует, так как Он предписал его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–6 Яко повеление Израилеви есть, и судба Богу Иаковлю. Свидение во Иосифе положи е, внегда изыти ему от земли египетския: языка, егоже не ведяше, услыша

Слова повеление и судба означают здесь почти одно и то же и переведены (с евр.): первое – словом «закон», а второе «устав». Свидение переводится здесь словом «свидетельство». Под именем Иосифа (как и в Пс. 76:16) разумеется здесь весь израильский народ, который временно переселен был Богом в Египет чрез посредство Иосифа, сына Израилева. Выражение: языка, егоже не ведяше, услыша, – толкуется различно. Одни, как Ириней Псковский, говорят, что сими словами означается язык египетский, который, как неизвестный евреям, отчуждал последних от египтян, а потому избавление евреев от того языка, которого они не знали, было для них своего рода особенным благодеянием Божиим. Другие же как Евфимий Зигабен, согласно с блж. Феодоритом и св. Афанасием, под языком, которого евреи прежде не знали, разумеют глас Божий, который они, вышедши из Египта в пустыню, услышали в первый раз раздавшимся с горы Синайской, при даровании Закона [7, с. 649; 6, с. 390; 3, с. 272]. Согласное с этим последним толкованием и в том же смысле (гласа Божия) употребленное выражение встречается и в богослужении нашей Православной Церкви: «языка, егоже не ведаше, услыша Богородица» (стихира на «Господи, воззвах» праздника Благовещения). Таким образом, в изречениях настоящих двух стихов выражена причина, почему должно радостно праздновать и благодарно славословить Господа, почему в благознаменитый день праздника нужно трубить трубою и петь псалмы с восклицанием Богу Иакова. Ибо, говорит пророк, это закон для Израиля и устав от Бога Иаковлева. Он установил это во свидетельство для Иосифа, т.е. для потомков Иосифа, или, что то же, – народа израильского, когда он вышел из земли египетской в пустыню, где услышал звуки языка, которого не знал, т.е. небесные звуки языка Божественного, которого он так убоялся, что, став вдали от горы Синайской, говорил Моисею: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:18–19).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible