Скрыть
Въ ско́рби при­­зва́лъ Мя́ еси́, и изба́вихъ тя́: услы́шахъ тя́ въ та́йнѣ бу́рнѣ: искуси́хъ тя́ на водѣ́ Прерѣка́нiя.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В скорби призвал Мя ecu, и избавих тя. Это подобно сказанному в другом месте: услышах стенание их, и глас их услышах, и снидох изъяти их (Исх. 2,24; 3,8). Услышах тя в тайне бурне, то есть, избавил Я тебя от великой и чрезмерной скорби. Искусих тя на воде пререкания. Когда народ, томясь жаждою, сказал Моисею: даждь нам воду, да пием, — он отвечал: что хулите мя? и что искушаете Господа (Исх. 17,2)?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

В скорби призвал Мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания

Где и когда? Когда Бог говорил Моисею: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей» (Исх. 3:7–8). «услышал тебя в сокровенном бурном месте». Когда Бог сошел на гору Синай, и облако мрака покрыло гору (такое облако и называется бу­рею), тогда и услышал их. Что же они говорили? Слова, которые «сказал Господь, исполним» (Исх.19:8). Вскоре, однако, они оказались лжецами пред Богом, что ясно видно из дальнейших слов: «испытал тебя при воде пререкания». Здесь, во время путе­шествия, они хулили Бога, и, забыв все знамения, которые получили прежде, говорили Моисею: «о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом» (Числ.20:3), и другие укоризны, свидетельствующие о строптивости иудеев. После этих стихов псалмопевец переменяет тон, делая это не напрасно, не без цели, а может быть для того, чтобы на несколько времени прервать пророчество, вернее же – потому, что явно вводит лицо Христа.

Беседы на псалмы. На псалом 80

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«В скорби призвал Мя еси, и избавих тя». Воздохнул ты в Египте, бедствуя от трудов, и немедленно сподобился человеколюбия. Сие показывает и история. Ибо сказано: «и возстенаша сынове Израилевы от дел жестоких: и взыде вопль их к Богу» (Исх.2:23).

«Услышахь тя в тайне бурне». А Симмах перевел так: послушал тебя сокровенным громом; и другие переводчики употребили также слово: гром. Означает же сим Богь следующее: не явив Себя, но имея невидимое естество, соделал Я спасение видимым для всех человеков, как бы громом каким, египетскими казнями дав всем разуметь, какое имею о тебе промышление.

«Искусих тя на воде пререкания». Пришедши в Мерру, и найдя воду горькую, возопили на Моисея, и возроптали на Бога. От сего поступка и место получило наименование. Посему, говорит Бог, при сей воде обличил Я неблагодарное сердце твое; но без труда переменил качество воды, и горькую сделал сладкою.

Евфимий Зигабен (†1118)

В скорби призвал Мя ecи, и избавих тя.

В сих и нижеследующих словах Давид представляет Христа беседующим с евреями и поучающим их, что Он издревле был благодетелем их, где скорбью называет угнетение, которое терпели евреи от приставников Фараоновых, понуждавших их работать при постройках скоро. Книга Исхода называет сих приставников побудителями к работам; ибо сказал, говорит, Господь к Моисею: видя видел Я притеснение народа моего в Египте и слышал вопль их от понуждавших к работам; ибо Я знаю печаль их и Я снизшел, чтобы избавить их от руки египтян (Исх. 3,7) и опять: и Я видел оскорбление, которое причиняют им египтяне (ст. 10). Слова: ты призвал Меня, и Я избавил тебя, и подобные им, сказаны о предках евреев, а не о потомках их, потому что предки и потомки были один народ.

Услышах тя в тайне бурне (в тайном месте во время бури).

Услышал тебя, говорит, народ мой и исполнил прошение твое Я, Бог твой, Который находился там тайно и невидимо в сокрытом месте бури, приводившей в смятение египетский полк в Чермном Mopе и Я связал колеса и колесницы их и вел их в море насильно на погибель их; ибо буря есть сильное кружение ветров, называемое вихрем.

Или по изъяснении другого слова: Я услышал в тайном (месте) бури, употреблены вместо: от великой и чрезмерной скорби Я избавил тебя. Ибо буря есть стремительный крепкий и зимний ветер, разрушающий домы, вырывающий с корнями деревья, которым изображается великое и страшное искушение. Или по словам Феодора, словами: в тайном (месте) бури, указывает на то облако, из которого Бог как бы из скрытого места разговаривал с ними, так как облако имеет свойство дышать ветрами и бурями. Или сказал сие потому, что Бог не открыто, но тайно действует.

Искусих тя на воде пререкания.

О воде пререкания мы сказали в 77 псалме при изъяснении слов 16 стиха: Господь извел воду из камня. Говорит: Я испытал тебя, народ израильский, когда попустил тебе не много жаждать, и когда нашел тебя тотчас неблагодарным и не помнящим; и хотя Я знал тебя и прежде, но тогда Я открыл (узнал) тебя более.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

В скорби призвал мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания

От сего стиха даже до конца псалма попеременно воспоминает Бог то о благодеяниях Своих к народу, то о неблагодарности народа к Богу. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя. Сему и Священная история согласует, глаголя: и возстенаша сынове Израилевы от дел, и возопиша: и взыде вопль их к Богу (Исх. 2:23). Услышах тя в тайне бурне. Сими словами означает, что Бог имел промысл об Иудеях не токмо тогда, когда боялись они Фараонова гнева, но и когда трепетали тех ужасных язв, коими поражал он Египет: ибо сокровенными судьбами сделал то, что язвы оныя вреда им не причинили. Или, как иные толкуют, когда Израильтяне переходили чрез Чермное море, а Фараон с колесницами и всадниками преследовал их, тогда Бог, утаившись в столпе облачнем, воздвигл бурю в мори, низложил колесницы Фараоновы и все воинство его в водах потопил. Следующия за сим слова, искусих тя на воде пререкания, означают, что Бог искушая терпение и веру Израильтян, произвел недостаток в воде, но обрел их нетерпеливых и неверных. Ибо народ сильно возроптал на Моисея раба Его, и произвел мятеж в полках. Посему и место то прозвано водою пререкания, как повествуется в книге Исх. 17 и Чис. 20.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

В скорби призвал Мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания

Услышах тя в тайне бурне,
т.е. в таинственной буре, бывшей на Синае (Исх. 19:16) или в Египте (Исх. 9:23), Я, говорит Господь, услышал Тебя. По бл. Феодориту, «Господь означает сим следующее: не явив Себя, но имея невидимое естество, соделал Я спасение видимым для всех человеков, как бы громом каким – Египетскими казнями дав всем разуметь, какое имею о тебе промышление». По св. Афан., «Я избавил тебя от великой и чрезмерной скорби». Искусих тя на воде пререкания. С Евр.: «При водах Меривы испытал тебя». Т.е. испытал веру твою, когда ввел в Рефидим (Исх. 17:1,2; Числ. 20:12). Здесь, как известно, Евреи возмутились против Моисея, не видя и не имея воды. По изведении воды из скалы, место это названо: Масса и Мерива, т.е. «искушение и укорение». С Евр.: «В бедствии Ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя; при водах Меривы испытал тебя».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В скорби призвал мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания.

«Из среды грома Я услышал тебя» - можно разуметь ниспослание Господом на египтян грозы с сильным градом, уничтожившим всю растительность (Исх IX:23-25).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В скорби призвал Мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания

Затем он вводит говорящим самого Бога и напоминающим народу, как Он милостиво защищал его и помогал ему в пустыне, как отечески (на Синае) убеждал его не уклоняться от Него, и обещал ему за это благословение, и как все это было напрасно для упорного народа. В тайне бурне – в темном облаке, в котором Бог шел с народом; оно было как бы скровом, засадою, из коей Бог действовал против врагов Израиля. Испытание на воде пререкания (Исх. 17, Числ. 20) упомянуто вследствие связанного с ним чудесного изведения воды; Втор. 33:8.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В скорби призвал Мя еси, и избавих тя: услышах тя в тайне бурне: искусих тя на воде пререкания

Изречениями сего стиха Сам Господь устами пророка напоминает израильтянам о том, как Он избавил их от тяжких скорбей их, которым они подверглись в Египте, притесненные изнурительными работами, когда они «восстенали и вопияли ко Господу, и вопль их от работы восшел к Богу» (Исх. 2:23; Числ. 20:16). Ты, Израиль, говорит Господь, призвал Меня во время скорби, и Я услышал тебя: Я таинственно, невидимо являл тебе помощь Свою, посредством грома, града, огня и бури (в тайне бурне), и в Египте, во время казней (Исх. 9:22–26), и на горе Синае (Исх. 19:16–20). И несмотря на это, ты явил себя неблагодарным и неверным в отношении ко Мне, Богу помощнику и заступнику твоему; особенно резко ты показал эту неблагодарность свою, когда Я испытывал веру и терпение твое в пустыне Рефидим, при водах Меривы (искусих тя на воде пререкания), когда ты возроптал на Моисея, раба Моего, и произвел мятеж по всему сонму людей твоих, отчего и названа была вода, истекшая тогда чудесным образом из скалы горы Хорива, «водою пререкания» (Исх. 17:1–7; Числ. 20:2–13).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible