селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-9 селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в тире: ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым

Все эти народы происходили от Авраама и, следовательно, были родственны с израильтянами. Отцом измаильтян был Из­маил, сын Авраама, агаряне же происходили не от Авраама, а от Агари, которую на некоторое время дала Аврааму Сара, но потом из ревности изгнала вместе с Измаилом; соединившись следовательно с чужим мужем, она сообщила своим потомкам название агарян. Подобным же образом Амалик был потомком Исава, а Моав с Аммоном были сыновьями Лота от его дочерей, родившимися после сожжения Содома; их соседом был Гевал, а может быть и род­ственником, почему и сопричисляется к ним. Что же здесь имелось в виду показать? Почему именно указаны родственные народы?

Что­бы ты знал, что первыми врагами бывают, как говорит Христос, домашние, т.е. родственники. Вот почему иноплеменников пророк поставил на последнем месте, сказав в заключение: «иноплеменники вместе с жителями Тира, и Ассур пристал к ним». Не с жителями Тира, а с моавитянами и аммонитянами и прочими указан­ными родственными иудеям народами; они начали войну, следовательно, не по собственному почину, а по подстреканию родственников, почему пророк и присовокупил: «они стали заступлением для сынов Лота», т.е. явились на помощь к ним. Итак, берегись внутрен­них врагов, потому что они возбуждают и внешних, и не пола­гайся на родственников, так как они часто превращаются во врагов, но обрати внимание на высказанное им пророком проклятие.

Беседы на псалмы. На псалом 82

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Селения идумейска и Измаилите». Идумеи вели род от Исава, потому что Исав именовался Едомом. А Измаилиты – потомки Измаила.

«Моав и Агаряне». Моав – сын Лотов, а от него произошел и народ; Агаряне же – другое поколение от Измаила, наименованное так от Агари, матери Измаилово.

Евфимий Зигабен (†1118)

Селения Идумейска и Исмаилите.

Под селениями Идумейскими разумеется город Идумеев, или сказано околично вместо: Идумеяне. А Идумеяне были народ, происходивший от Исава, называвшегося Едомом по причине огневидности его тела; ибо огневидный (πυρρακης) значит красноватый (Быт. 25,25). А Измаильтяне суть другой народ, происходящий от Измаила, рожденного от Авраама и рабыни его Агари.

Другой говорит: Что от Измаила произошло 12 народов, имеющих различные названия.

Моав и Агаряне.

Моавом называет Моавитян. Это был народ, происходивший от Моава, сына Лотова; а Агаряне—народ, происходивши от рабыни Авраамовой — матери Измаила. Ибо Агарь по изгнании ее из дома Авраама вышла за другого мужа и рожденные от нее назывались Агарянами.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 6-9 Яко совещаша единомышлением вкупе, на тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире: ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым

Здесь исчисляются те народы, которые между собою согласились истребить Божиих людей от земли. И во-первых, полагаются селения Идумейска, то есть, целые полки Идумеев с селениями их. Сей народ происходил от Исава, который иным именем Едом нарицался, и был единоплеменен Иудеем. Исмаилите были народы, происходящие от Исмаила, сына Авраамова, родившагося ему от Агари рабыни. Моав был народ, происходивший от сына Лотова, который нарицался Моавом. Агаряне суть народы, происходящие от Агари, рабыни Авраамовой, но от другаго мужа, за котораго она вышла, когда отпущена была от Авраама, – ныне называемые Оттоманы, или Турки. Гевал есть народ, происходящий от Гевала, но кто был сей Гевал, неизвестно: понеже имени его, кроме сего места, в Писаниях не обретается. Может быть, Гевал одно и то же есть с Гевелемом, о коем упоминается во второй книге Царств (2Цар. 8:13), или то же с именем града Гаваи, о котором повествуется в первой книге Ездры (1Езд. 2:26). Феодорит и Евфимий мнят, что Гевал был народ соседственный Идумеям. Аммон есть народ, происходивший от Аммона, сына Лотова, брата Моавля: сих бо двух родил Лот от дщерей своих (Быт. 19). Амалик есть народ, происходивший от Амалика, который был внук Исавов, как читаем в Быт. 36. Иноплеменницы то же, что Филистимляне, о которых весьма часто упоминается в книгах Царств. Живущии в Тире то же, что Тиряне, кои суть народ, живущий при мори, так названный от града Тира, и от славной пристани купеческой. Ассур есть народ Ассирийский, который помогал Моавитам и Аммонитам против Иудеев. Под именем сих Ассириан Феодорит разумеет Самарян, то есть тех Ассириан, коих поселил Салманассар, царь Ассирийский, в Самарии, когда отвел десять колен во Ассирию, как повествуется в 4Цар. 17. Ибо нигде не читаем в Писании, чтоб когда-нибудь приходили некоторые из Ассирии на помощь сынам Лотовым, то есть Моавитам и Аммонитам: но в 1Мак. 5, находим, что народы, жившие в Галилеи и Самарии, соединили оружие свое с Моавитами и Аммонитами противу Иудеев.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

 
Селе́ния Идуме́йска, и Исма́илите, Моа́в и Ага́ряне:  Гева́л и Аммо́н и Амали́к, иноплеме́нницы с живу́щими в Ти́ре,  и́бо и Ассу́р прии́де с ни́ми, бы́ша в заступле́ние сыново́м Ло́товым.


Перечисляются народы, вместе нападавшие на Иудею: 1, Селения Идумейска, т.е. Идумеи, живущие в шалашах, ведущие род свой от Исава, иначе называемого Едомом; 2, Измаильтяне – потомки Измаила; 3, Моав или Моавитяне – от сына Лотова Моава; 4, Агаряне – от Агари, матери Измаиловой, после сами себя назвавшие Сарацинами; 5, Гевал, Гевалы или Голевиты – народ, по бл. Феод., живший в соседстве с Идумеею; 6, Аммон или Аммонитяне – от Аммона, сына Лотова; 6, Амалик или Амаликитяне – потомки Исава; 7, Иноплеменницы или Филистимляне, жители Палестины – останки рода Ханаанова; 8, живущие в Тире, т.е. Финикияне; 9, Ассур или Ассирияне, под которыми бл. Феод. разумеет «Самарян, Ассирийских поселенцев, по пленении десяти колен, водворившихся в их городах», относя нашествие показанных народов ко временам Зоровавеля.

Толкование на Псалмы

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Агаряне

Агаряне 
(1Пар.5:10, Псал.82:7, Вар.3:23) – потомки Измаила, сына Агари, измаильтяне или арабы. Во время занятия евреями Земли Обетованной они жили в восточной стороне Палестины между Галаадом и Ефратом. Из Свящ. Писания видно, что они иногда вступали в союз с моавитянами против израильтян, но большей частью сражались безуспешно.

Библейская энциклопедия 1891г


Измаильтяне

Измаильтяне 
(Быт.25:16,18) – потомки Измаила, 12 сыновей которого сделались князьями народа или племен Измаильских.

Книга Бытия повествует, что сыновья Измаила были князьями племен их, что они первоначально жили к в. от Египта, по направлению к Ассирии. В последующие времена они, несомненно, рассеялись много далее той страны, которую занимали прежде. Предсказание ангела Агари относительно измаильтян и его потомков исполнилось почти буквально (Быт.16:12,17:20,21:18).

Современными представителями измаильтян вообще считаются арабы.

Название древних измаильтян встречается неоднократно в Свящ. Писании. Так, напр., мы видим в истории Иосифа, что братья Иосифа, взглянув, увидели, вот идет из Галаада караван измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан (Быт.37:25). Эти измаильтяне, называемые иначе купцами мадиамскими, купили Иосифа у братьев за 20 сребреников и перепродали его снова в Египет. Вероятно, это были измаильтяне, жившие в стране Мадиамской. В кн. Судей (Суд.8:24) также говорится о мадианитянах, побежденных Гедеоном, что они были измаильтяне. Отец Амессы называется Иефером, измаильтянином (1Пар.2:17). В псалме (Пс.82:7) также упоминаются измаильтяне. Иосиф Флавий свидетельствует, что потомки Измаила занимали всю страну от р. Евфрата до Чермного моря и называли ее Наватиной (Древ. I, 12, II, 4).

Магомет выдавал себя за потомка Измаила и говорит о нем в Коране как об апостоле и пророке. С течением времени измаильтяне впали в грубое идолопоклонство, стали поклоняться светилам небесным и другим тварям. Впрочем, вера во единого Бога, кажется, не совсем заглохла в сердцах их, как то видим из последующего. Некоторые из измаильских племен впоследствии обратились в иудаизм, а после времен апостольских многие из них приняли христианство. Затем господствующей религией их сделалась магометанская, которой большинство держится и доселе.

Он будет между людьми, сказал ангел Господень Агари у источника Беер-лахай-рои об Измаиле, как дикий осел; руки его на всех и всех руки на него (Быт.16:12). И действительно, потомки Измаила – арабы или бедуины, так называемые дети пустыни, – доселе живут разбоем и хищническими набегами на своих соседей. Домом для них служит палатка или шатер почти без всякой домашней утвари. Арабы имеют большие стада рогатого скота и особенно лошадей. Даже в своей магометанской религии они доселе сохраняют множество языческих обрядов и обычаев, оставшихся у них со времен глубокой древности от близких сношений (торговли, браков, войн) с языческими народами Аммона, Моава и Едома.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в тире: ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым:

См. введение к псалму.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 7-9 селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в тире: ибо и Ассур прииде с ними, быша в заступление сыновом Лотовым

Затем перечисляются эти враги; зачинщиками были идумеяне, моавитяне, и аммонитяне; измаильтяне, агаряне, гевал, амаликитяне, филистимляне, тиряне и ассириане – союзниками. Известны места жительства идумеев или эдомлян (на юге Палестины), моавитян (на востоке Мертвого моря) и аммонитян (на восток и юго-восток от колен Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина). Измаильтяне жили в каменистой Аравии, агаряне также в Аравии (несколько восточнее); Гевалом мог быть какой-либо идумейский округ; Ассур – ассирийское, тогда, конечно, не очень распространенное государство. Под сынами Лотовыми можно разуметь только моавитян и аммонитян, главных виновников войны.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–9 Яко совещаша единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша: селения Идумейска и Исмаилите, Моав и агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, иноплеменницы с живущими в Тире: ибо и Ассур прииде с ними, Быша в заступление сыновом Лотовым

Перечисляя поименно всех союзников враждебного иудеям нападения, псалмопевец говорит здесь, что все они, на общем собрании (вкупе) единодушно совещались и составили заговор против Бога (на Тя завет завещаша), как верховного Правителя и Судии иудейского народа. Это были: идумеяне (селения Идумейска), т.е. жители Идумеи, или народ идумейский, происходивший от Исава (сына Исаака), прозванного Едомом («красный», слав. – «чермен», см. Быт. 25:25, 30, 36:1, 19). Идумея лежала к юго-востоку от Иудеи. Исмаилите, т.е. измаильтяне, происходившие от Измаила, сына Авраамова, рожденного от рабыни его Агари. Они жили в каменистой Аравии, на юг от Палестины, потомки их – нынешние бедуины. Моав и агаряне. Моавом названы здесь моавитяне, народ, происходивший от Моава, сына Лотова, племянника Авраамова, и обитавший к востоку от Палестины. Агаряне – это потомки Агари, рабыни Авраамовой, которая, по изгнании из дома Авраама, вышла за другого мужа, от семени которого и произошли агаряне, названные впоследствии сарацинами, потомки их нынешние турки, живущие в Малой Азии, отчасти на Балканском полуострове Европы и по Аравийскому полуострову Азии, и частию в Египте. Гевалом, по всей вероятности, названы гевалиты, по блж. Феодориту, жившие в соседстве с Идумеею. Амманом названы здесь аммонитяне – народ, происходивший от сына Лотова Аммона и живший на восток от иудейской земли. Амаликом называются амаликитяне, потомки Исава, происходившие от внука его Амалика (1Пар. 1:35–36) и жившие на юго-восток от Мертвого моря, близ пустыни Аравийской. Иноплеменниками и в псалмах (Пс. 35:1, 59:10, 86:4), и в других местах Писания (1Цар. 17 и др.) называются филистимляне (палестиняне), окружившие с юго-западной стороны Палестину и составлявшие как бы часть Палестины, но в то же время представлявшие собою иное племя, особое и отличное по всему от племен народа израильского и даже всегда враждебное последнему. Тир – это известный приморский город в древней Финикии, в Малой Азии, на северо-западе от Иудеи, а потому выражение: живущие в Тире – значит то же, что финикияне. Ассур – так назывался ассирийский народ, происшедший от Ассура, внука Ноева, от сына его Сима и обитавший к северо-востоку от Палестины. Ассирияне на сей раз пошли на Иудейское царство в защиту (в заступление) сынов Лотовых – потомков Лота, т.е. моавитян и аммонитян (Быт. 19:36–38). Сговорились единодушно, взывает псалмопевец в жалобной песни своей к Богу, и заключили против Тебя, Господи, союз: жители Идумеи и измаилтяне, или аравитяне с своими соседями – моавитянами, аммонитянами и амаликитянами, с ними же и агаряне с гевалитянами, филистимлянами с финикиянами и, наконец, ассириане как помощники или заступники за моавитян и аммонитян.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible