Скрыть
вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах».

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет. Семенем Давидовым называет от семени Давидова по плоти родившегося Христа. Он и пребудет во век. Ибо Тому, Кто есть Бог и истинно Божий Сын, невозможно не быть всесовершенно и непременно вечным.

И престол Его яко солнце предо Мною. Под престолом Христовым разумей Церковь, потому что в ней упокоевается Христос. Поэтому, Церковь Христова будет озарять и просвещать поднебесную, всегда пребывая, подобно солнцу и луне. Ибо в псалме сказано так: и престол Его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Кто этот свидетель? Ясно, что Христос, потому что Он был на небесах советником Отца, когда говорил это. О нем и Исаия говорил: «а Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал» (Ис.43:10). Он справедливо называется верным свидетелем, поскольку дал удостоверение не только словами, но и делом; а обетование Бог дал Давиду тогда, когда последний задумал построить храм для кивота: «Я восставлю» сказал ему Бог, «после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки» (2Цар.7:12–13), – называя семенем Да­вида Христа по причине плоти. Потому и Матфей начал Евангелие такими словами: «родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). Также и Павел говорит о Христе: «о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Римл.1:3). Его пре­стол как солнце, потому что царство его пребывает в свете. Но чтобы ты не помыслил о нем ничего унизительного, Он присово­купил: «предо Мною», т.е. равен Моему престолу, потому что «предо» пророк употребил здесь для обозначения не противоположности, а равенства. Престол этот, кроме того, утвержден вовек, как день. Под веком, как многократно мы говорили, разумеется настоящая жизнь; в течение последней престол этот утвержден уже не как солнце, а как луна. Подобно тому, как луна имеет затмение и раз­ные обороты, так и слава Христа в настоящей жизни у некоторых – именно у нечестивых – меркнет, а у благочестивых возвышается. Иногда Он предает верующих в Него гонителям и попускает им терпеть узы, темницы и смерть, что представляется затмением Его славы; но в другое время внезапно поражает гонителей и так возвышает Свою славу, что претерпевших за Него мучения начи­нают благоговейно почитать сами цари. Вот почему царство Хри­стово в течение настоящей жизни сравнивается с луною. Пророк по необходимости переменяет затем тон, потому что до сих пор он говорил от лица Бога, а теперь сам обращается к Богу с собственными словами.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Что Господь по плоти родился от семени Давидова, о сем ясно говорят богомудрые Матфей, Павел и Давид. Один пишет: книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова (Мф.1:1). А другой объявляет: яве, яко от колена Иудова возсия Господь наш по плоти (Евр.7:14). Давид же сказал: единою кляхся о Святем Моем, аще Давиду солжу: Семя его во век пребывает, и престол Его яко солнце предо Мною: и свидетель на небеси верен, означая сим вознесение Господа на небо с плотию, которая, как нераздельно уже соединенная с Богом Словом, пребудет вечною.

Письма. Книга I

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 37-38 «Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною», «И яко луна совершена в век: и свидетель на небеси верен». Вместо слова: «свидетель» Симмах употребил: засвидетельствовавший. И в семьдесят первом псалме блаженный Давид предвозвестил о Владыке Христе: «прежде солнца пребывает имя Его» (Пс.71:17); и: «пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов» (Пс.71:5). Поелику солнце тем, что восходит и заходит, производит день и ночь, служит к измерению времени: то Богу угодно было солнцем означить несокрушимость престола; и обетовал Он, что семя соблюдет во век; обетовавший же и засвидетельствовавший это пребывает на небесах, и слова Им изреченныя истинны и верны. Так Иудеи, сказав о бывших Давиду обетованиях, оплакивают постигшия их бедствия.

Евфимий Зигабен (†1118)

И яко луна совершена в век.

Сии слова надобно читать с переложением так: и как совершенная луна. Царство, говорит, Христово знаменито и непоколебимо во век, как полносветлая луна; где совершенно назвал полную луну, и оба светила употребил в подобие как и в 71-м псалме.

И свидетель на небеси верен.

Симмах, вместо: свидетель, перевел свидетельствовавший. Итак Давид говорит, что тот, кто засвидетельствовал т. е., дал обещание о семени моем, или Бог, пребывает на небе, а посему Он и достоин веры и истинен; потому что находящиеся на земле люди не оказываются достойными веры и истинными.

Другой говорит: Сими словами выражает вознесение Господа с плотию, имеющею пребывать на небе вечно, как соединенною нераздельно с Богом—Словом. Слова Евсевия: А тому, что так будет, свидетель есть на небе, о котором говорит и Иов: и вот теперь на небе свидетель мой, и создатель мой на высочайших (Иов. 16,19).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Сие есть то обетование, по силе котораго надлежало царству Израилеву всегда пребывать в потомстве Давидовом. Ибо Пророк две вещи соединяет вместе, то есть, семя и престол, на которых основывается вечность царства с тем намерением, дабы никогда к чужим не переходило. Приводятся во свидетели солнце и луна: ибо хотя и подлежат тлению, однако больше в себе твердости имеют, нежели земля, или воздух, которыя непрестанным подвержены переменам. А как и весь мир часто колеблется и переменяется: для того непоколебимейшее состояние предлагается в солнце и луне, дабы о царстве Давидовом не судили люди по общему чину природы. Впрочем, поелику престол царский при Ровоаме поколебался, а после и совсем разорен и испровержен был: следовательно, пророчество сие не может относиться к Давиду. Мы видим, что солнце не престало сиять днем, а луна нощию, внешнее же царства Израильскаго достоинство исчезло без всякой возстановления надежды: для того должны мы обратить внимание наше ко Христу, дабы Бог не явился в обетованиях Своих лживым. Но сей из корене Иессеова прозябший жезл самым делом доказал, что в сих словах заключалася совершенная истина.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И я́ко луна́ соверше́на в век, и Свиде́тель на небеси́ ве́рен.

Т.е. Ты обещал, что престол Давида, как полная, светлая луна, будет неизменно и твердо пребывать навсегда, и в этом свидетель верный на небе. Под свидетелем верным – бл. Феодорит разумеет самого Господа Бога. «Он обетовал, что семя соблюдет во век: обетовавший и засвидетельствовавший это пребывает на небесах, и слова, Им изреченные, истинны и верны». Бл. Иероним и другие с ним разумеют Спасителя, ибо Он называется в Апокалипсисе верным свидетелем 

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Солнце и луна представлялись древним вечными и неизменными, так же вечно и неизменно обетование, данное Богом Давиду. - «Верный свидетель на небесах» - т. е. Бог Господь клянется Сам Собою, так как для Него нет другого более высшего предмета клятвы.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 37-38 Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Яко солнце и луна; они представляются навеки основанными, непоколебимыми; ср. к Пс. 71. Совершена – устроена, создана. Под свидетелем нужно разуметь не луну и не радугу, но Бога, Который клянется Самим Собою, поэтому есть верный Свидетель; Евр. 6 и д.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 36–38 Единою кляхся о святем Моем: аще Давиду солжу? Семя его во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век, и свидетель на небеси верен

Стих 36 по переводу с еврейского читается так: «Однажды Я поклялся святостию Моею: солгу ли Давиду?» При таком чтении становится понятною речь псалмопевца, обращенная от имени Божия к новозаветным потомкам Давида и подтверждающая с клятвою, что все обетования, данные Давиду, в точности исполнятся на потомках его, по вере во Христа, именно – здесь Сам Господь Бог как бы так говорит: раз Я уже поклялся святостию Моею, то ужели солгу Давиду? Семя его, т.е. Христос и проповеданное Им и Его апостолами евангельское учение, во век пребудет, и престол Его, т.е. основанная Им на земле Церковь Христова, также будет сиять и просвещать всех людей, яко солнце предо Мною, – и будет вечен (с евр. «во век будет он стоять, как луна»). Солнце и луна приводятся здесь, как и в Пс. 71:5, в сравнение, и представляются как бы на веки основанными, непоколебимыми, как и Сам Владыка Христос именуется Солнцем правды. И свидетель на небеси верен. Под свидетелем нужно разуметь здесь Самого Господа Бога, Который клянется Самим Собою (Евр. 6:17), поэтому Он и есть верный Свидетель на небеси. Блж. Иероним и др. разумеют Самого Спасителя, ибо так именно, т.е. «верным Свидетелем» Он назван в Апокалипсисе (Откр. 1:5).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible