Скрыть
возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Возвещати заутра милость Твою, утром возвещать милость Твою, а ночью непреложность Твою.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь

Пророк повелевает днем и ночью памятовать о Боге. Словом «утром» он указал на день. При этом он предписывает памято­вать об истине ночью, желая возбудить в нас в это время страх и сокрушение. Так как большинство людей пользуется ночью для удовольствий и худых намерений, то пророк желает, чтобы они, вспомнив, как страшна истина Божия для грешников, воздержались от всякого безрассудного дела и преступной мысли, а если в чем-нибудь и согрешат, то чтобы, достигши утра, т.е. с наступлением дня, отнюдь не отчаивались, но, памятуя милость Божию, обратились к покаянию, посредством которого одного только грешники могут снискать помилование. Как же мы должны петь, как должны возве­щать?

Беседы на псалмы. На псалом 91

Феодорит Кирский, блж. (†457)

возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь

См. Толкование на Пс. 91:02

Евфимий Зигабен (†1118)

Возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь.

Сказав выше вообще, что хорошо исповедываться и петь Господу, Давид теперь усвояет сему благому делу благодарения Богу и приличные времена, и говорит, что благо исповедываться и петь, чтобы сими действиями мы возвещали, т. е. пересказывали и провозглашали в утреннее время милость Божию, т. е. что Бог помиловал нас, и не засыпал нас землетрясением и не сжег огнем и не затопил нас водою и не попустил на нас зверей, врагов, убийц, воров и других беззаконных людей, каковые бедствия обыкновенно большею частью бывают во время ночи, и, что важнее всего, Бог не допустил на нас наветов демонских. Сверх того благо и петь Богу, чтобы возвещать ночью истину Его, под каковою истиною Божиею разумей здесь непогрешительность Божию. Сию то мы должны возвещать во время ночи; ибо тогда наиболее побуждаемся к плотским удовольствиям и злым намерениям, чтобы удержаться от таковых склонностей, припоминая себе то, что мы не утаимся от непогрешительного Бога, если сделаем или помыслим что либо нелепое. Можем сказать и то, что утром Давид выразил весь день, как частью целое.

Кирилл говорит, что в сих словах вид переложения, которое исправляется так: возвещать утром и ночью милость Твою и истину Твою. Вот слова его: не думай, что певец в сих словах разделяет силу пения, полагая, что утром должно возвещать милость, а ночью истину. Нет, не то он говорит, но мы должны читать сей стих так: возвещать утром и ночью, то есть, днем и ночью милость и истину. Твою, где; возвещать, значить: проповедовать, иначе прославлять. А. возвещаемая милость и истина Отца есть Христос. Ибо Бог и Отец помиловал нас во Христе и чрез Него научил нас истине, то есть духовному и истинному поклонению и богослужению. Евсевий говорит, что к глаголам: петь и возвещать относится общее выражение: благо, т. е. благо исповедоваться Господу, благо петь имени Твоему, Вышний благо, возвещать утром милость Твою, где правильнее было бы чтение το αναγγελλειν, нежели: του αναγγελλιν; к сему присовокупляет тот же Евсевий: первое дело было исповедываться Господу, второе—петь имени Его на музыкальных орудиях, тpeтьe—возвещать в утренние часы милость Его, четвертое—изъяснять истину Его в ночные времена и это делать не устами только и голосом, но и бряцанием на музыкальных орудиях; ибо на десятострунной, говорит, псалтире, с пением на гуслях. А милостью и истиною назвал одного и того же Сына, внушая и нам во время исповедывания и воспевания Бога возвещать, т. е. проповедовать искупителя миpa Христа; ибо в Нем мы помилованы и чрез Него мы получили познание одного истинного Бога.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь,

Как отрадно славить Господа и весь день воспевать его милости

«Благо есть славить». Прославление Бога, составление и воспевание Ему хвалебно-благодарственных песней, доставляет писателю душевную отраду. Он полон религиозно-восторженного чувства, и выражение последнего в словах и песнях - есть его жизнь и счастье. «Возвещать утром… и… в ночи» - постоянно, целый день быть полным такого настроения.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 2-3 Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь

С исполненным благодарности сердцем псалмопевец заявляет (от имени всего общества), что для него великое наслаждение ревностнейшим и величественнейшим образом прославлять в субботу звуками священной музыки благость Божию (милость) и верность обетованиям (истину). Благо в смысле – сладко, приятно. Заутра и на всяку нощь – всегда, неустанно; может быть, этот псалом пелся в субботу не только при утреннем, но и при вечернем всесожжении. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–4 Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех

Начальными изречениями псалма пророк напоминает израильскому народу, что день праздника (субботний день) должно проводить не в пустой праздности и тем паче не в забавах и мирских увеселениях, а в прославлении имени Божия, говоря так: Благо есть исповедатися Господеви. В этих словах указывается не только обязанность, или долг, человека в день праздника Божия воздавать славу и благодарение Господу Богу, но и его польза, его благо и счастье, его честь и заслуга. «Хорошо, говорит, славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в нощи, на десятиструнной арфе, и на псалтири, и на звучных гуслях!» (по пер. с евр.). Все это хорошо (благо), потому что справедливо и достодолжно приносить Господу Богу жертву хвалы и благодарения; все это приятно и полезно, потому что доставляет высокое удовольствие любящему Бога прославлять своего возлюбленного Спасителя и Господа, и вменяется ему в заслугу; все это достохвально, потому что божественные песнопения и славословия свойственны небесным силам, которым должны уподобляться и люди. «Исповедание, – по словам св. Афанасия Александрийского, – есть песнь во славу Божию соединенная с благодарностью. Мы обязаны приносить благодарение в свое благосостояние всеобщему нашему Спасителю, песнь во славу Божию соединенную с благодарностью Христу, от Которого получили многоразличные благодеяния» [7, с. 730]. Значит, злыми и неблагодарными к Богу являются те люди, которые пренебрегают и забывают свою обязанность исповедатися Господеви, возвещати милость и истину Его. Слова заутра, на всяку нощь не означают срочного времени, в которое должно славословить и благодарить Бога, а указывают как на более удобное время для исполнения этого долга со стороны человека. Как всегда, во всякое время дня и ночи, мы получаем от Бога милость и вразумляемся Его истиною, так всегда и беспрерывно должны возвещать милость и истину Его, как это выражено и в других псалмах (Пс. 33:2, 88:2). Словами четвертого стиха пророк обращается собственно к левитам, должность которых состояла в том, чтобы при богослужении петь и играть на музыкальных инструментах: десятиструнной псалтири, гуслях, тимпане и др.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible