Скрыть
если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-33 Аще оставят сынове его закон мой, и в судьбах моих не пойдут: аще оправдания моя осквернят, и заповедий моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их

Оставляют закон Божий те, которые нарушают и малей­шую часть из написанного в нем и хотят исполнять его предпи­сания по своему, а не по воле и намерению Законодателя. Не ходят в судьбах Божиих те, которые во время суда боятся богатого или ми­луют бедного, тогда как Бог хочет, чтобы суд был равен для всех. Оскверняют заповеди Его те, которые притворяются добродетель­ными, но на самом деле оскорбляют заповеди, поскольку исполняют их не от чистого сердца. Так как они нарушают волю Запове­давшего, то и говорится, что они не хранят их. Беззакония таких людей Бог наказует жезлом, и неправды их – ранами. Поэтому, когда мы подвергаемся наказаниям, не будем обвинять Бога, не бу­дем порицать, хотя бы мы подвизались в посте или какой другой добродетели, потому что и добрые дела мы совершаем не так, как должно, почему и нуждаемся в наказаниях. Впрочем, вместе с на­казанием Бог обещает и милосердие.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 31-34 Аще оставят сынове его закон Мой, и в судбах Моих не пойдут: Аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят: Посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их: Милость же Мою не разорю от него, ни преврежду во истине Моей

Если, говорит Бог, ведущие род от Давида учинят и тысячи беззаконий; то их подвергну наказаниям, обетование же данное Давиду сохраню твердым; « милость же Мою не разорю» от него, то есть, от Давида, «и не преврежду во истине Моей». Вместо: «не преврежду» Симмах перевел: не преступлю, а Акила: не солгу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 31-33 Аще оставят сынове его закон мой, и в судьбах моих не пойдут, Аще оправдания моя осквернят, и заповедей моих не сохранят, Посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их

Если, говорит, сыны Христовы, т. е. чрез Евангелие и баню святого крещения возрожденные христиане, оставят закон и не будут ходить в судах моих и обесчестят оправдания мои и не сохранят заповедей моих, то Я испытаю жезлом и бичем беззакония их. Какое же различие имеют закон и суд и правда, и заповедь, мы сказали в 17-м псалме, изъясняя слова: ибо век суды его предо мною. А глагол: осквернят, поставлен вместо: уничтожат; так как скверным называется то, что не освящено, для различия от святого, иначе то, что в общем употреблении и малоценно. Жезлом и бичем здесь называет искушения. А мысль в сих словах такова, что Я вразумлю преступников моего закона из христиан—восстаниями народов, жестокостями правителей, гладом и другими подобными наказаниями; но совершенно не отврачусь от них. Наконец беззакониями и неправдами называет совершенно одни и те же грехи.

Великого Василия: Тем, которые производят гpеxи, подлежащие врачеванию, в сих словах угрожает посещением беззаконий посредством жезла; и сей жезл Божий как нaкaзyющий производит суды твердыми; а не подлежащим врачеванию он говорит: для чего вы еще уязвляетесь? Ибо вы испытали все раны, вы презрели все способствующие к обращению удары; вас ожидает сокрушение. Ибо из случающихся бедствий, одни бывают за грехи, другие для исправления нравственности подвергающихся искушениям, а иные для сокрушения отчаянных, как было с Фараоном. Последним уже не раны и не бичи угрожают, но истребление.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 31-34 Аще оставят сынове его закон мой, и в судьбах моих не пойдут: аще оправдания моя осквернят, и заповедий моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их, милость же мою не разорю от них, ни преврежду во истине моей

Пророк продолжает далее, и говорит, что хотя бы потомки Давидовы и согрешили, однако Бог помилует их, и не будет наказывать преступлений их по всей строгости правосудия Своего. Впрочем, дабы обетование было действительнее, всегда вводит Самого Бога глаголющаго, так как бы беседовал с Ним изображенными в завете словами. Сие присовокупление было весьма нужно потому, что ежели бы Бог по безконечной благости Своей не прощал нам грехов, то никакой бы завет Его тверд в нас не был, поелику все мы немощны и к падению весьма склонны. Понеже убо предвидел Бог, что потомки Давидовы по грехам своим будут часто уклоняться от завета, сего ради изъятие сие вместо врачевства приложил. Впрочем поелику наказание Божие полезно для людей, то Бог не такую обещает ненаказанность, которая бы грехи питала, но отеческую умеренность в наказаниях, которая грехам снисходит, и не требует мщения в высочайшей степени. И не одним токмо легким грехам обещает прощение, но и самым тяжчайшим и лютым. Ибо не безразсудно употребляет выражения сии: аще закон Мой оставят: аще оправдания Моя осквернят: аще в судьбах не пойдут: аще заповедей Моих не сохранят. Не без причины також беззакония и неправды полагает, но дабы показать, что долготерпение и кротость, с каковою примиряется Бог с потомками Давида, распространяется даже и на самые тяжчайшие грехи. К сему надлежит и оное Пророка Иеремии изречение: завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов, не по завету егоже завещах отцем их, но дам законы Мои в мысли их, и на сердцах их напишу я: яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому (Иер. 31:31 и след.). Впрочем поелику Бог не с тем нас усыновляет Себе, чтоб мы без наказания грешили: сего ради полагается здесь в средине наказание, чрез что показывает Бог, что Он грехов не любит, но ненавидит их, и сынов Своих наказывая, как должно, к покаянию призывает, якоже и Павел, научая верных, глаголет: судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:32). Таким образом, изрядно исполняется сие обетование: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их: милость же Мою не разорю от них. Ибо хотя и гневается за грехи, но не престает любить тех, коих наказывает во спасение. Следующия за сим слова: ни преврежду во истине Моей, или как в Еврейском тексте изображено: ни солгу на истину Мою, означают то же, что не солгу в обетованиях Моих.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 31–35 Аще оставят сынове его закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут: аще оправдания Моя осквернят, и заповедий Моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей: ниже оскверню Завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся

Изречения сих стихов можно понимать и буквально, по отношению к потомкам Давида (сынове его), о которых Господь Бог, как всеведующий, знал, что они отступят от закона Его, не пойдут по судьбам правды Божией, осквернят, т.е. нарушат уставы и порядки ветхозаветного богослужения (оправдания) и не будут исполнять, не сохранят данных им заповедей, как это и было с ними, часто отступавшими в идолопоклонстве и оставлявшими Закон Его, и потому как бы делал им предупреждения, угрожая наказаниями: посещу жезлом беззакония их. Как вообще в псалмах, так и здесь судьбами называются все законы и постановления гражданского характера, за нарушение которых определены те или другие наказания, а оправданиями называется вся совокупность заповедей или законов нравственного свойства, в которых выражена воля и правда Божия. Здесь псалмопевец (ст. 31–35), от имени Божия, предостерегая потомков Давида, что за нарушение и оставление закона Его они подвергнутся тяжким наказаниям, – возносится мыслию к будущим временам новозаветной христианской Церкви и напоминает опять о милости и истине, обещанных потомству Давида, и о Завете, который установит имеющий произойти от семени Давида Божественный Потомок его – Христос, и который не будет уничтожен (ниже оскверню завета Моего), т.е. не нарушу, не уничтожу Завета Моего, данного чрез Христа, как оскверняли оправдания, т.е. нарушали неоднократно Завет (Ветхий) ближайшие потомки царя Давида, которые довели царство Давида, сначала до разделения на части, а потом до окончательного пленения и разорения. Угрожая наказаниями преступному и беззаконному народу и царям его, потомкам Давида, Господь Бог дает такие обещания новозаветному потомству Давида, т.е. христианам: «Милость Мою не разорю от них, т.е. милости не лишу, не отниму, и во истине Моей ничего не отменю (ни преврежду), не сделаю повреждения, или отмены, а также и Завета Моего не нарушу, не уничтожу (не оскверню), и не откажусь ни от чего, что изречено Моими устами».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible