Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже. Никто, говорит, не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя — не премолчать при этих несправедливых вражеских на нас нашествиях.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Боже, кто уподобится тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже
Пророк говорит это не вопрошая (вопрос был бы без смысла), а, желая выразить беспредельность Бога и Его ни с чем несравнимость, потому что никто и не вообразит в чем-нибудь уподобиться Богу, виновнику всего существующего. Должно, однако, обратить внимание на особенность чтения; пророк не сказал: кто подобен Тебе, но: «кто уподобится Тебе?», чем указал на будущее время. Этим пророк делает намек на то, что домостроительство Единородного во плоти уподоблялось по славе деятельности некоторых пророков, почему Его считали одни за Илию, другие за одного из пророков, тогда как никто из них не мог уподобиться Ему, потому что только Он один был Богом и человеком, только Он один спас род наш. «Не безмолвствуй и не будь кроток, Боже!«, т.е. не долготерпи далее, – молчанием пророк называет время долготерпения к грешникам.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Боже кто уподобится Тебе
И все собранное вкупе естество Ангелов и человеков не может сравниться с Твоею силою; потому что могущество Твое не сравнимо. Слово: «кто» Пророк употребил вместо: никто.
не премолчи, ниже укротися Боже
Умоляем Тебя, Владыка, не употреблять долее обычнаго Тебе долготерпения. Ибо сие означает сказанное: «ниже укротися». Так перевел и Симмах: не оставайся в покое. Потом Пророк показывает причину сего прошения.
Евфимий Зигабен (†1118)
Боже, кто уподобится Тебе
Слова сии сказаны не вопросительно, но с удивлением. Давид удивляется в сих словах тому, что Бог не имеет подобия и равенства ни с чем. Ибо речение: кто, не означает редкости, а совершенную невозможность сравнения, и поставлено по словам Феодорита, вместо: никто, то есть: Боже! никто не может уподобиться Тебе, поелику Ты по природе не подлежишь сравнению и непостижимо всемогущ.
Слова Феодорита: И вся, говорит, в совокупности природа — Ангелов и людей —не может сравниваться с Твоею силою, ибо Ты имеешь власть несравненную. Дидима: Подобие принимается двояко: есть подобие по существу, называемое и тождественностию: есть подобие и по качеству, которое и просто называется подобием. По второму значению могут уподобиться Богу те, которые совершенны, как и Отец небесный совершен. Почему и сказано: когда откроется, будем подобны Ему (1Иоан. 3,2); а по первому значению, то есть, по существу, Богу никто не может быть уподоблен. Речение: кто уподобится, не означает ни разузнавания, ни редкости, но означает невозможность, потому что, по существу, никто не может уподобиться Богу.
не премолчи, ниже укроти, Боже
Поелику, говорит, нет подобного Тебе, Господи, по силе, то посему не долготерпи, ибо это означает, по словам Дидима и Исихия: не молчи; и не переноси более злых действий врагов наших. И Симмах перевел: не будь тих.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Боже, кто уподобится тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже
По мнению многих, псалом сей сложен во времена благочестиваго царя Иосафата, ополчившагося против многочисленных врагов. Главные виновники брани были Аммониты и Моавиты, заключившие союз не токмо с Сирианами, но и с другими, отдаленнейшими народами, кои множеством своим наполнили почти всю Иудею, как читаем во второй книге Паралипоменон, в главе 20, где Священная история повествует, что один Пророк, по имени Иозиил, от имени Божия обещал царю победу, которую после воспели пред Богом Левиты. А как нет сомнения, чтоб и весь народ не участвовал с благочестивым царем во всеобщей опасности, то молитва сия предложена во образец для всей Церкви. Коликаго движения и жара исполнена она, доказывают тотчас встречающияся в первом стихе слова: не премолчи, ниже укротися Боже, или, как в Еврейском тексте изображено: не буди молчание Тебе, не премолчи, ниже препочивай Боже!
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
«Никто не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя не премолчать при сих несправедливых вражеских на нас нашествиях» (Св. Афанасий). Не премолчи, т.е. не оставляй нас без помощи «ниже укротися – не употребляй долее обычного Тебе долготерпения» (Бл. Феод.). Первых слов стиха нет в Еврейском тексте, и прежде при бл. Иерониме не было.
«Селениями, – говорит св. Афанасий., – называет по местам основанной святой Божии церкви; к ним-то стремится боголюбивая душа». «К нам, – говорит бл. Феод., – преимущественно относится сие пророчество; потому что предрекает многие будущие селения, именует многие точила и упоминает также о многих жертвенниках, тогда как Иудеи имели один храм, а подобно и один жертвенник».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Боже, кто уподобится тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже
Боже! Защити нас от врагов, соединившихся для полного нашего уничтожения
Смысл образных выражений — не замедли, Господи, своей помощью нам.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Боже, кто уподобится Тебе? не премолчи, ниже укроти, Боже
Сначала в псалме излагается молитва, чтобы всемогущий (кто уподобится Тебе) Бог помог молящимся, восстал со всею строгостью против надменных (воздвигоша главу) врагов, произведших большое военное движение (возшумеша), коварно соединившихся, чтобы истребить Израиля, как народ злоумышлением и заключивших завет против Самого Бога.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Боже, кто уподобится тебе? Не премолчи, ниже укроти, Боже
Желая в псалме своем испросить милость у Бога и всесильную помощь Его на многочисленных врагов народа израильского, псалмопевец начинает его с признания и исповедания всемогущества Бога и Его неизреченной благости, таких высочайших свойств Его Божества, в которых никто не только из земнородных, но и из небесных духов не может не только равняться с Богом, но хотя сколько-нибудь быть подобным Ему: Боже, кто уподобится Тебе? Но, признавая всемогущество Божие, псалмопевец в то же время имеет в виду и неограниченную благость Его, по которой Он иногда щадит и величайших грешников, долготерпит часто к нечестивым и злотворящим врагам своим, нередко являет свою кротость и спокойствие там, где, по человеческому рассуждению, Ему следовало бы проявить Себя строгим и грозным Судией. Посему он и умоляет Бога: Боже, разве может кто-нибудь уподобляться Тебе? Не премолчи же, не безмолвствуй и не оставайся в покое, не укротися, Боже!