Скрыть
Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Не отврати человека во смирение. Этим начинается исповедание. Просит Псалмопевец Бога, чтобы и сам Он обратился после того, как все народы призвал в познание истины. Ты рек, Владыко: возвратитеся, сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша (Иер. 3:22). Итак, поскольку мы обратились, не отврати нас во смирение.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии

А человеческий род, по изменяемости своего естества с высоты благ совлеченный до низости и поползновенности греха, унизился. Посему, говорит Пророк, Ты, Непоколебимый, простри руку поползнувшемуся. Чем Ты по естеству, тем пребывая и для нас, с той высоты, какая у Тебя, «не отврати человека во смирение» греха. Потом Пророк делается служителем Владычного слова и произносит человеколюбивое изречените, говоря: потому что «и рекл еси: обратитеся сынове человечестии». А таковое слово заключает в себе особенное учение; ибо обращено к естеству, и в нем предлагается врачевство от зол. поелику вы, говорит оно, будучи изменчивы, уклонились от добра, то воспользуйтесь обращением снова к добру; и откуда ниспали, туда опять возвратитесь; так как в произволении людей свободно избирать для себя, что хотят, доброе ли то, или дурное.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии

Какое? В божественном Писании указывается много видов смирения: иногда этим именем называется кротость духа: «научитесь, – говорит напр. Христос, – от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29); иногда – смирение, происходящее от на­казания, посылаемого для нашего исправления, почему Давид гово­рит: «благо мне, что Ты смирил меня» (Пс.118:71); иногда – смирение происходящее от наказания муками, вследствие которого наказанный становится достойным позора, как напр., когда говорится о диаволе: «Ты смирил…, как раненного, гордого» (Пс.88:11). Пророк мо­лит отвратить такое смирение от человека, дабы он не был от­вержен Богом, подобно тому как отвержен был диавол. Потому-то Симмах, вместо: «смирение», перевел: «осуждение». Высказав такую молитву, пророк, как и следует, представляет далее Бога отвечающим. «Ты сказал: возвратитесь, сыны человеческие». Если мы обратимся, то не будем повержены в смирение, подобно тому, кто подвергся неисцелимому недугу нечестия.

Беседы на псалмы. На псалом 89

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии

Не отврати человека во смирение

Посему умоляю Тебя, Присносущнаго, вечнаго и всегда бывшаго нашим прибежищем, не до конца презирай нас обуреваемых столькими бедствиями. Поелику Бог Сам осудил Адама на пролитие пота и на труды, сказав: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси: яко земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3:19); то согласно с сим пророческое слово научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят туже молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение.

И рекл еси: обратитеся сынове человечестии

Акила же перевел так: и скажешь: обратитесь, сыны человеческие; то есть, не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежняго лукавства.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии

Не отврати человека во смирение

Различным образом принимается в Писании смирение. Иногда оно поставляется вместо кротость, как в словах: научитеся от Мене, яко кроток и смирен есмь сердцем (Матф. 11:29). Иногда же вместо исправления, происходящего от испытаний, как в словах благо мне, яко смирил мя eси. (Пс. 118:71). А иногда еще в смысле разрушения, как в словах: Ты смирил eси, яко язвена гордаго (Пс. 88:11). Иногда же в смысле подпадания под власть врага, как и в этом месте псалма. Не допусти, говорит, Господи, обратиться в это смирение после того, как я к Тебе прибегнул.

И рекл eси: обратитеся, сынове человечестии

Ты, говорит, сказал: обратитесь, сыны человеческие. Ибо во многих местах Пятикнижия Моисеева Бог говорить это: итак приими нас, обращающихся к Тебе.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 4–5 Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. Яко тысяща лет пред очима твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная

Здесь, во-первых, упоминает о краткости и тленности человеческия жизни, оплакивая бедствия ея, не потому, аки бы хотел состязаться с Богом, но дабы преклонить Его на милость, якоже и инде глаголет: яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы (Пс. 102:14). Течение же жизни нашея сравнивает с кругообращением: ибо Бог, поставя нас на земле, в кратком обращает кругу, и когда дойдем до последней точки, мгновенно к Себе восхищает. Не без причины присовокупляет и оныя слова: яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний. Ибо хотя самый опыт доказывает, что люди, по окончании кругообращения, тотчас выходят из мира, однако не всегда помышляют о тленности своей: ибо выше мира не простирают взора своего. Почему так прилеплены бывают к настоящей жизни, как бы имели жить чрез тысящу лет. Всяк, сравнивая себя с другими, обещает себе самую долговременную жизнь. По сей-то причине Моисей возбуждает нас от усыпления, возводя мысли наши к безпредельной вечности оной, без которыя мы не чувствуем, коль суетна и кратка наша жизнь. Воображение долговременныя жизни есть подобно сну, в котором все мы погружены, доколе размышление о вечности не истребит в нас сея мечты. А как люди в сем случае чрез меру слепотствуют, сего ради представляет им судию Бога, как бы так говоря: Господи, ежели бы человеки всегда в памяти имели оную вечность, откуду взираешь Ты на легкомыслие их, то поистинне почли бы за ничто настоящую жизнь; но понеже не мыслят и не разсуждают, что есть вечность, да еще и добровольно очи свои отвращают от неба: сего ради безумствуют, и день един почитают за сто лет. Сие обращение достойно замечания: ибо Моисей, стужив небрежением людей, относится к Богу, как бы жалуяся, что он с глухими людьми имеет дело, которые и от всегдашних опытов научиться не могут, что они суть люди тленные. За сим сокращает тысящу лет не токмо в день един, но и полагает день вчерашний, который прошел уже. А что уже прошло, то и воспоминания не заслуживает. Что касается до стражи нощныя, то известно, что древние всю ночь обыкновенно разделяли на четыре стражи, из которых каждая состояла из трех часов. Сие подобие присовокуплено для унижения гордости нашей, дабы показать, что пред Богом и тысяща лет ничем не разнствует от трех часов нощных, в которые едва ли знают люди, бодрствуют они или спят.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии

Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Не остави нас совершенно погрузиться в бедственное и уничиженное состояние; ибо Ты сказал: обратитеся сынове человечестии; для избежания от бедствий дал нам средство, чтобы мы обращались к Тебе. Мысль сию Афанас. поясняет изречением пророка Иеремии (Иер. 3:22): возвратитися сынове возвращающиеся и изцелю сокрушение ваша. Не отврати совершенно нас в уничиженное состояние, ибо мы и без того ничтожны пред Тобою, исчезаем от Твоего гнева. Ст. 8. В просвещение лица - открыто пред Тобою. Ст. 9. Лета наша яко паучина поучахуся - как паутина, тянется и скоро рвется. Ст. 11. И накажемся Афан. читает: да приидет кротость Твоя на нас, и накажемся - наказуй нас кротко; мы почувствуем сие кроткое Твое наказание.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии.

Не отврати человека во смирение
, т.е. не допусти, чтобы человек впал в унижение и бедствие. «Пророческое слово, – говорит бл. Феод., – научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят ту же молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение». С Евр.: «Ты возвращаешь человека в тление» И рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Т.е. «не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежнего лукавства» (Бл. Феод.). С Евр.: «И говоришь: возвратитесь, сыны человеческие»!

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии

Человек пред Ним - полное ничтожество. Господь «возвращает человека в тление» - по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии

О если бы Господь не поразил еще больше и так уже довольно наказанный народ, не истребил всех (осужденных на преждевременную смерть) и смиловался над ними ввиду их раскаяния. Не отврати во смирение: под смирением разумеется глубокое уничижение, заключавшееся в наказании преждевременною смертию. Бог требовал обращения людей; в этом косвенно выражено, что Он хочет оказать им милость. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная. Уничижения их лета будут: утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет

При изъяснении сих стихов нужно заметить следующее: 1) против слов во смирение – в «Учебной Псалтири» на полях стоят слова: «во уничижение», 2) слова не отврати человека нужно понимать не в просительной форме повелительного наклонения, а в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, как и в переводе с еврейского (то же – изъявительного наклонения), соответственно всей продолжающейся речи, как-то: Ты был прибежище нам... Ты не отвратил... и рекл еси, и далее (в ст. 8) – положил еси. А говоря далее о кратковременности человеческой жизни, сравнивает ее, в отношении к вечности, во-первых, со вчерашним днем, уже прошедшим (иже мимоиде), и, во-вторых, с нощною стражей. Известно, что у древних восточных народов ночь разделялась на четыре стражи, по 3 часа в каждой. Это последнее сравнение пророк делает для того, чтобы показать, что пред Богом и тысяча лет ничем не разнится от трех ночных часов, о которых люди не знают, как они их проводят, бодрствуют или спят. И потому все выраженное в приведенных стихах нужно понимать так: сколько раз люди грехами своими и беззакониями отвращались от Тебя, Господи, и забывали Тебя, но Ты не отвращался от них. Ты подвергал их наказаниям, но не допускал их до совершенного уничижения (не отвратил человека во смирение). Ты всегда призывал его (и рекл еси) к обращению на путь спасения: Обратитеся, сынове человечестии (ср. Ис. 31:6; Иер. 3:14), т.е. оставьте свои заблуждения, покайтесь и обратитесь ко Мне. Все люди, как существа бренные и слабые, без милости и помощи Божией существовать не могут. На эту-то бренность и ничтожество человека пророк Моисей теперь и указывает, противополагая кратковременной жизни человека вечность бытия Божия: так как (яко) тысяча лет пред очами Твоими, Господи, все равно что день вчерашний, который миновал, и все равно что стража нощная (четвертая часть ночи), – то лета жизни человеческой будут значить еще менее: лета их будут как ничто (уничижения их лета будут). Другими словами: если в Твоих очах тысяча лет не более значат, как один (вчерашний) день, то что другое могут значить немногие лета жизни человека? Они – как ничто. И тут же жизнь человеческая сравнивается с травою. Она яко трава мимоидет, т.е. проходит так же скоро, как трава, которая утром скоро отцветает (процветет) и прекращает свое существование: утром влажная и мягкая, к вечеру она уже падает на землю (отпадет), делается жесткою и засыхает (ожестеет и изсхнет).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible