Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения твоя возвеселиша душу мою
Утешения Твоя возвеселиша душу мою. Не оставлял Ты меня не утешенным; но сколько было у меня скорбей, столько получал я от Тебя и утешений, которые печаль мою переменяли в веселье.
Григорий Нисский, свт. (†394)
по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения твоя возвеселиша душу мою
По «множеству болезней», следствий греха, Врачующим нас употреблено над нами равносильное врачевание.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения твоя возвеселиша душу мою
И это дело опытного врача – прилагать к ранам соответствующие лекарства. Под болезнями в сердце разумей или скорбь о собственных своих грехах, рождающуюся от покаяния и сокрушения, или скорбь о благополучии грешников, или же причиняемые нам несправедливо страдания. Всем этим скорбям Бог дарует соответствующее утешение. Для неправедно обижаемых служит новым утешением следующее блаженство Христа: «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10). Сокрушающиеся о своих грехах также находят великое блаженство, потому что «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Те же, кто скорбит о благополучии беззаконников, будут наслаждаться славою, когда первых постигнет гибель: «возвеселится праведник, когда увидит отмщение» (Пс. 57:11). Если же ты назовешь скорбями души, как бы ее болезнями и ранами, грехи, то и для них Христос дает великое утешение: «придите ко Мне, – говорит Он, – все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), и еще: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47).
Нил Синайский, прп. (†430)
по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою
Обучаемым искушениями невозможно совершить путь сей без печали. Впрочем, по миновании искушений и по удалении демонов все таковые, возделавшие в сердцах своих полезный труд и спасительную скорбь, исполняются великой радости, сладостных слез и Божественных помышлений. Ибо сказано: «по множеству болезней в сердце моем, утешения» и удостоверения Божии «возвеселиша душу мою» (Пс. 93:19).
Письма на разные темы. Монаху Евгению
Феодорит Кирский, блж. (†457)
По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою
От Твоей благости получал я утешение, соответственное болезням. Так сказал и блаженный Павел: «якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» (2Кор. 1:5); и еще: «во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, по не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе» (2Кор. 4:8–9).
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения твоя возвеселиша душу мою
Если мы страждем правды ради, Бог непременно проливает Свои несказанные утешения в душу нашу. Мученики с веселым лицом переносили самые бесчеловечные пытки.
Евфимий Зигабен (†1118)
По множеству болезней (скорбей) моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою
По той мере, говорит, как умножались в сердце моем мучения, умножались и утешения, которые дарованы были мне от Бога, и которые увеселяли душу мою. Посему чем больше и сильнее были скорби и печали сердца моего, тем больше и сильнее, по мере оных, были и утешения от Бога; и смотря потому какова была рана моя, подавалось от Бога соразмерное ей врачевство.
Слова безъименного истолкователя: И это свойственно искусному врачу, что он прилагает лекарства, соответственные ранам. А болезнями в сердце назвал скорби о собственных грехах, рождающиеся во время обращения и умиления, или полученные по случаю счастья грешников, или неправедно причиняемых нам напастей; соответственно всем оным Бог подает утешение.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою
«Утешения Твои услаждают душу мою» - обетования, данные Богом в законе о том, что нечестивый непременно будет наказан, а праведник награжден, служили писателю подкреплением и ободрением во время усилившихся его бедствий.
Эту веру свою в восстановление на земле правды и суда он старается вселить и в других, когда в последующих стихах говорит, что Господь истребит всех, живущих злодейством.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 18–19 Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми: по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою
Изречения сих стихов, исходящие от человека, преданного в волю Божию, выражают веру в ту же помощь Божию, о которой говорится в предыдущем стихе (17). Выражением: подвижеся нога моя пророк означает слабость воли и поползновение, колебание ее на путь греха, или нечестия, при виде соблазнов или непозволительных удовольствий. Болезни в сердце – то же, что беспокойства и скорби, болезни душевные. Таким образом, мысли настоящих изречений пророка с достаточною ясностью и полнотой можно выразить так: когда я чувствовал и сознавал, что сам собою я не в силах преодолеть те искушения и скорби, которые неизбежно сопряжены с жизнью человека, тогда я прибегал к милости Твоей, Господи, которая помогала мне, просвещая мысли мои и очищая сердце, так что, хотя и многие беспокойства, заботы и печали обременяли меня, но, получая всякий раз равномерную помощь Твою, я, вместе с тем, немало был утешен этою помощью – утешения Твоя возвеселиша душу мою. Сознание того, что милость Божия к человеку верующему и молящемуся сильнее всех бедствий наших, служит для нас самым сильным и благонадежным утешением (ср. Пс. 85:17).