Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре. Как никогда мадиамляне, Сисара и Иавин, восстав на израиля, истреблены — одни у водотока Кисоня, а другие в Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин — Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в книге Судей.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 10-11 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во Аендоре, быша яко гной земный
Не без причины пророк избрал из всех врагов именно этих, а потому, что война имела для них неожиданный исход. Мадианитян, во множестве покрывавших землю, Гедеон поразил без оружия, и истребил с тремястами мужей, которые не имели ни мечей, ни щитов, ни шлемов, ни других воинских доспехов, а употребляли в дело только одни факелы и роговые трубы. Сисару же, который был вождем народа Иавима и выступил в поход с девятьюстами железных колесниц, Бог привел в страх, и, обратив в бегство, предал в руки жены Хавера Кинеянина, которая убила его дверным колом. Итак, пророк молится, чтобы подобно этим врагам пали от руки Божией и те, которые перечислены выше. О потоке Киссоне и Аендоре он упомянул потому, что здесь произошло сражение с Сисарой. «Сделались как навоз… на земле». Гордость и высокомерие их были уничтожены поражением до такой степени, что их считали ничтожными на подобие навоза. Хорошо пророк указал на навоз: подобно тому, как последний, хотя малоценен сам по себе, способствует плодородности земли, так точно и поражение и слабость гордых делает наши души способными на добродетели.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 10-11 «Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко и Иавиму в потоце киссове»: «Потребишася во Аендоре». С признательностию воспоминают прежния благодеяния, испрашивая и себе тойже помощи. А сих военачальников сокрушили Варак и пророчица Деввора.
«Быша яко гной земный»; потому что, оставшись непогребенными, обратились в прах, и как бы гной какой смешались с землею.
Евфимий Зигабен (†1118)
Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове.
Сими словами Давид проклинает вышеупомянутые народы, завидовавшие по причине обновления Иерусалима и в клятве сей упоминает о странной и чудесной погибели и истреблении древних народов, воевавших против Израильтян, прося о подобном истребления и их. Мадиам значит мадиамское войско, так названное от Мадиана. Войско сие, покрывшее своим множеством землю, истребил Гедеон посредством трех сот воинов (притом безоружных), имевших в своих руках только трубы, светильники и кувшины, как повествует о том книга Судей в главе 7й. Сисара был военачальник царя ханаанского—Иавима, имевший 900 железных колесниц. Сих обоих победил Варак, по повелению Девворы, судившей в те времена Израиля; и когда Сисара бежал, его приняла в свой шалаш жена Хавера— Иаиль и, напоив его молоком, усыпила, потом, взяв молот и кол, водрузила его в висок его и таким образом умертвила его, как повествует книга Судей в 4й главе. Далее Иавима убил и все войско его истребил Варак; а поток, т. е. сухой ров, Киссонн был местом сражения их, по изложению книги Судей в гл. 4й.
Евсевия: Сотвори, вместо: сотворишь, чем пророчествует о том, что имеет случиться с вышеозначенными народами.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 10-12 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный. Положи князи их яко Орива и Зива, и Зевеа и Салмана, вся князи их
Верные Израильтяне, по принесении жалобы на лютейших гонителей своих, паки обращаются к Богу, и дабы лучше преклонить Его на помощь, представляют Ему, коль часто в подобных случаях подавал Он помощь Своему народу. Откуду заключить следует, что Бог иногда с намерением медлит помогать страждущим рабам Своим, дабы в последней уже крайности сущим чудесную явить помощь. Сего ради Пророк приводит многия истории вместе, дабы вкратце показать, что Бог, Который толикократно поражал врагов и робких Своих овец исхищал из челюстей волков, пребывает тот же и ту же имеет силу. В самом деле всем известно, коль чудесным образом помог Бог Своему народу рукою Гедеона (Суд. 7). Ибо не чудесное ли то было дело, что Гедеон не устрашился выйти против многочисленнаго вражия ополчения с тремя стами воинов, да и то таких, кои приобыкши к мирной жизни, и одного взора военных людей бояться могли? Но сделалось так, что Мадианиты от собственных язв на брани пали. Та же Божия милость проявилась в поражении царя Иавима и вождя его Сисары. Ибо под предводительством жены были поражены от Варака, который многочисленному воинству их противопоставил небольшое число вооруженных (Суд. 4). И вождь Сисара не на брани пал, как бы надлежало храброму воину, но спасаясь бегством, убиен был в хижине рукою жены. Итак, дабы верные, будучи объяты страхом, не пришли во отчаяние, благопристойно и благовременно ободряют себя сими примерами, коими засвидетельствовал Бог, что Он един имеет в Себе довольно силы к защищению рабов Своих, лишь бы только они, оставя человеческия пособия, благонадежно к Нему прибегали. На сей конец не в сем токмо месте повествуется о поражении Мадианитов и им подобных врагов церкви, но и Исаия в том же разуме будущее избавление ея следующими подтверждает словами: зане отымется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их, жезл бо сей сокрушит Господь, якоже в день, иже на Мадиама (Ис. 9:4). За сим описывает и место, где поражены были Иавим и Сисара с воинством их. Сие место было близ потока, нарицаемаго Кисон (Суд. 4–5), которое иначе Аендором зовется. Тамо убо потребишася, и Быша яко гной земный. Ибо или непогребенные на земли истлели, или были ногами попраны на подобие гноя. Следующия за сим слова: положи князи их яко Орива и Зива и Зевеа и Салмана, относятся к той же истории Гедеона, как повествуется в книге Суд. 7–8.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Т.е. порази, Господи, сии народы, как некогда поразил Мадиама, Сисару и Иавина. «Как некогда Мадиамляне, Снсара и Иавин, восстав на Израиля, истреблены – одни у водотеча Киссоня, а другие в Аендоре; так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с Ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин – царь Ханаанский, и оба они у водотеча Киссоня обращены в бегство рукою Варака и Девворы» (Св. Афанасий). Сисара был убит Иаилью, женою Хавера Кенеянина Иавин погиб в войне с Евреями
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иавин
Иавин (разумный) – имя двух царей:
а) (Нав.11:1) – царь асорский, живший в г. Асоре, бывшем столицей всех северных хананейских владений. Он заключил союз с прочими царями ханаанскими против Иисуса Навина. Войска их, собранные в одном месте, по своему множеству равнялись песку на берегу морском, и коней и колесниц было весьма много (ст. 4). Они расположились станом при водах Меромских. Здесь Нав., по Божественному повелению, внезапно напал и окончательно поразил их, так что никого из них не осталось; коням их были перерезаны жилы, а колесницы сожжены огнем. По окончании преследования врага Иисус на возвратном пути взял и сжег Асор, царя же и жителей его всех предал смерти (Нав.11:1-14).
По свидетельству Иосифа, военные силы Иавина и его союзников простирались до 300000 пеших, 10000 всадников и 20000 колесниц, и они расположились станом в Берофе, городе Верхней Галилеи, близ потока Кадис, где и произошла битва;
б) (Суд.4:24, Пс.82:10) – другой царь асорский, угнетавший евреев 20 лет, полководец которого, Сисара, был поражен Вараком при подошве г. Фавор, при потоке Киссоне (см. Варак и Девора). Об этом событии вспоминается и в псалмах Давида (Пс.32:10).
Киссон
Киссон (извивающйся, извилистый) (Суд.4,7, Пс.82,10) – известный ручей в Палестине, называемый то рекой, то потоком и берущий свое начало у г. Фавор. Он протекает через равнину Ездрилонскую и ниже Птоломаиды впадает в Средиземное море.
Мы впервые ветречаем наименование этой реки в повествовании о битвах Израиля с Иавином и Сисарой (Суд.4,7,13). После поражения врагов Девора и Варак в своей торжественной песне восклицали так: Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу! (Суд.5,21).
Другое важное событие, происходившее на берегах Киссона, было заклание пр. Илией жрецов Вааловых (IIIЦар.18,40).
Киссон, как мы уже заметили выше, впадает в Средиземное море при Акрском заливе, на с. от горы Кармил. Количество воды и сила течения потока совершенно зависят от того или другого времени года, так, напр., в дождливое время года он вполне делается значительной рекой, летом же бывает очень незначителен, и все притоки его высыхают. В настоящее время поток Киссон называется Мукатта.
Сисара
Сисара (порядок битвы) – (Суд.4:2) – военачальник войска Иавинова. Это первый военачальник, который в Библии означается по имени во время долгих войн израильтян в это время. Краткое повествование об его деятельности, сообщаемое нам Библией, можно найти в кн. Судей (Суд.4:5). Войско под его начальством было многочисленно и хорошо устроено, заключало в себе 900 колесниц и представляло замечательный контраст с небольшим войском Барака, состоявшим только из пехоты. Тем не менее последний сделал сильный напор на громадные полчища Сисары и при чудесной помощи свыше, а также вследствие разлития потока Киссона (Суд.5) получил полный успех, вполне поразил и преследовал Сисару. И сошел Сисара с колесницы (своей) и побежал пеший и укрылся было в куще одного кенеянина, Хевера, и здесь был убит женой его, Иаилью.
Неприятельское войско было истреблено, и таким образом иго Иавина, царя асорского, было свергнуто. Девора и Варак прославили Бога благодарственной песнью. Событие это долго воспоминалось у израильтян и после (1Цар.12:9, Пс.82:10). Сделай им то же (т. е. врагам), что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона, восклицает псалмопевец;
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-12 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во аендоре, быша яко гной земный. Положи князи их яко орива и зива, и зевеа и Салмана, вся князи их,
Порази их, как Ты поразил некогда хананеев и мадианитян, развей их как пыль, сожги, как огонь сжигает все, да постыдятся они, погибнут и да познают Тебя, единого над всею землею
Иавин был царь хананейский, Сисара - его полководец, уничтоженные судьею Вараком. Мадианитяне с царями Зевеем и Салманом и полководцами Оривом и Зивом были разбиты Гедеоном. Аендор лежал недалеко от Фавора, вблизи места победы Барака.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 11-12 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове: потребишася во Аендоре, быша яко гной земный
Далее снова следует молитва, чтобы Бог со всеми этими врагами поступил так, как поступил с врагами народа Божия в древние времена, послал на них бурю и молнию Своего страшного гнева, чтобы бесчестным поражением привести их к признанию Его имени, Его высочайшей власти и могущества.
При необычайном содействии помощи Божией в период судей побеждены были хананеи при Иавине (царе) и Сисаре (полководце) и позднее мадианитяне (цари их были Зевей или Зива и Салман, полководцы назывались Орив и Зив), первые – Бараком, вторые – Гедеоном. Победа над мадианитянами, как более блестящая, названа сначала, в ближайшем же изложении (ст. 11) раннейшая по времени поставляется на первом месте, ср. Суд. 4:5, 7, 8. Аэндор (в книге Судей не назван) лежал вблизи Фавора, следовательно, недалеко от места победы Барака.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 10–11 Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове: потребишася во Аендоре, Быша яко гной земный
Изречениями сих стихов пророк снова обращается к Богу с молением, чтобы Он с враждебными израильтянам народами поступил (сотвори им) так, как поступил некогда с мадианитянами, во времена Судей угнетавшими Израиля и нападавшими на него, под предводительством Сисары, военачальника царя Асорского Иавима. Господь Бог, наказавший тогда израильтян за нечестие и совращение в идолопоклонство, помиловал их потом, когда они раскаялись в своем грехе отступления от Бога, и предал в руки их как самого царя и его военачальника, с 900-ми колесницами, так и все многочисленное воинство их, которое было частью истреблено, частью обращено в бегство израильским войском, предводительствуемым Бараком и пророчицей Девворой. Случилось это во Аендоре, близ водотечи Киссона (в потоце Киссове), как обстоятельно описано все сие в книге Судей (Суд. 4). Все истребленные при сем случае оружием мадианитяне оставались непогребенными, гнили на поверхности земли и представляли собою гниющие навозные кучи, быша яко гной земный. Сделай им то же, молит пророк, что сделал Мадиаму и Сисаре, что сделал Иавиму у потока Киссова, которые истреблены в Аендоре и сделались навозом для земли.