Скрыть
Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 51-53 Помяни Господи поношение раб Твоих. Поскольку поносиша Мя врази Твои, Господи, говоря, что лживы обетования, данные о Мне народам (обетования же эти состояли в том, что будут они спасены и избавлены от смерти и греха), и поносили, видя смерть Мою, почему и обетования называли суетными; то прошу Тебя воспомянуть о сем. Ибо поносиша изменению Христа Твоего. А изменение Его есть смерть и кровь Его, эта искупительная цена, данная за спасение мира. За это-то и поносили, предполагая, что Он преодолен смертию. Но не пребыл мертвым в мертвых свободь, а паче воскрес в третий день. Поэтому-то псалом вместо печати прилагает слова: благословен Господь во век: буди, буди, — как бы уже воскрес Он и восшел на небеса, и благословен или исповедуем во веки с Отцом Своим.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Помяни Господи поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык

Недрами своими псалмопевец называет пророчество, потому что в нем, как в недрах, он скрывал действительное духовное поношение; вернее же, – Давид называет своими недрами пророчество о Господе, поскольку Он по плоти имел произойти от его чресл. Так как не только Давид, но и все другие пророки, которых он назвал рабами Божиими, терпели много поношений от язычников, вследствие того, что исполнение пророче­ства о Христе отлагалось, почему последнее почиталось ложным, то псалмопевец умоляет Бога вспомнить об этих поношениях и явно показать воплощение Господа, чтобы поддержать почтение к пророкам.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Помяни Господи поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык

Симмах перевел так: понес я в недре моем от весьма многих народов; то есть, не презри меня, поносимаго не одним народом, но тысячами. Ибо не Ассирияне и Вавилоняне только издеваются надо мною, но и все живущие по близости, всегда имевшие ко мне неприязнь. И не надо мною только смеются, но и против Тебя движут уста, и произносят слова хульныя, рабство мое почитая Твоею немощию. Ибо сие дал выразуметь Пророк в присовокупляемом.

Евфимий Зигабен (†1118)

Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем (от) многих язык

Вспомни, говорит, Господи, о поношении рабов твоих—нас иyдеев, которое причиняют нам многие народы, как поработившие нас, так и соседственные с нами и которое мы понесли в сердце нашем; ибо глагол: я понес, Акила перевел: я подъял, а Симмах: я удержал; где недром называет сердце, поелику в сердце как бы в недре скрываем и скорби и радости. Здесь надобно заметить, что местоимение: ου, (которое) поставлено вместо: δυτινος, потому что оно соединено (на греч.) не с последующими т. е. глаголом: понес, требующим винительного падежа, но с предъидущим, т. е. о поношении, по употреблению аттиков; тоже самое сделано и в двух следующих стихах.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Помяни, Господи, поношение раб твоих, еже удержах в недре моем многих язык

Представляет другое обстоятельство, которое не мало способствовало к преклонению Бога на милость, показывая, что люди Божии, в несчастии находящиеся, терпят поношение от нечестивых народов: ибо чем несноснее бывает искушение, тем скорее Бог приносит помощь, дабы слабыя души не пали под тяжестию онаго. Когда нечестивые обращают в смех терпение наше и ругаются вере нашей, дабы чрез то ввергнуть нас в отчаяние, то сие не есть ли крайняя обида? Сего ради Пророк не просто разумеет, что обида врагов несносна, но и заслуживает наказание от Бога, дабы не были подвержены стыду уповающии на Него. То же самое распространяет и во втором члене, где говорит, что народ Божий претерпевал всякаго рода поношение от многих язык. Впрочем, сказав вообще о рабах Божиих, вдруг переменил число множественное на единственное, еже удержах в недре моем, и не без причины, но для того, дабы кийждо из верных усерднее вооружился молитвою. Слово, в недре, также сказано выразительно. Оно означает, что нечестивые не токмо издали метали поносныя слова аки стрелы, но и изблевывали в самыя недра сынов Божиих, которыя они терпеливно принимать принуждены были. Разврат века нашего делает то, что учение сие и для нас нужно, ибо нечестивых и гордых презрителей Бога исполнена вся земля, которые не престают смеяться нам; и как сатана весьма искусный учитель в таком роде витийства, то и подает им материю ругаться над бедствиями церкви.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Помяни́, Го́споди, поноше́ние раб Твои́х, е́же удержа́х в не́дре мое́м мно́гих язы́к.

С Евр.: «Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов». В недре моем – в душе, в сердце. Т.е. помяни, Господи, поношение, какое претерпевают рабы Твои, находясь в плену, в озлоблении, от всех языческих народов, и какое я ношу в душе своей; – «не презри меня, поносимого не Ассириянами и Вавилонянами только, но и всеми враждебными мне и живущими по близости народами» (Бл. Феод.). «Поскольку поносиша Мя, – говорит Спаситель, – врази Твои, Господи, говоря, что лживы обетования, данные о Мне народам (обетования же сии состояли в том, что будут они спасены и избавлены от смерти и греха), и поносили, видя смерть Мою, почему и обетования называли суетными, то прошу Тебя воспомянуть о сем» (Св. Афанасий).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Помяни, Господи, поношение раб твоих, еже удержах в недре моем многих язык

«Носить поругание от народов в недре» - глубоко болеть за потерю престижа, значения своей родины, своего царства в глазах соседних языческих царств и народов. Эта скорбь писателя - скорбь истинного патриота, страдающего как за каждого из своих соплеменников (см. 48-49 ст.), так и за весь народ.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык

Поэтому псалмопевец и молится, чтобы Бог теперь помог ему, взял во внимание Свои милости и обетования, данные с клятвою в древние времена, ввиду того, что Израиль терпит теперь от враждебных соседей. Еже удержах, стыд, который постиг меня (нас), я ношу в сердце моем, он причиняет мне тайную боль, которой я не могу открыть, так как враги только еще больше будут смеяться надо мною. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 50–53 Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей? Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык: имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего. Благословен Господь во век: буди, буди

Здесь псалмопевец еще раз молитвенно взывает к Богу, воспоминая о милостях, как уже дарованных Давиду, так и обещанных потомкам его, а также и о клятве, с которою Господь Бог удостоверял в истине Своих обещаний и тем самым ободряет сердца верующих к надежде на Бога. А далее представляет другое обстоятельство, которое могло способствовать к умилостивлению Бога, именно умоляет о том, чтобы Господь Бог обратил внимание на то поношение, какое рабы Божии, иудеи, принуждены теперь терпеть от нечестивого народа в плену вавилонском, равно как и от других народов. Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах (с евр. «которое я ношу») в недре моем многих язык. Поношение – то же, что «бесчестие», или «поругание», которому нечестивые народы подвергли потомков Давида, я ношу в сердце своем (то же, что в недре моем), потому что и скорби (поношения), как и радости, мы скрываем и носим в сердце. И поношения эти были не от одного, а от многих народов (многих язык). Слово поносиша псалмопевцем употреблено в последнем 52-м стихе двукратно, и в первом случае он как бы желает показать, что поношения, обращенные на рабов Божиих, идут от врагов Божиих (имже поносиша врази Твои, Господи), а во втором показывает, что эти враги порицают изменение Христа Твоего, т.е. помазанника Божия. Под изменением многие из толковников сего псалма разумеют перемену в судьбе потомков Давида, именно, вместо прежней славы и величия наступившие бедствия народа и, в частности, последних царей его, заменивших на престоле Давида, именно – Иехонию и Седекию, которые царствовали вместо (в замене, изменение) Давида и подверглись рабству и тяжкому поношению. В заключение псалмопевец научает нас в скорбях и постигающих нас бедствиях не роптать, не выражать громко своего неудовольствия, но просить Господа Бога о милости, напоминая о благости Его. Он говорит как бы так: что бы ни случилось с нами, каким бы скорбям и поношениям мы ни подверглись, всегда должны хвалить и прославлять имя Божие, – Благословен Господь во век: буди, буди! (в еврейском: «Аминь, аминь»).

Истинная вера и благочестие и в наше время подвергаются нападкам и поношению со стороны нечестивых и завистливых врагов нашего Отечества и Церкви. Позор и несчастие нашего Отечества в последние дни усиливаются еще от того, что разным проходимцам и крамольникам стали подражать в делах низких и бесчестных и православные сыны России, носившие имя благонамеренных граждан и, по-видимому, добрых христиан. Дух неверия и развращения постепенно проникает в массы народные. Злонамеренная и развращающая пресса, поставив своею задачей подстрекать и науськивать читающую публику на Церковь, ее чад и последователей, старается развить и усилить в последних подозрение к представителям Церкви и подорвать доверие к ним. Из городов это неверие переходит и в села, так что теперь и в деревнях наших можно наслушаться речей против веры. Естественное следствие неверия есть дух легкомыслия и нечестия, который состоит в том, что он не щадит ничего святого и божественного, но все смешивает с грязью. Предметами острот и насмешек для нечестивцев являются то Божественное лицо Самого Иисуса Христа, то – Святая личность Божией Матери, то – Церковь с ее священниками, то – святые таинства и молитва. Все это вышучивается и высмеивается, над всем этим слышатся самые глупые остроты и грубые издевательства. Здесь не видно уже никакой веры. А где нет веры, там не может уже быть и никакой нравственности. Этим и объясняется умножение преступлений против нравственности в наши дни.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible