Скрыть
Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 12-13 Твоя суть небеса, и Твоя есть земля. Он как Владыка моря, так и Создатель небес и всей земли. Вселенную и исполнение ея Ты основал ecu. Север и море Ты создал ecи: Фавор и Ермон. Этим означает четыре страны вселенной: севером — страну полунощную, морем — западную (потому что Писание морем именует запад), горою Ермон — страну полуденную, а горою Фавор — восток.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Север и море ты создал еси: Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася

Другие переводчики вместо моря говорят: юг, или: десницу, обозначая десни­цею юг, так как по географическому положению он находится направо от востока. Хорошо пророком указано вместе с севером и море, потому что в Божественном Писании этим выражением обычно обозначается запад. Так книга Чисел, сказав, что одни колена располагались к востоку от скинии, другие к югу, третьи к северу, обозначает указанным выражением тех, которые распола­гались от скинии к западу: «знамя стана Ефремова по ополчениям их к западу» (Числ.2:18). В настоящем случае пророк сопоставляет за­пад с севером потому, что обе стороны отличаются темнотой и холодом, а также и потому, что хочет ниспровергнуть заблуждение тех, которые приписывают эти части творения злому творцу, нече­стиво и богохульно разделяя творение, и засвидетельствовать, что и эти части созданы одним и тем же Творцом. «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются«.

Почему иному пророк упомянул об этих только горах, как не потому, что на Фаворе, который находится рядом с Ермо­ном, совершилось преображение Христа? Поэтому и говорится, что оба они радуются о имени Его: первый – как удостоившийся воспри­нять такое таинство, второй – как получивший благословение от сво­его соседа. Вот почему пророк и в другом псалме высказывает Ермону благословение, говоря: «что роса Ермонская, сходящая на горы Сионские» (Пс.132:3).

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Север и море Ты создал еси». Феодотион же перевел так: северь и юг Ты создал; то есть, и ветры и самыя страны вселенной – Твои создания. Не просто же упомянул Пророк о сих двух странах: но, поелику к югу от Иерусалима обитают Египтяне, а к северу – Ассирияне, сокрушив же дерзость Египтян, даровал им свободу; то не трудно Тебе, говорит Пророк, сокрушить и Ассириян, как Египтян.

«Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася». Сим означил Пророк всю землю обетования; потому что это – горы земли обетованной. Вместо: «возрадуетася», Акила перевел: восхвалят, а Симмах: благословят; разумел же Пророк, что соделают это не горы, но люди обитающие на горах, или при оных.

Евфимий Зигабен (†1118)

Север и море Ты создал ecи.

Исихий говорит; что ветхозаветное писание именем моря называет запад, почему книга Числ, упоминая о коленах Израилевых, что одни из них находились на восточной стороне скинии, другие к Ливии, т. е. на южной, еще другие к морю, или на западной стороне, а прочие на северной стороне; на восточной ряды ополчения Иудова; к Ливии — ряды ополчения Рувимова; к морю —Ефремова; к северу — Данова (Чис. 2,3). Итак поелику северную и западную сторону некоторые (т. е. Манихеи) имели называть творениями злого творца, северную по причине мрака, то посему Дух Святый сими словами наперед уничтожает заблуждение их, и учит, что и сии страны произведены добрым Творцем, как добрые. Здесь заметим, что когда мы смотрим к восходу, то впереди нас находится восток, сзади к плечам нашим—запад с левой стороны — север, а с правой юг или полдень.

Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася.

Фавор и Ермон суть горы в земле обетованной; почему Давид прикровенно выразил оными всю землю сию, т. е., что она будет радоваться о имени Христа, иначе о Христе, или о том, что имеет имя от Христа. А под землею разумеем людей, обитающих на сей земле, так как на сих горах иногда находился Господь в житии своем во плоти, и именно на Фаворе преобразился, а на Ермоне воскресил сына вдовы, ибо на сем Ермоне находится город Наин, в котором воскресил его.

По словам Кирилла: Сими словами означает четыре части вселенной: словом βορεας северную часть страны, именем моря—западную, именем горы Ермониима, находящейся в пустыне, что к Синаю,—юг и наконец Фавором, находящимся в Галилее—восток. Горы сии взыгрались от радости—Ермон—при крещении Господа, а Фавор—во время преображения Его. Далее сей самый Ермон кажется, называется и Ермониимом и Аермоном, по изъяснению Златоустого и Феодорита. Божественный Кирилл называет ее без различия и Аермоном и Ермониимом, хотя во Второзаконии написано: и наследовали землю… На горе-Сюне что значит Аермон (Втор. 4,48); но в книге Паралипоменон ясно показано различие Ермона от Аермона; так говорит: и половина колена Манассиина поселилась от Васана до Ваала—Ермона и Санира и горы Аермона (1Пар. 5,23), и находится гора Аермон на востоке земли обетованной вмеcте с горами Галаадом и Саниром. Слова Дидима: Упомянул о сих двух частях потому, что от моря, т. е. от юга (так как море находится на южной стоpoне Иерусалима) находятся Египтяне, которых Бог, спасая свой народ, казнил, а на севере—Accиpиiанe. Для Тебя, говорит, легко истребление сих, т. е. Ассириан, как было легко истребление Египтян. Безыменный говорит, что Фавор значит: избранный, а Ермон—высота света; ибо удостаивающийся избрания Божия и возвышаемый светом радуется о имени Божием.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 12-14 Твоя суть небеса, и твоя есть земля: вселенную и исполнение ея ты основал еси. Север и море ты создал еси: Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука твоя, и вознесется десница твоя

Здесь доказывает Божию силу от творения мира, а оттуду выводит и то, что Он же и управляет вся сущая на небеси и на земле. Ибо безместно было бы, чтоб небеса, сотворенныя Богом, круговращалися случаем, а земля управляема была человеческим произволением, но единому Богу свойственно есть и хранить, и управлять все созданное Им, дабы мы не воображали с нечестивыми людьми, что Он, наслаждаяся зрением сего прекраснаго позорища, празден пребывает на небеси. Говоря о севере и о полудни, також о горах Фаворе и Ермоне приспособляет слово к понятию простаго народа: аки бы сказал, что нет ни одной части света, которая бы не благоговела к Творцу своему и не чтила Его. Оныя слова: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя – в Еврейском тексте читаются просто: крепка рука Твоя, и вознесенна десница Твоя.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Се́вер и мо́ре Ты созда́л еси́, Фаво́р и Ермо́н о и́мени Твое́м возра́дуетася.

Вместо слова: море в Еврейском и у Феодотиона: юг. «Сим означает, – говорит св. Афан., – четыре страны вселенной; севером – страну полунощную, морем – западную, (потому что Писание морем именует запад); горою Ермон – страну полуденную, и горою Фавор – восток». «Не просто же пророк упомянул, – говорит бл. Феод., – о двух странах – севере и юге, но поскольку к югу от Иерусалима обитают Египтяне, а к северу – Ассирияне, сокрушив же дерзость Египтян, даровал им (Евреям) свободу: то не трудно Тебе, говорит пророк, сокрушить и Ассириян, как сокрушил Египтян. Словами же: Фавор и Ермон – означил пророк всю землю обетования, потому что это горы земли обетованной. Вместо: возрадуетася – Акила перевел; «восхвалят», а Симмах: «благословят»; разумел же пророк, что соделывают это не горы, но люди обитающие на горах или при оных» (Бл. Феод.).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Север и море ты создал еси: Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася

«Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася

Север и море – север и юг; LXX вместо юг поставили море, и разумели при этом Красное море, которое лежит на юге и поэтому могло служить конкретным названием юга; ср. Пс. 106:3. Фавор (на западе) и Ермон (на востоке), судя по связи речи, индивидуальные названия запада и востока; север и юг, восток и запад – все означают весь мир. Фавор и Ермон возвещают творческую славу Божию, служат постоянным прославлением, как созданные Им – существуют во имя Его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 12–14 Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя

Изречениями сих стихов выражая веру и исповедание того, что небо и земля, и вся вселенная принадлежат Богу как Творцу (Ты основал еси) и Промыслителю, властно и вседержавно управляющему ими, указывает, в частности, на север и море (в пер. с евр. «юг»), как на создания Его (создал еси), и тут же далее называет всем известные горы Иудейской земли – Фавор и Ермон, говоря, что эти горы «возрадуются» (возрадуетася – двойственное число вместо множественного «возрадуются»), т.е. благословят и восхвалят имя Господне. Таким образом, опять выражает ту мысль, что сила и всемогущество Бога как Творца и Промыслителя вселенной обнаруживаются везде, как в бездушной природе, в небесных светилах и на земле, на севере и в море, и на самых высоких и обширных горах, так и во всех разумных тварях, на всех людях, наполняющих вселенную и живущих на ней (см. Пс. 23:1). И потому все должны признать и помнить, что мышца Господня крепка (с силою), и все должны желать и Господа Бога просить: да укрепится рука Твоя на нас и да вознесется десница Твоя.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible