Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
измите нища и убога, из руки грешничи избавите
О радующихся по поводу неправды и обиды говорится как о диких зверях, почему в другом месте сказано: «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище своем, подстерегает…, чтобы схватить нищего« (Пс.9:30). Поэтому тот, кто спасает бедного, получает честь и награду пастыря, разумеется – того пастыря, который предал себя за нас и избавил нас от мысленных зверей, а кто причиняет вред и обиды, ставится в ряд зверей. Желая усилить в нас заботливость об обижаемых, пророк присовокупил: «из руки грешника и избавьте его», чтобы мы спешили на защиту, если увидим слабого, творящего неправду и не имеющего сострадания. Грешник слаб, потому что оскорбил Бога; он лишен сострадания, потому что не щадит себя самого; если бы он имел сострадание к себе, то и не грешил бы; а так как он лишен его, то тем более не щадит ближнего.
Евфимий Зигабен (†1118)
Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.
Здесь смотри читатель, какое попечение и промышление Бог имеет о нищих и бедных, когда столь часто упоминает здесь о них чрез Божественного Давида. Измите, говорит, нищего и бедного, и избавьте того, которого притесняют руки грешника, т. е. обидчика, которого называют и здесь, как прежде, преимущественно грешником по причине великости греха обиды, причиняемой им братьям его.
Замечай, говорит Исихий, что сказав: измите бедного, говорит об обидчиках и любостяжателях, как о диких зверях. Ибо их то здесь означает именем грешника. Из сего мы заключаем, что изъемлющий нищего из руки любостяжателя получит достоинство и награду Пастыря, т. е. того, Который самого Себя предав за нас, избавил нас от мысленных зверей (т. е. Христа); а кто похищает и причиняет вред, того можно поставить в числе зверей. Слова великого Василия (вместе с Оригеном): и ты, когда увидишь, что обижают бедного, сочти своим делом то, за что он терпит обиду; защити его, дабы Бог и тебя также избавил, когда ты окажешься нищим пред Богом, которому, молясь, премудрая Иудифь говорит: Ты, Бог смиренных, Ты, помощник меньших, слабых и защитник, презренных Спаситель, безнадежных подлинно, подлинно Бог отца моего (Иуд. 9,11).
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
измите нища и убога, из руки грешничи избавите его
Не удовлетворяет судия должности своей, ежели только праведный суд произносит, но и должен есть понуждать богатых и сильных, дабы они самым делом удовлетворяли нищим и убогим, или возвращая отнятое у них, или награждая убытки, которые претерпевали они от клеветников и соперников. Для того Пророк, или паче сам Бог присовокупляет, глаголя: измите нища из руки сильнаго и убога из руки утеснителя: одно и то же повторяет дважды, дабы вещь глубже в памяти укоренилась. Изъять же нищаго из руки сильнаго не что иное есть, как переменить неправедный приговор, учиненный противу нищаго к защищению сильнаго, и самым делом сделать, чтоб нищий никакого убытка от сильнаго врага не претерпел. В чем наипаче надлежало бы судиям власть свою оказывать, дабы тако и благодать Божию, и любовь от народа приобресть себе могли: но понеже большею частию сего не творят, то далее продолжает Пророк и глаголет:
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 3-4 Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте: измите нища и убога, из руки грешничи избавите его.
При назначении решения должно руководиться не имущественным или общественным положением человека, но существом расследуемого дела, поэтому пред судьями должны быть одинаковы - богач и бедняк, знатный и незнатный.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 3–4 Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте: измите нища и убога, из руки грешничи избавите его
Продолжая речь свою к неправедным судьям, пророк дает им понять, как они должны относиться на суде к бедным и сирым, к нищим и убогим, которым они оказывали доселе пренебрежение на суде своем. Желая угодить сильным, знатным и богатым, обличаемые судьи оказывали полное невнимание, или даже совершенное небрежение, к убогим и нищим, когда или несправедливо осуждали последних, или наскоро решали их дела и тем причиняли им явную обиду и имущественное разорение. Когда, как бы так говорит пророк, до вас, судьи, дойдет дело сироты, или человека убогого, уничиженного, вы не пренебрегайте этим делом, а принимайте его благосклонно и тщательно разбирайте; точно так же и дело человека бедного и нищего внимательнее решайте и поскорее оканчивайте, не доводя до напрасных убытков, а в случае правоты нищего оправдывайте и объявляйте его невинным. В особенности же не допускайте бедняка и нищего до притеснения со стороны богатах и сильных, в случае же, если они уже подверглись такому притеснению и угнетению от руки нечестивых и потерпели от них какие-либо убытки, ваш долг избавить их от притеснений, удовлетворив за обиду и оскорбление и вознаградив за понесенные убытки.