Скрыть
Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ты же отринул ecu и уничижил, негодовал ecu помазанного Твоего. Блаженные Пророки говорят о том, что было при честном кресте. Поэтому, как бы обращают речь к Отцу и Богу: Ты дал обетование, что семя Давидово пребудет во век, и престол его яко солнце и луна; но отринул ecu и уничижил, негодовал ecu помазаннаго Твоего. Сказано: отринул ecu и уничижил — вместо: попустил быть отринутым и уничиженным; потому что не Отец отринул и уничижил Сына Своего, но сделали это паче иудеи, впрочем по попущению Бога и Отца. И в этом смысле сказано: Иже Своего Сына не пощаде, но за нас предал есть Его (Рим. 8,32).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго твоего

Такая смена лиц удивляет людей простых; но она обычна у Да­вида, поскольку с этим вполне сообразно и самое исполнение песно­пений попеременно на псалтири и гуслях. Настоящие слова показы­вают, что обетования даны были относительно язычников, а не иу­деев. Пророк говорит, что Бог отринул народ иудейский и уни­чижил, т.е. признал его ничтожным и ничего не стоящим. Ка­ким образом? Слушай дальше. «И низверг помазанника Твоего». Бог отлагал до времени пришествие Христа, потому что иудеи не были способны принять Его. Но не это только, а и дальнейшие слова указывают на отвержение и презрение иудеев.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 39-40 «Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего»: «Разорил еси завет раба Твоего». Симмах же перевел так: но Ты сам отверг и осудил, разгневавшись на помазаннаго Твоего, предал проклятию завет раба Твоего. Ты сам, обетовавший совершить это, отринул потомков Давидовых, соделал их уничиженными, предал их в рабство, сокрушил царство Давидово, и нарушил заветы, заключенные с служителем Твоим. Ибо помазанным Пророк называет здесь царство. Пленниками же отведены были двое из потомков Давидовых, Иехония и Седекия; ими прекратилось Давидово царство, потому что Зоровавель, приявший власть после пленения, был народоправитель, а не царь.

«Осквернил еси на земли святыню его». Пророк святынею называет храм, который намеревался построить Давид, создал же после Давида Соломон. О нем говорит, что осквернен нашествием Вавилонян, и стал подобен цветущей былинке; потому что разрушенный обратился в развалины и сравнялся с землею.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ты же отринул ecи и уничижил.

Сии слова и последующие за ними сказываются Давидом от лица народа Иудейского. Пророк плачет о плене, которому имели подвергнуться иудеи от вавилонян, думавшие, что обещания, данные Богом Давиду, уже уничтожены: Ты, говорит, Господи, отвергнул потомство Давида, о котором обещался выше, и обесславил его пленом. А сии слова указывают на царей Иexoнию и Седекию, отведенных, по словам Давида, в плен, как мы сказали. Но весьма несмысленны те иудеи, которые думают, что Бог солгал; что и невозможно и нелепо. Итак семя Давида, вечное в своем царствовании, есть Христос, которого царству не будет конца (Лук. 1,33). И иудеи разумеют cиe о телесном престоле и земном царстве, между тем как царство Христово есть не от миpa сего, как Сам Он сказал, т. е. не чувственно, но умственно; ибо царство Христово есть покорность верующих и добровольное служениe их. Я, говорит, поставлен царем от Него, (Пс. 2,6) и далее: и дал Тебе народы в наследство Твое и в обладание Твое концы земли (там же).

По словам божественного Кирилла, пророк говорит здесь о событиях при честном кресте. Итак, он говорит как бы к Отцу и Богу, что Ты отринул и уничижил, т. е. попустил быть отринутым и уничиженным, ибо не Отец уничижил своего Сына, но это сделали иудеи, впрочем поколику попустил им (это сделать) Бог и Отец. Слова безъименного: Ты, говорит, повергнул на землю славу Его; ибо, смотря по тому, как Он представлялся во время страдания, беззаконным иудеям, Он показался простым человеком; но свободен между мертвыми, по выражению пророка, не остался мертвым.

Негодовал ecи помазанного Твоего.

Помазанником Божиим называет царя, как помазанного на царство, по суду Божию. Так и в 1-й кн. Царств (гл. 24,7) Саул называется помазанником Господа. Говорит: ты негодовал (отложил), т. е. столкнул своего царя Давида с пути тем, что отложил и не окончил данных ему с клятвою обещаний Твоих.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 39-40 Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго твоего: разорил еси завет раба твоего, осквернил еси на земли святыню его

Отсюда начинается вторая часть псалма, в которой Пророк в лице плененнаго народа жалуется, что Божие слово неверно исполняется: не потому однако, аки бы хотел Бога обвинить во лжи, но дабы печаль и болезнь свою в недра Его излить, так как и нам не запрещает то же делать. Ибо хотя и повелевает, чтоб желания наши сообразны были воле Его, однако не преступает заповеди и тот, кто видя все признаки Божия благоволения отъяты, оплакивает бедность свою, лишь бы только не отчаявался, и дерзко не роптал на Бога, как увидим ниже, где Пророк присовокупляет свидетельство кроткаго повиновения и исправляет жалобы свои, благодаря и благословляя Бога за все. Да и сия жалоба, которую здесь употребляет, не к чему другому клонится, как токмо к тому, чтоб открыв пред Богом скорбь свою, отразить сомнение и нетерпеливость. Впрочем, когда говорит, отринул еси и уничижил, вознегодовал еси на помазаннаго Твоего; разорил еси завет раба Твоего, то сие не так должно разуметь, аки бы Пророк обвинял Бога или в легкомыслии, или в непостоянстве, как сказано выше, но токмо скорбит, что преславныя оныя обетования, которыми толико восхищен был народ, по-видимому, стали быть уничтожены. Равным образом когда воспрошают верные: доколе спиши Господи? доколе забываеши ны? не сон или забвение приписывают Богу, но износят на среду те досадныя искушения, коими подстрекает плоть и кровь, дабы Господь заблаговременно подкрепил немощь их. А хотя бы Пророк при ужасном оном разсеянии и человеческое нечто пострадал, то не удивительно. Ибо не каменную душу имел, чтоб видя все противное Божию слову, не тронуться печальным позорищем оным; и потому свободно выходя пред лице Бога, ищет пособия, дабы не погибнуть от печали, что непременно случилось бы, ежели бы сокрыв роптание внутрь сердца, пренебрегл сие спасительное врачевство. Следующия вскоре за сим слова, осквернил еси на земли венец его, можно относить или к Ровоаму, или вообще к разорению всего Израильскаго царства.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ты же отри́нул еси́ и уничижи́л, негодова́л еси́ пома́заннаго Твоего́.

Начинается другая часть псалма. Доселе певец изображал обетования Божии дому Давидову, а отселе выражает чувство скорби о том, что эти обетования не исполняются. Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазанного Твоего.  Под помазанником можно разуметь в буквальном смысле злополучного царя Иудейского Седекию, в оковах отведенного Навуходоносором в Вавилон; после чего дом Давидов пал, завет Божий казался нарушенным. «Помазанным пророк называет, – говорит бл. Феод., – царство (разрушенное Навуходоносором). Пленниками же отведены были двое из потомков Давидовых Иехония и Седекия; ими прекратилось Давидово царство, потому что Зоровавель, приявший власть после пленения, был народоправитель, а не царь». Но св. Афанасий, бл. Иероним и Августин под помазанным разумеют Спасителя. «Сказано, – говорит св. Афан., – отринул еси и уничижил: вместо попустил быть отринутым и уничиженным; потому что не Отец отринул и уничижил Сына Своего, но сделали это паче Иудеи, впрочем по попущению Бога и Отца.».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего

В резком противоречии с этим обетованием Божиим находится настоящее бедственное положение дома Давидова и всего народа. Бог, по-видимому, отверг Давида (в его потомке, тогдашнем царе), нарушил обетования; потому что теократическое царство повержено в прах, обессилено, предано врагам, которые торжествуют поражению Давидова дома, близкого к совершенной погибели. Негодовал – отверг. Помазанного – тогдашнего царя, отвержение которого, как потомка Давида, казалось отвержением Давида, всего рода Давидова, которому дано было обетование. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 39–41 Ты же отринул еси и уничижил, негодовал еси помазаннаго Твоего: разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню его: разорил еси вся оплоты его, положил еси твердая его страх

С 39-го стиха начинается вторая часть псалма, в которой псалмопевец выражает чувства скорби по поводу того, что не долго пришлось пользоваться теми милостями и благодеяниями, которые даны возлюбленному рабу Божию Давиду и обещаны потомкам его, что, вопреки всем тем обещаниям, последовали разные бедствия для царства и для всего народа иудейского. В переводе с еврейского, они выражены так: «Но ныне Ты отринул и презрел (уничижил), прогневался на (негодовал еси) помазанника Твоего. Пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его». Все это исполнилось на потомках Давида, последних царях Иудейского царства, Иехонии и Седекии, которые отведены были в плен, лишены царского достоинства за то, что забыли Бога, пренебрегли Заветом с Ним (осквернили оправдания его, ст. 32), предались идолослужению и примером своим развратили народ иудейский. За все это Господь Бог допустил царя вавилонского разорить царство Иудейское и осквернить на земли святыню Его, т.е. разрушить храм Иерусалимский. Но, в то же время, в словах 39-го и следующих стихов, по объяснению св. Афанасия Александрийского, Кирилла и других толковников, псалмопевец говорит о том, что было (имело быть) при честном кресте Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому он, как и другие пророки, обращается с речью к Богу Отцу: Ты дал обетование, что семя Давидово пребудет в век, и престол его, яко солнце и луна. Зачем же отринул еси и уничижил, негодовал еси (прогневался на) помазанного Твоего. Отринул еси и уничижил – сказано вместо «попустил быть отринутым и уничиженным», потому что не Отец отринул и уничижил Сына Своего, но сделали это иудеи, впрочем, по попущению Бога Отца. В этом же смысле говорится о сем и в новозаветных писаниях: «Иже Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32; ср. Ин. 3:16) [3, с. 295]. А в словах 41-го стиха: разорил еси вся оплоты (ограды) Его, под оплотами и ограждениями, по объяснению того же св. Афанасия, псалмист разумеет св. апостолов, которые все оставили Господа и, «убоявшись, разбежались» (положил еси твердая его страх) [3, с. 296].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible