Скрыть
Славное возвещается о тебе, град Божий!

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. Град есть Церковь. Что же преславное изглаголано о ней кроме того, что в ней вселится Единородный, по сказанному: зде вселюся, яко изволих и (Пс. 131,14)?

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий

Основания Христа суть таинства Его страданий и чудес. Они находятся на горах святых: в Вифлееме, на Голгофе, на месте воскресения, на Фаворе – горе преображения, на холме вознесения. Так как горы эти приняли освящение чрез таинства Господни, то про­рок и назвал их святыми. Под горами надо разуметь также и пророков, – по причине возвышенности их предведения; они имеют основания Божия, т.е. начала богопознания, потому что от них мы научаемся благочестию.

«Основания Его на горах святых: любит Господь врата Сиона более всех селений Иакова». Под селениями Иакова разумеются двенадцать колен, или – вероятнее – Силом, потому что там обитал ковчег, равно как и сам древний народ иудейский, там пребывало Святое Святых. Но более всего Бог возлюбил врата Сиона, потому что там Он явил только образ, а здесь – истину. Любит Он врата Сиона и потому, что когда они были заключены, Сион принял Христа, почему дальше вполне согласно с этим и говорится: «преславное сказано о тебе, град Божий». Перемена тона. Прославляется Сион не только потому, что в него, при заключенных дверях, во­шел Христос, но и потому, что, войдя без дверей как Бог, Он, как человек, позволил тебе осязать Его. Пророк не без причины переменяет тон, но потому, что начинает говорить о Церкви из язычников, а также и потому, что прекращает речь от своего соб­ственного лица и начинает теперь говорить от лица Бога.

Беседы на псалмы. На псалом 86

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Преславная глаголашася о Тебе граде Божий». Предрекаемое о Тебе есть нечто чудное и необычайное; оно превышает всякое человеческое ожидание. А что сказанное в Псалме нимало не приличествует Сиону дольнему, о сем свидетельствует присовокупляемое.

Евфимий Зигабен (†1118)

Преславная глаголашася о тебе граде Божий.

Услышав голос в сердце от Святаго Духа, и узнав, что Бог явится в Иерусалиме, и будет обращаться с людьми, Давид был поражен удивлением и воззвал к Иepyсалиму: великие и удивительные вещи сказаны мне, о тебе, город Божий, от Духа. Город сей есть Божий как потому, что в древности он был посвящен Богу, так и потому, что впоследствии времени был предназначен Христу, для страданий Его в нем, и гроба и воскресения Его.

По словам Aфaнacия, город Божий есть церковь, которая есть подражание и изображение небесной, а входы в сии (небесную) и начала находятся здесь у нас, которые в сем месте Пиcaния названы вратами. А то, что о ней возвещено Богом, есть ничто чудное и преславное и превосходящее всякое человеческое ожидание; что же возвещено о ней, как не то, что в ней имел обитать Единородный, согласно с сими словами: Я здесь поселюсь, ибо Я избрал его. А по словам божест. Иоанна Дамаскина, под городом Божиим должно разуметь всякого прославления достойную Богородицу, о которой преславное сказано то, что в ней соединено девство с рождеством чрез соединение Бога с человеческою природою; Сущий от Нее происходит; Создатель созидается; и ее девственные врата, как чистые, зиждительное Слово возлюбило: и вшедши в оные врата и изшедши (из оных) оставило их затворенными.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Преславная глаголашася о тебе, граде Божий

Здесь надобно разсмотреть, куда клонится мысль Пророка, или паче, что намеревает Дух Святый, глаголющий устами его. Мы уже выше сказали, что состояние Иудеев было самое бедное и презренное. Они отвсюду окружены были многими и сильными врагами, к преодолению коих недоставало у них ни сил, ни духа; ежедневно новыя и нечаянныя встречались им препятствия; опасность предстояла, дабы дела, приходя помалу в худшее состояние, наконец совершенно не разрушились. При таковых обстоятельствах никакой не оставалось надежды, чтоб град святый когда-нибудь возстановлен был. Итак, дабы сердца верных побежденныя отчаянием, наконец совершенно не пали, Пророк подлагает крепкую подпору, говоря, что Господь о будущем состоянии их иначе глаголал. Он от настоящих вещей обращает очи их к тем обетованиям, которыя подавали надежду к величайшей славе: и хотя ничего еще радостнаго не видно было, но Пророк повелевает сынам Божиим ободряться Его словом, стоять аки на страже, и терпеливно ожидать исполнения обетований. Таким образом, верные были увещеваемы, во-первых, иметь внимание к древним пророчествам и оныя содержать в памяти, а наипаче заметить то, что предсказал Исаиа в 40 главе от начала до конца, где подлинно вся преславная глаголются о Божием граде; во-вторых, слушать Божиих служителей, кои тогда проповедовали о пришествии обещаннаго Мессии и о царстве Его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Пресла́вная глаго́лашася о тебе́, гра́де Бо́жий.

«Град есть Церковь, – говорит св. Афанасий, – что же преславное изглаголано о ней, кроме того, что в ней вселится Единородный по сказанному: зде вселюся, яко изволих и?».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Преславная глаголашася о тебе, граде Божий Затем псалмопевец и другим выясняет, почему Бог так сильно любит Иерусалим; потому что по пророческому предсказанию, он имеет высокое назначение служить некогда духовным отечеством, быть центром и для языческих народов. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий

Здесь псалмопевец говорит о граде Божием, называет его Сионом и, значит, говорит об Иерусалиме, – это несомненно. Но какую из исторических эпох долговременной жизни этого города он имеет в виду? По мнению многих толковников, только одно время царя иудейского Езекии, с совершившимся тогда чудесным избавлением Иерусалима от ассирийского нашествия (4Цар. 18:13; 2Пар. 32:21–23), дает нам полное и непринужденное объяснение как главной мысли псалма, так и частностей ее развития, и потому можно утвердительно сказать, что этот псалом написан при Езекии после поражения Сеннахирима, царя ассирийского. Созерцая чудесно спасенный город, псалмист торжественно восклицает: Основания его на горах святых. Для него стало ясно, что Иерусалим основан Богом, есть Его город, что вследствие этого горы, над которыми он царит, суть святые горы, – что этот Иерусалим Бог любит, как Свой город, больше всех других городов Палестины, паче всех селений Иаковлих. Врата Сионя – это весь город Иерусалим (Пс. 9:15), и селения Иаковля – прочие города Палестины, населенные потомками патриарха Иакова; они, без сомнения, сильно пострадали, а город Сионский остался нетронутым. Некоторые толковники, как Евфимий Зигабен и Палладий, епископ Сарапульский, кроме буквального смысла, видят в выражениях 2-го и 3-го стихов сего псалма, согласно с св. Афанасием Александрийским, иносказательный смысл и говорят, что под именем Сиона разумеется здесь Церковь Христова, а под именем святых гор нужно разуметь св. апостолов, на которых основана Церковь [7, с. 681; 3, с 284]. В безличном и неопределенном выражении: Преславная глаголашася о тебе, граде Божий – нужно уразуметь, кем же и где славится город Божий? Во-первых, здесь нужно разуметь все то, что предвозвещено пророками о будущей славе Иерусалима (см. например, Ис. гл. 35, 40, 42 и др.), и во-вторых, нужно принять во внимание ту славу, которая распространена была тогда между народами, угрожаемыми страшным нашествием Сеннахирима, царя ассирийского, избавленными от грозившей им опасности чудесным поражением ассирийского войска под стенами Иерусалима. Эти-то народы и были, без сомнения, первые из тех «многих», которые тогда приносили в Иерусалим дары Господу и другие подарки Езекии, царю иудейскому (2Пар. 32:23) и рассказывали потом другим о славе и богатстве Иерусалима. А это, в свою очередь, вероятно, и дало вдохновенному псалмопевцу повод назвать их в числе чад будущего благодатного Царства Мессии, о чем сказано в следующем стихе. По толкованию св. Афанасия Александрийского, под градом здесь разумеется Церковь Христова! Преславное о ней изглаголано то, что в ней вселится Единородный Сын Божий, по сказанному: «зде вселюся, яко изволи и в жилище себе» (Пс. 131:13–14) [3, с. 284].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible