Скрыть
как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 51-53 Помяни Господи поношение раб Твоих. Поскольку поносиша Мя врази Твои, Господи, говоря, что лживы обетования, данные о Мне народам (обетования же эти состояли в том, что будут они спасены и избавлены от смерти и греха), и поносили, видя смерть Мою, почему и обетования называли суетными; то прошу Тебя воспомянуть о сем. Ибо поносиша изменению Христа Твоего. А изменение Его есть смерть и кровь Его, эта искупительная цена, данная за спасение мира. За это-то и поносили, предполагая, что Он преодолен смертию. Но не пребыл мертвым в мертвых свободь, а паче воскрес в третий день. Поэтому-то псалом вместо печати прилагает слова: благословен Господь во век: буди, буди, — как бы уже воскрес Он и восшел на небеса, и благословен или исповедуем во веки с Отцом Своим.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

имже поносиша врази твои, Господи, имже поносиша изменению христа твоего

Видишь, что порицатели по­носили пророков из-за Христа? И порицали не только язычники, но и иудеи. Поэтому Павел хорошо сказал: «все согрешили и лишены славы Божией» (Римл.3:23). Выше псалмопевец сказал, что терпели поношения от многих язычников пророки, которых он называет и рабами; здесь же говорит, что замена Христа, т.е. Церковь (потому что Он приобрел ее взамен синагоги иудейской), под­вергается поношениям со стороны врагов Божиих – иудеев, о кото­рых тот же Давид говорил: «враги Господни солгали ему, и будут бедствия их во век, а Он питал… их тучною пшеницею, и насыщал… их медом из камня» (Пс.80:16–17). За что же они поносят Церковь? За то, что она ожи­дала Христа, чтобы обручиться с Ним чрез веру, как об этом говорит Осия. «И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос.2:20), говорил Он, называя Церковь неведущею Бога, так как она не получила ни закона, ни пророков, и пока не явился Христос, про­поведь веры не имела места.

Беседы на псалмы. На псалом 88

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Имже поносиша врази Твои Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего

Симмах и Феодотион перевели так: поносили следы Христа Твоего. А следами Христа назвал царей того времени, при которых было слово о царстве Христовом.

Семьдесят же назвали их «изменением»; потому что соделались предками Его по плоти, и как бы в некоей тме правили царством. Посему, ради Христа Твоего, Котораго они – следы и изменение, прекрати, Владыка, поругания наши.

Евфимий Зигабен (†1118)

Имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению (заменившему) христа (помазанника) Твоего

И здесь можно подразумевать общий глагол: вспомни. Помазанником Божиим называет царя Давида, как мы заметили выше на слова: отложил помазанника Твоего; заменом (заменившим) Давида называет Иехонию и Седекию, которые царствовали вместо (в замен) Давида; и были поносимы по причине рабства, которому подверглись; а удвоение глагола: причиняли поношение, выражает душевные страдания и печаль.

По словам Кирилла: Замен Христа есть смерть и кровь Его, т. е. цена искупления, данная за спасение миpa. Ибо Он дал тало в (замен) тела, и душу в замен души и все существо в замен целого человека. И Афанасия: Сей замен Христов есть тот, который поносили враги жизни иyдеи при кресте, проходя мимо и покивая главами своими. Они поносили Его, думая, что Им овладела смерть. По мнению других замен Христа есть церковь, т. е. верующие во Христа христиане; ибо в замен иудейского сборища Отец дал Сыну церковь из язычников.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

имже поносиша врази твои, Господи, имже поносиша изменению христа твоего

Сими словами изображает, что нечестивые не сынов уже Божиих поносными словами уязвляют, но Самого Бога прободают; и потому просит, дабы защитил честь Свою, не токмо потому, что в лице Его страждет церковь, но и потому, что все хулы, коими оскорбляется простота веры, восходят на Него Самого, якоже Сам у Исаии глаголет: кому поругася враг твой девице, дщи Сионя? и на кого покива главою, дщи Иерусалимля (Ис. 37:22)? По сей причине всех нечестивых нарицает врагами Божиими, яко таких, кои вражески гоня церковь, гонят Самого Бога, под покровительством Котораго она находится. Что касается до втораго члена, где в Еврейском тексте изображено: поносиша следам Христа Твоего, то следы Христовы положил вместо пришествия, как и у Пророка Исаии сказано: коль красны ноги благовествующих мир (Ис. 52:7)! Ибо как Иудеи в надежде будущаго пришествия Мессии терпеливно все бедствия сносили, то нечестивые обращали в смех терпение их, так как бы свидетельство Пророков о пришествии Христовом было не что иное, как одна токмо баснь.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Имже поноси́ша врази́ Твои, Го́споди, и́мже поноси́ша измене́нию христа́ Твоего́.

С Евр.: «Как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы Помазанника Твоего»! Т.е. помяни, Господи, поношение, которым враги Твои поносили Твоего Помазанника, смеялись над Его несчастною переменою, над Его бедствием. «Симмах и Феодотион, – говорит бл. Феод., – перевели так: «поносили следы христа Твоего». А следами Христа назвал царей того времени, при которых было слово о царстве Христовом». По св. Афанасию – под изменением здесь разумеется смерть и кровь Христовы – эта искупительная цена, данная за спасение мира. За сие-то и поносили, предполагая, что Он преодолен смертию».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению христа Твоего

Под изменением нужно разуметь здесь несчастия дома Давидова, которые враги могли насмешливо объяснять, как изменением обетованного Богом Давиду благословения, говоря, что Бог обманул Своего помазанника (царей из дома Давидова), вместо ожидаемого благополучия подставил им бедствия. Ст. 53 составляет заключение третьей книги псалмов. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 50–53 Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей? Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык: имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего. Благословен Господь во век: буди, буди

Здесь псалмопевец еще раз молитвенно взывает к Богу, воспоминая о милостях, как уже дарованных Давиду, так и обещанных потомкам его, а также и о клятве, с которою Господь Бог удостоверял в истине Своих обещаний и тем самым ободряет сердца верующих к надежде на Бога. А далее представляет другое обстоятельство, которое могло способствовать к умилостивлению Бога, именно умоляет о том, чтобы Господь Бог обратил внимание на то поношение, какое рабы Божии, иудеи, принуждены теперь терпеть от нечестивого народа в плену вавилонском, равно как и от других народов. Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах (с евр. «которое я ношу») в недре моем многих язык. Поношение – то же, что «бесчестие», или «поругание», которому нечестивые народы подвергли потомков Давида, я ношу в сердце своем (то же, что в недре моем), потому что и скорби (поношения), как и радости, мы скрываем и носим в сердце. И поношения эти были не от одного, а от многих народов (многих язык). Слово поносиша псалмопевцем употреблено в последнем 52-м стихе двукратно, и в первом случае он как бы желает показать, что поношения, обращенные на рабов Божиих, идут от врагов Божиих (имже поносиша врази Твои, Господи), а во втором показывает, что эти враги порицают изменение Христа Твоего, т.е. помазанника Божия. Под изменением многие из толковников сего псалма разумеют перемену в судьбе потомков Давида, именно, вместо прежней славы и величия наступившие бедствия народа и, в частности, последних царей его, заменивших на престоле Давида, именно – Иехонию и Седекию, которые царствовали вместо (в замене, изменение) Давида и подверглись рабству и тяжкому поношению. В заключение псалмопевец научает нас в скорбях и постигающих нас бедствиях не роптать, не выражать громко своего неудовольствия, но просить Господа Бога о милости, напоминая о благости Его. Он говорит как бы так: что бы ни случилось с нами, каким бы скорбям и поношениям мы ни подверглись, всегда должны хвалить и прославлять имя Божие, – Благословен Господь во век: буди, буди! (в еврейском: «Аминь, аминь»).

Истинная вера и благочестие и в наше время подвергаются нападкам и поношению со стороны нечестивых и завистливых врагов нашего Отечества и Церкви. Позор и несчастие нашего Отечества в последние дни усиливаются еще от того, что разным проходимцам и крамольникам стали подражать в делах низких и бесчестных и православные сыны России, носившие имя благонамеренных граждан и, по-видимому, добрых христиан. Дух неверия и развращения постепенно проникает в массы народные. Злонамеренная и развращающая пресса, поставив своею задачей подстрекать и науськивать читающую публику на Церковь, ее чад и последователей, старается развить и усилить в последних подозрение к представителям Церкви и подорвать доверие к ним. Из городов это неверие переходит и в села, так что теперь и в деревнях наших можно наслушаться речей против веры. Естественное следствие неверия есть дух легкомыслия и нечестия, который состоит в том, что он не щадит ничего святого и божественного, но все смешивает с грязью. Предметами острот и насмешек для нечестивцев являются то Божественное лицо Самого Иисуса Христа, то – Святая личность Божией Матери, то – Церковь с ее священниками, то – святые таинства и молитва. Все это вышучивается и высмеивается, над всем этим слышатся самые глупые остроты и грубые издевательства. Здесь не видно уже никакой веры. А где нет веры, там не может уже быть и никакой нравственности. Этим и объясняется умножение преступлений против нравственности в наши дни.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible