Скрыть
овец и волов всех, и также полевых зверей,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Овцы и волы вся, еще же и скоты польския

Овцы и волы вся. Этим дает разуметь уверовавших из израильтян. Еще же и скоты польския, — этим означает язычников.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-10 И поставил еси его над делы руку твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли

«И поставил его над делами рук Твоих; все положил под ноги его». Другой (Феодотион): сделал его властителем дел рук твоих. «Все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей». Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): зверей диких. «Птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!». Как беседуя о сотворении, он не только касается горних сил, но низводит речь и к вещам чув­ственным, так, и говоря о чести, дарованной людям, и коснув­шись сокровенных и бестелесных благ, которые исчислены, он теперь особенно останавливается на предметах чувствен­ных, которые представлялись яснее для людей более грубых. На чем же именно? На земной власти, данной человеку. И то чудно, – и особенно отмечено им, – что человека, удо­стоенного чести до преступления, Бог не лишил этой чести и после греха. «Не много», говорит, «Ты умалил его пред Ангелами», т.е. согрешившего Ты осудил на смерть, и однако, после осуж­дения на смерть, не лишил его этого дара. Вот почему, сказав о первом, он потом уже говорит о последнем, чтобы по­казать неизреченное человеколюбие Божие, по которому Он и ума­ленного человека, за собственное его преступление, оставил увенчанным честью славы и не лишил его власти. А если несколько и лишил, то и это было делом Его попечения. До преступле­ния человек имел власть и над дикими зверями; но после преступления эта власть несколько уменьшена, потому что, хотя он властвует над ними и теперь некоторыми искусственными средствами, но со страхом и трепетом. Бог и не всю отнял у него власть и не всю оставил ему; но тех животных, ко­торые годны ему для пищи и работы, оставил во власти его, а более диких – уже нет, дабы человек в борьбе с ними воспоминал о древнем грехе праотца Адама. Таким обра­зом, и из того, что они не вполне подчинены нам, произошла великая польза. И какая нам польза – иметь у себя ручным и подчиненным льва? Какая польза – иметь в своей власти лео­парда? Никакой; но это повело бы только к тщеславию и гор­дости. Поэтому Бог и оставил их вне нашей власти; а по­лезных животных сделал подвластными нам, – вола, возде­лывающего землю, овцу, доставляющую одеяние для наготы телесной, вьючный скот, служащий к перевозке движимостей, птиц и рыб, годных к тому, чтобы стол наш был обильнее. 8. Как иногда кто-нибудь, лишая сына наследства, ли­шает его не всего имущества, но некоторой части, чтобы вра­зумить его, так точно поступил и Бог, или – лучше – не так, а иначе. Когда человек лишает сына наследства, то лишает большей части, а меньшую оставляет ему; а Бог, оставив большую, лишил некоторой малой части, и притом для пользы человека, чтобы он не легко получал все прочее. Но и это есть дело попечения Божия. Чтобы изощрить ум человека, низ­ложить высокомерие и предотвратить неуместную праздность, – так как он, получая все легко, предался бы беспечности, – Бог соединил удовлетворение жизненных потребностей с не­которою трудностью и сделал, что он приобретает и не все с трудом и не все без труда. То, что составляет необходи­мость, Он дозволил человеку иметь без особенного труда и усилий, а что относится к удовольствию, то соединил с тру­дом и усилиями, желая пресечь и в этом излишнюю бесценность. А если кто спросит: какая польза от диких зверей? – то мы скажем: во-первых, они производят в душе человека смирение, делают его деятельным, и, когда он слишком надмевается, напоминают ему о слабости его природы, если для него страшно бессловесное животное. Притом от них полу­чается много лекарств для страждущих телесными болезнями. Кто спрашивает, для чего существуют дикие звери, тот пусть спросит также: для чего в нас мокроты и желчь? Ведь и они, умножившись чрез меру, действуют хуже дикого зверя и причиняют вред всему телу. Также есть в нас гнев и похоть, которые свирепее диких зверей терзают тех, кто не удерживает и не обуздывает их. Что я говорю: раздражи­тельность и гнев, когда даже глаз наш хуже дикого зверя подвергает нас страданиям, уязвляя жалкой любовью? По­этому не будем спрашивать: для чего существует все это, но будем за все воздавать благодарность Владыке. Что розги для дитяти, то зверь для взрослых людей. Если и при стольких опасностях многие доходят до такой надменности, то представь, до какой степени распространилось бы зло, если бы отнять и эту узду. Вот почему и тело наше так устроено – болезненным, страстным, подверженным тысяче бедствий, и земля с трудом отдает принадлежащее ей, и вся жизнь наша сопряжена с уси­лиями. Так как настоящая жизнь есть училище, а покой и праздность губят многих из людей; то Бог сделал нераз­лучными с нею труды и усилия, чтобы ими, как бы какими уздами, удерживать высокомерие души. Впрочем, посмотри, как тварей, и плавающих в водной глубине и летающих в воз­душной высоте, Владыка подчинил тебе посредством искус­ства. Но почему пророк не исчислил всех вещей видимых, растений, семян и дерев? Он в части выразил все, и пре­доставил любознательным самим исчислять это. Потом он оканчивает речь тем же самым, чем и начал: «Господи, Боже наш!», – употребляя те же выражения и прежде изложения, и после изложения. Будем же и мы постоянно повторять их, удивляясь попечению о нас Божию, изумляясь Его мудрости, че­ловеколюбию, промышлению о нас. Это сказано нами в объяс­нение псалма. Если же хотите, то мы продолжим речь состяза­тельную, и спросим иудеев: где младенцы подали голос? Где этот голос ниспроверг врага? Когда имя Божие было чудным? Они не могут указать другого времени, кроме того, которое светлее солнца являет силу истины. Потому пророк и говорить: «взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов», хотя еще Моисей сказал: «в начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Впрочем, против иудеев достаточно и этого, и сказанного выше. Но так как некоторые и из не принадлежащих к обрезанным, подражая и соревнуя им, именно последователи Павла Самосатского, говорят, что Христос существует с того времени, как произошел от Марии, то мы спросим и их: если Христос существует с того времени, то как Он со­здал небеса? Пророк говорит здесь, что один и тот же и устроил хвалу «из уст младенцев и грудных детей», и сотворил не­беса. Если же Он есть создатель вселенной, то Он был прежде небес и не от Марии получил начало, но был прежде Марии. И посмотри на мудрость пророка. Он не только представляет Его создателем, но и создавшим все с великой легкостью: «взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов» – не потому, чтобы Бог имел персты, но чтобы показать легкость создания всего види­мого, и близкими к нам названиями научить нас тому, что выше нас. Подобным образом, когда пророк говорит: «пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли» (Ис.40:12), то означает не горсть, не пядь, но желает представить беспредельность силы Божией. Как же некоторые дерзают говорить, что Сын есть служитель (Бога Творца)? Тот, кто не всю свою силу привел в деятельность, когда надлежало сотворить небеса, – что я го­ворю: всю? – даже не меньшую часть ее, но малейшую, как мо­жет быть служителем? Как Он может быть служителем, если «что творит Он, то и Сын творит также» (Ин.5:19)? Как можно сказать: «также», если один – служитель, а другой Создатель? И как пророк называет эти дела Его делами, говоря в одном месте: «в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук» (Пс.101:26), а здесь: «взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов»? Дела принадлежат не служителям, а совершите­лям, и если кто есть только служитель, то дело приписывается не ему, а совершающему это дело. Следовательно, и прежде сказанное Моисеем сказано о Сыне: «в начале сотворил Бог небо и землю»; и: «да владычествуют они над рыбами морскими» (Быт.1:1,26). Совершивший хвалу «из уст младенцев и грудных детей», Он же и «посетил» человека.

Беседы на псалмы. На псалом 8

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-10 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли

«Умалил еси малым чим от Ангел». Здесь Пророк привел себе на память определение, произнесенное по преступлении, потому что человек умален пред Ангелами смертностию.

«Славою и честию венчал еси его: И поставил еси его над делы руку Твоею». А сие прияло естество наше по вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ибо «благодатию есте спасени», говорит божественный Апостол: и с «Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе» (Еф.2:5–6).

«Вся покорил еси под нозе Его:«Овцы и волы вся, еще же и скоты польския. Птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския». Точным доказательством Твоего человеколюбия и могущества служит и то, что униженное естество человеческое исполнил Ты толикой мудрости, и человек господствует не только над животными земными, но и над птицами и рыбами и над живущими в воде и на суше, придуманными им способами уловляет и на высоте и на глубине, подчиняет себе и летающих по воздуху и скрывающихся в водах. И как владычество над сим даровано вообще всем людям, так Божие Слово, восприяв начаток нашего естества, соделав его собственным Своим храмом, и наименовав собственною Своею плотию, совершив неизреченное единение, возсело «превыше всякаго начальства и власти и господства и всякаго имени, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе» свои (Еф.1:21–22), не овец и волов всех, но всю видимую и невидимую тварь как свидетельствует о сем божественный Апостол, ясно взывая: «умаленнаго малым чим от Ангел видим Иисуса, за приятие смерти, славою и честию венчанна» (Евр.2:9). И несколько выше говорит: «вся покорил еси под нозе Его» (Евр.2:8). И в послании к Коринфянам сказано: «внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, яве, яко разве Покоршаго Ему вся» (1Кор.15:27). Ибо одно несозданное естество, как свободное, изъято от сего покорения. Естество же от несозданнаго приявшее бытие, какое бы оно ни было, видимое или невидимое, подчинено Владыке Христу, и как Богу и как человеку. Такую честь прияло естество человеческое от Бога всяческих. Почему Пророк в заключении псалма повторил самое начало: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли».

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 8-9 Вся покорили ecи под нози его: овцы и волы вел, еще же и скоты польския (скот полевой), птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия (ходящих) стези морския (по стезям морским)

Эти слова также как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. И обладайте рыбами морскими, говорится там, и птицами небесными и всеми скотами, и всею землею (Быт. 1, 28). Сказавши что, вся покорил Творец под ноги человека, пророк начинает перечислять затем по частям это покоренное, упоминает первое всего о более прирученных человеком животных —овцах. Скотами польскими называются обыкновенно все те четвероногие, которые пасутся на полях; скот же есть всякое четвероногое, имеющее вперед и книзу наклоненную голову. Под скотами (скоты сказано, а не скот) пророк разумел без сомнения всех вообще животных, живущих на суше, как ручных, так и диких; потому что все они были отданы Творцем в услужение человеку, и он имел бы власть над всеми и доселе, если бы сохранил прежнее достоинство души. Птицы небесные,—иначе говоря птицы воздушные; пророк употребил здесь название неба в не собственном смысле, вместо воздуха, что встречается нередко и у нас, так как воздух представляется нам разлитым над нашими головами подобно небесному своду. Обратив потом свое внимание на все множество рыб, пророк все это бесконечное разнообразие хочет обнять несколькими словами, сказав: преходящия стези морския, употребляя вместо мужского рода средний, без сомнения он имел в виду тем самым указать на различные роды рыб. Мы толкуем так настоящей псалом относительно простого обыкновенного человека. Между тем по наведении можно изъяснять его и в отношении к человечеству Иисуса Христа, как понимает апостол Павел в своем послании к Евреям. Что такое, как бы так говорит пророк, человечество, воспринятое на себя Богом — Словом, чтобы воспоминать о нем, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. 3,17)? Сыном же человеческим (сын человечъ) пророк назвал Иисуса Христа для того, чтобы опровергнуть учение тех, которые думают, что Христос вместе с Собою свыше принес свою плоть на землю. По той же конечно причине и Сам Господь нередко в Евангелиях называет Себя сыном человеческим, давая этим понять, что Он приготовил себе храм, то есть телесный состав из девственных и чистых кровей Богородицы. Кто же родился от жены, тот по справедливости и называется сыном человеческим, ибо и жена есть человек. Посетил же его, потому что предзрех, говорит, Господа предо мною выну, яко одесную мене есть (Псал. 15,8).— Умалил ecи его малым чимъ от Ангел сказано потому, что Иисус Христос испытывал и жажду и голод, и подвергался действительным страданиям телесным. Венчал его, то есть украсил: славою же, то есть божеством, честию, иначе сказать превосходством пред ангелами, почему они нередко Ему служили; или также честию указываете на то наименование Иисуса Христа Богом, которое усвояют Ему верующие и на то богопочитание, которое они Ему воздают. Вся покорил, как новому Адаму, сохранившему неповрежденными в себе образ и подобие Божие. Далее овцы.—Это по наведению суть уверовавшие во Христа язычники, которых Он разыскал блуждавших до Него на разных горах и на пригорках и собрал их в свой овчий двор. Волы же, это иудеи, несшие на себе тяжелое иго закона Моисеева. А скоты польския, это те, которые, не приняв ни закона Моисеева, ни закона благодати, но служа идолам и блуждая по равнинам и низменностям нисхождения настоящей жизни, не могут подняться на высоту созерцания. Птицы небесныя суть ангелы: рыбы же морския—демоны суть, которые, подобно рыбе, прыгают над волнами настоящей жизни и питаются горечью и соленостию наших нечистых деяний. Все покорятся наконец Иисусу Христу, потому что Ему некогда поклонится всякое колено небесных, и земных, и преисподних. Не излишнее также, думаем, будет предложить и еще одно объяснение слов: умалил ны и проч. То есть, что умалил разумеется—не пред ангелами, но пред славою Бога—Отца. И таким образом место это должно понимать так: Ты, Боже, Отец Господа нашего Иисуса Христа по божеству, умалил Его малым чим пред Твоим достоинством, по причине плотской Его природы. Дальнейшие за сим слова в таком случае должно уже читать так: над ангелами славою и честию венчал ecи Его, то есть больше всякого ангела. Ибо никто из ангелов не получил как имени Божия, так равно и таких служителей, как Христос.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.8-9   овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския

Ст.8-9   овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
 

Овцы и волы вся, еще же и скоты польския и проч. Св. Афанасий, в переносном смысле, под овцами разумеет Израильтян, уверовавших во Христа, под полевыми скотами (с Евр.: «полевых зверей») – язычников, под птицами небесными людей, превозносящихся житейским и людей неразумных, но высокомудренных.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-10 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его: и поставил еси его над делы руку твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи Господь наш, яко чудно имя твое по всей земли

Возвышение Богом человека проявляется как в особенностях его духовной природы, так и в его царственном положении в мире. В первом случае Бог человека «немного умалил пред Ангелами», т. е. человек по своей духовной природе стоит немного ниже ангелов и, как и они, способен к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены животные низшие. В этой способности, приближающей человека к высшему миру духов бесплотных и к Богу, его «слава и честь» пред всем остальным миром. Выражение «не много» в святоотеческой литературе понимается еще в смысле указания на время состояния падшего человека в грехе до восстановления его страданиями Мессии, когда человек, непосредственно в себя воспринимая Христа в таинстве Евхаристии, становится через это даже выше ангелов, так как последние не вкушают Евхаристии. Согласно последнему пониманию выражение «не много» равносильно «на некоторое время», т. е. от падения Адама до страданий и воскресения Спасителя человек стоял ниже ангелов, а со времени Христа он близко стал к последним.

Царственное положение человека в мире обнаруживается в его господстве над всеми остальными видами всего растительного и животного царств: ему подчиняются как домашние и дикие животные, так и хищные птицы, и рыбы в морях. Своим разумом, открытиями и изобретениями человек не только обезопасил себя от всех хищных животных, но и подчинил их себе, сделавшись сам предметом страха для них. Примеры такого господства человека у всех на глазах. 3 стих, заключающей в себе пророчество о временах Мессии, содержащееся в самом историческом факте, показывает, что означенный псалом - прообразовательно мессианский.

архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)

8:6-10. Ума́лил еси́ eго́ ма́лым чим от Ангел, сла́вою и че́стию венча́л еси́ eго́.
И поста́вил еси́ eго́ над де́лы руку́ Твое́ю, вся покори́л еси́ под но́зе eго́.
О́вцы и волы́ вся, еще́ же и скоты́ польски́я,
пти́цы небе́сныя, и ры́бы морски́я, преходя́щыя стези́ морски́я.
Го́споди, Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́.


С пятого стиха по десятый – вторая часть: благодарственное прославление Творца за то величие, за то царственное положение, какое Он дал «человеку и сыну человечу», поставив его над делами рук Своих и малым чем умалив его пред Ангелами. И еще более того, по Богодухновенному прозрению Святого Апостола Павла, за то пренебесное величие, какое дано роду человеческому в Боговоплощении – в Сыне Человеческом, страданиями восшедшего в славу не только для спасения, но и для приведения с Ним в славу и самих согрешивших.

Три особенных благодеяния указывает здесь Пророк, «человеческому естеству оказанных. И, во-первых, говорит, что человек сотворен от Бога столь благородным, что не меньший есть Ангелов, разве малым чем. Во-вторых, что почтен славой и честью паче всех иных тварей, сотворен по образу Божию и по подобию, разумом и свободною волею одарен. В-третьих, наконец, что получил власть и господство над всеми делами Божиими, особенно же над животными, каковы суть овцы и волы и прочие. Ты же примечай, как и плавающие в глубине воды морей рыбы, и возносящиеся в высоту птицы покорил тебе Владыка посредством искусства. Зри, и буди благодарен!»

Псалтирь протолкованная. Том I

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–9 Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его; и поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящыя стези морския

Пророк говорит здесь об особенных благодеяниях Божиих и преимуществах, оказанных человеческому естеству. И во-первых, говорит, что человек сотворен от Бога с такими высокими достоинствами, что разве малым чем не уравнен с ангелами. Далее, он почтен славой и честью выше всех других тварей, потому что сотворен по образу и по подобию Божию и одарен разумом и свободной волей. И наконец, ему дарованы от Бога власть и господство над всеми творениями Божиими, особенно же над животными, каковы суть овцы и волы, птицы небесныя и проч. «Разумной природе, как богоподобной, – говорит св. Афанасий, – Бог даровал господство над всем. И человек, приняв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих» [3, с. 57]. Это господство, потерянное падением Адама, возвращено во всей силе человечеству Христа Спасителя; ибо Отец Небесный «вся покорил под нози его» (Евр. 2:8; 1Кор. 15:27); люди же получают это господство по мере веры от Господа, что доказывается бесчисленными чудесами, совершенными и совершаемыми святыми Божиими человеками именем Господа Иисуса. Еще более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе Его, в Царстве Отца Небесного. Таким образом, слова (объясняемых стихов) псалмопевца в собственном смысле относятся к Спасителю мира, как и относит их св. апостол, и частью к истинно верующим (Толкование еп. Палладия. С. 31).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible