Скрыть
Господи! Ты нам прибежище в род и род.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Господи, прибежище был eси нам в род и род

Желая преклонить Бога на милость, прилично начинает молитву воспоминанием многократно уже оказанных благодеяний. А как благодетельствовал Бог в каждом роде, можно видеть это всякому, обратив внимание на то, что было при Фараоне, что стало при Иисусе, и что было в Вавилоне.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 2-3 Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

Господи, прибежище был еси нам в род и род

Почему это сказано? Потому, – продолжает, – что Ты – прежде твари, объемлешь все вечное протяжение от того мгновении, когда естество века восприяло свое начало, и до того мгновения, когда придет конец; конец же нескончаемого – беспредельность: «прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века», говорит псалмопевец, «Ты еси».

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господи, прибежище был еси нам в род и род

Пророк указывает на всегдашнее попе­чение Божие, разумея под родом и родом не два каких-нибудь только рода, а все. Так как мысленный враг, начиная со времени обольщения, причиненного змеем, во все времена и при всяком об­разе жизни продолжал преследовать своими нападениями род наш, то мы по необходимости должны были искать прибежища у Бога, по­тому что мы не иначе могли спастись, как только борясь против мнимо-сильного с помощью истинно-сильного.

Беседы на псалмы. На псалом 89

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Господи прибежище был еси нам в род и род

Господь прибежищем Иудеев был не в Египте только, но и в пустыне, и при Иисусе Навине, и при Гедеоне, Вараке, Иеффае, Сампсоне, Самуиле и Давиде; сподоблял их всей Своей попечительности чрез Пророков, под управлением царей подавал им всякую помощь. Да и весь человеческий род изрекает слова сии, воспоминая Богу всяческия Его благодеяния, как преложил Еноха, как сохранил божественнаго Ноя – эту искру в роде, когда все возлюбили жизнь зверскую, как, избрав патриарха Авраама, обетовал благословение всем народам. Ибо Господь всяческих, не по раскаянию какому, как осмеливаются говорить некоторые из неверующих, начал благодетельствовать язычникам, но всегда продолжал промышлять о всех человеках. И пророчество научило нас говорить это: «Господи прибежище был еси нам в род и род»; потому что всегда мы имели упование на Тебя, Владыка.

Евфимий Зигабен (†1118)

Господи, прибежище был eси нам в род и род

Выражение в род и род употреблено вместо: в каждом роде. Так перевел и Симмах.

Слова Феодорита: (Бог) был прибежищем Иудеям не только в Египте, но и в пустыне и при Иисусе Навине и при Гедеоне, Вараке и Иефеае и Сампсоне и Самуиле и Давиде и чрез пророков удостаивая их величайшего попечения. И вся человеческая природа употребляла сии слова, напоминая Богу о благодеяниях всякого рода, как Он преложил Еноха, как в то время, когда все возлюбили зверскую жизнь, сохранил для рода искру—божественного Ноя, как избрал пaтpиapxa Авраама и всем народам обещал благословение.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Господи, прибежище был еси нам в род и род

Пророк, отличая сынов Авраамовых от прочих народов особенным преимуществом, прославляет благодать усыновления, котораго по милости Своей удостоил их Бог. Намерение предисловия сего клонится к тому, чтоб Бог ту милость, которую древле явил Он к святым патриархам, паки вознобновил и продолжил к детям их. Итак, не о том повествует здесь, каким образом Бог извел Израильтян из Египта, но каким образом с начала и во все времена поступал со отцами их. Впрочем, прилично нарицает Бога прибежищем их: ибо хотя состояние всех людей непостоянно на земли, но потомки Авраамовы, да и сам Авраам паче других подвержены были таковой участи, когда чрез всю свою жизнь были странниками, или паче изгнанниками. Они скиталися по лицу всея земли до самаго того времени, как отведены были во Египет. Почему нужно было искать им прибежища под кровом крил Божиих, без котораго едва ли могли они почитаться между жителями мира. А понеже Бог чрез все время странствования защищал и покровительствовал их, наипаче когда жили они между дикими и свирепыми народами, претерпевая всякаго рода обиды, то Моисей, превознося сию особенную Божию к ним милость, прилично глаголет: Господи, прибежище был еси нам в род и род, и оную продолжением времени паче и паче увеличивает, ибо более четырех сот лет не преставал Бог хранить их под покровительством Своим.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господи, прибежище был еси нам в род и род

Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же

«Прибежище в род и род» - Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Господи, прибежище был еси нам в род и род

Быстрое вымирание сотен тысяч народа весьма сильно напечатлевало в сознании оставшихся в живых непрочность и шаткость человеческой жизни и страх божественного гнева; они ясно видели, что у них нет никого, кто бы мог помочь им, к кому бы они могли обратиться, кроме Бога; отсюда одушевленное восклицание: Господи, Ты и только Ты, был всегда нашим прибежищем. Прибежище – с евр. «жилище»; человек у Бога, как в жилище, находит себе защиту от бедствий жизни и вместе покой. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси

Словами в род и род пророк, имея в виду прошедшие и будущие поколения богоизбранного народа, начиная от патриарха Авраама и до Христа, чрез Которого получили благословение все народы земли (Быт. 22:18), говорит, что для всех этих поколений Господь Бог являл милость Свою, и они всегда к Нему обращались и будут обращаться за помощью, и Он всегда был и будет прибежищем для них. Потому что Он Бог вечный, который существует прежде образования гор и прежде создания земли и вселенной. Господи, говорит он, от века и до века Ты еси, т.е. не имеешь начала Своего бытия, Ты безначальный, и будешь существовать в вечность (до века), иначе – не будешь иметь конца Своего бытия.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible