Скрыть
Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Молитва Давиду, псалом

Содержание: Блаженный Давид, просветившись Духом и проразумев пришествие Единородного и будущее оставление грехов всякому, кто прибегнет к Нему, не без основания воссылает молитву, прося, чтобы ему стать единым из спасаемых благодатью.

Приклони Господи ухо Твое, и услыши мя: потому что молящемуся великим пособием для того, чтобы ему быть услышанным, действительно служит смиренномудрие. Яко нищ и убог есмь аз. Начало молитвы смиренномудры. Ибо Давид и Езекия, оба, стяжав богатство праведности, не взирали на него, но имели в виду убожество своей природы и умоляли Бога умилосердиться к нищете ее. Сказанное же: приклони Господи ухо Твое — взято в переносном смысле с больного, который по немощи не может говорить громко и убеждает врача приклонить слух к устам его.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз

Видишь ли достоинство молитвы? Другие псалмы пророк усту­пил петь Асафу и сынам Кореевым, а молитву воспевает Богу сам, принося ее не от себя только, но от лица всех людей. «Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я… – нищ и убог». Беден и убог всякий человек, лицо которого принимает на себя здесь пророк. Мы бедны вследствие греха, и стали нищими чрез Адама, оставившего нам как бы в наследство нищету. По­этому пророк и молит Бога приклонить ухо Свое, чтобы Он снизо­шел как богатый к беднякам, как врач к больным. Почему же просит снизойти? Потому, что мы часто у Бога просим недостой­ного; и Он, как врач, просьбу выслушать удостаивает, но подает только то, что для нас полезно.

Беседы на псалмы. На псалом 85

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Молитва Давиду». Блаженный Давид, по надписанию, принес молитву Владыке Богу, прося подать ему некую помощь; предвозвещает же и нападение Ассириян на Иерусалим, и упование Езекии на Бога; а вместе предрекает призвание и спасение всех народов.

«Приклони Господи ухо Твое, и услыиш мя: яко нищ и убог есмь аз». Начало молитвы показывает образ мыслей; потому что оба, и божественный Давид и чудный Езекия, обладая богатством правды, не взирали на оное, но видели только убожество естества, и умоляли Бога ущедрить сие неразлучное с нищетою естество. Выражение же: «приклони Господи ухо Твое», употребтено в переносном смысле, и образ речи заимствован от больнаго, который по немощи не может говорить громко, и принуждает врача приклонить слух к устам его.

Евфимий Зигабен (†1118)

Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя.

Как Бог приклоняет уши, сказано в псалме 16м.

Яко нищ и убог есмь аз.

Так как не имею достаточных сил против видимых и невидимых врагов и не могу противостоять им.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Молитва Давиду. Приклони, Господи, ухо твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз

Надписание и содержание: надписание показывает, что псалом сей содержит молитву, растворенную благочестивыми размышлениями, которыя вдохнул Бог Давиду, когда, по случаю гонения, находился он в горестных обстоятельствах и требовал Божия утешения. Ибо как был человек духовный и в училище Духа Святаго наставленный, то когда угнетаем был различными скорбьми, не искал утешения от вещей сотворенных, но к Богу, источнику всякия утехи, чрез умозрение и молитву притекал.

Толкование: начинает молитву от величества Божия и от своего смирения, ведая, что сей образ моления есть наилучший и способнейший к испрошению желаемаго, ибо молитва смиреннаго проходит небеса (Сир. 35:17). Приклони, глаголет, ухо Твое, то есть, Ты, Который живеши на высоких, приклони ко мне, сущему в дольних, слух Твой, и услыши мя. Потом дает причину, чего ради сказал, приклони ухо Твое: яко нищ, глаголет, и убог есмь аз. Нищим и убогим нарицает себя не потому, аки бы не имел богатства, но понеже не гордился оным и не почитал за велико, но весь от Бога зависел, в Котором и надежду свою и вся благая полагал, ведая, что он без Него ничтоже есть и ничтоже может. Блаженный Августин весьма прилично замечает здесь, что убогий Лазарь не ради убожества своего, но ради смирения вознесен был от Ангелов на лоно Авраама, и что роскошный богач оный погребен был во аде не ради богатства, но ради гордости. Иначе и сам Авраам, который зело был богат, погребен бы был во аде; но понеже прахом и перстию себя нарицал (Быт. 18:27) и заповеди Господни так прилежно хранил, что не токмо богатство, но и самаго сына единороднаго, для котораго оное хранил, Бога ради на жертву принесть весьма был готов: сего ради не токмо на место прохладно по смерти отведен, но и в недра его собирались все умиравшие тогда о Господе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Приклони́, Го́споди, у́хо Твое́, и услы́ши мя, я́ко нищ и убо́г есмь аз.

«Взято это, – говорит св. Афан., – в переносном смысле с больного, который, по немощи, не может говорить громко, и убеждает врача приклонить слух к устам его. Начало молитвы сей – смиренномудрие»

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Приклони, Господи, ухо твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз.

Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет «скопищем мятежников», каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя.

Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя

«Беден и нищ» - нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз Писатель этого псалма этого находится в великом бедствии; жизнь его подвержена опасности от множества неправедных и нечестивых врагов; между тем как он исполнен упования на помощь Божию, о которой и молится в нашем псалме. – По указанию надписания, псалом написан Давидом, к которому вполне прилагается содержание его, относить ли происхождение его ко времени Саулова, или Авессаломова гонения. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 1–2 Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя

Молитва Давиду (точнее, по-русски: «Молитва Давида») – таково надписание сего псалма. С сим надписанием вполне согласно и содержание его, которое представляет собою, от начала до конца, молитву царя и пророка Давида. По довольно ясному изображению псалмопевца, он находится в бедственном положении (ст. 1 и 4); жизнь его подвержена опасности от множества неправедных и нечестивых врагов (ст. 2, 13–14); между тем, как он исполнен упования на помощь Божию, о которой и молится повседневно и ежечасно. Хотя в самом псалме и нет ясных указаний на то, во время которого из двух гонений, перенесенных Давидом, он составил сей молитвенный псалом, но, принимая во внимание стихи 7 и 13, можно думать, что он воспел его во время второго гонения – от Авессалома, или вскоре по избавлении от него.

Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз. Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя

Для того, чтобы испросить у Господа Бога внимание к своей молитве и приклонить милость Его к бедственному положению своему, псалмопевец признает пред Ним нищету и беззащитное свое состояние. В то же время, умоляя Бога сохранить душу его от погибели и спасти от опасности, грозящей со стороны злейших врагов, он, во-первых, представляет свою невинность пред ними и принадлежность к разряду тех людей, которые, как он – царь и пророк, знают и чтут Бога (преподобен есмь), а во-вторых, выражает твердое упование свое единственно на Бога и называет себя рабом Божиим, делая это с целью указать на свой долг и обязанность, а не для того, чтобы показать свои, так сказать, заслуги пред Богом, в награду за которые как будто он и просит избавления от несчастий.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible