Скрыть
В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же;

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть

Назвав Бога великим, пророк естественно говорит о величии, – не как оно есть, а как мы в состоянии постичь его из видимых созданий. Псалмопевец говорит в этом случае согласно с пророком Исаией: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Ис.40:22), и еще: «взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис.40:12).

Беседы на псалмы. На псалом 94

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 «Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть». Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте». Он – всех Творец, всех Владыка, всем управляет; в руке Своей содержит тварь, словом создал влажную сущность и сушу; Ему принадлежат верхи гор, хотя демоны тысячекратно убеждают людей неразумных, водружать там капища им.

Евфимий Зигабен (†1118)

Яко в руце Его вcи концы земли.

В руке, говорит, т. е., во власти Христа находится вся земля. Иначе сии слова согласны с словами Исаии: содержаний круг земли (Ис. 40,22); также: кто измерил всю землю горстью (там же 12).

Слова Великого Василия: Мы говорим: в руке, не потому что Бог имеет руки, но чтобы ты знал, что промышляющая о всем сила Его есть содержащая и носящая тело земли. Дидима: В умственном значении в руке Божией покрывающей и всесильной находятся те только, которые своим образом мысли и жизни отделяются от земли; почему и никто не может их похитить, как находящихся в руке Отца и в руке Сына. Eвcевия: Сих концов просил у отца Спаситель и получил оные, как сказано: проси у Меня, и Я дам Тебе народы в достояние Твое, и во владение Твое—концы земли. Концы земли в руке Его, потому что рукою Его управляется все земное, а небесные высоты гор, так называемые несобственно, имеют некоторое превосходство пред земными, поелику составляют как бы стяжание его и жилище царское Его. Григория Нисского: Под землею разумеет созданных из земли людей, а под концами (ее) число людей, увеличивающееся от начала создания их до скончания. Ибо все число и количество людей от начала до конца известно было наперед Богу и находится во всесодержащей Его руке.

И высоты гор Того суть; яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте.

Высокие, говорит, и потому достойные удивления, горы суть творения и создания Божии; равным образом и море есть не только собственность Божия, но и творение Его, и руки Божии сотворили сухую землю, где стихиями земли и моря выразил и прочие содержащиеся на земле и в море творения.

Слова Велик. Василия: Сушею назвал землю, потому что суша есть принадлежность и исключительная часть земли, как воды холодность, воздуха влажность и огня теплота. И каждая стихия соединяется с соседнею с ней стихиею и посредством общего качества имеет соприкосновение с противоположною. Божеств. Кирилла: Какие это зиждительные руки? Одна бесспорно сильная рука Бoжия есть Бог—Слово, другая—Дух Святый, ибо Он зиждительный, а не созидаемый. Видишь ли, как он называет Его Владыкою всего? Слова безъименного истолкователя: высокие горы, т. е. возвышенные в славе и знаменитейшие из небесных суть: начальства, престолы, силы, власти, господства, архангелы и самые серафимы. И все это принадлежит Ему. Ибо Он, как Сын, воссел со Отцем, а они предстоят в служении Ему и в прославлении Его славословиями.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-7 яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли: яко в руце его вси концы земли, и высоты гор того суть. Яко того есть море, и той сотвори е, и сушу руце его создасте. Приидите, поклонимся и припадем ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: яко той есть Бог наш, и мы людие пажити его и овцы руки его, днесь аще глас его услышите,

Предмет воспевания велик: это - Бог, Творец всего мира и его Господин. Он же и Бог преимущественно евреев, которых пасет, как пастух овец. Такое отношение Бога к еврейскому народу открывается из всей его предыдущей истории, равно из дарования закона, данного только ему, чем ясно свидетельствуется, насколько Господь любит и выделяет евреев из всех других народов.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор того суть

В руце Его – во власти Его, в зависимости от Него. Концы земли –концы нужно объяснять не в смысле измерения широты, но глубины; противоположность составляют высоты гор. Низ и верх земли, следовательно, вся земля в Его власти. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–5 Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли: яко в руце его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце его создасте

В этих изречениях пророк указывает, что есть много причин, по которым мы должны достойно восхвалять и прославлять Господа Бога. Во-первых, мы должны прославлять величие Бога нашего, противопоставляя Его мысленно тем ложным богам, которых в разные времена выдумывали себе разные безумные люди, и которые в сущности – ничто, так как «един есть истинный Бог, Который есть Господь и Царь велий по всей земли» (ср. 1Кор. 8:4–6). Во-вторых, мы должны прославлять Бога как Творца и Промыслителя мира, в руках Которого (в руце Его), или, что то же, во власти Его всемогущества, находятся не только вси концы земли (в пер. с евр.: «глубины, или преисподняя, земли»), но и высоты гор Того суть. Следующими далее словами: яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте, – выражает ту же мысль, что Бог не только есть Господь и Высочайший Правитель земли, но и Господь моря, которое Он сотворил и окружил сушею, или песком, в котором оно содержится, как в сосуде. А потому и все люди, живущие на земле и пользующиеся различными дарами и богатствами как от земли, так и от моря, не должны ли воздавать хвалу и благодарение Богу, Творцу и Вседержителю мира, Которому принадлежат и земля, и моря?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible