Скрыть
Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Любящии Господа, ненавидите злая. Предлагается совет искупленным на свободу отвращаться всякого вида лукавства. Хранит Господь души преподобных Своих. Вы, отвратившиеся от лукавого, соделались преподобными; и Господь после этого будет охранять вас от лукавого. Ибо лукавый в собственном смысле есть грешник.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я

Чтобы, найдя чистую лю­бовь, Бог принял любящих как истинных и искренних сынов Своих. Поэтому, кто говорит, что любить Бога, а предается хотя бы и легкому пороку, или любит что-нибудь житейское, тот обманы­вает себя, потому что любовь к этому миру, как говорит Иаков, есть вражда на Бога (Иак.4:4). «Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешника избавит их». Вот какие блага полу­чаем мы от чистой любви к Богу. Мы становимся святыми и име­ем Бога хранителем величайшего нашего сокровища – души, так что не можем впасть в руки врага; а если и впадем, то Бог не оставляет нас, а освобождает, связывая истинного грешника, корень греха – диавола, и дает нам руку, чтобы мы убежали от незаконно восставшего на нас.

Беседы на псалмы. На псалом 96

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Любящии Господа, ненавидите злая». Если любезно вам доброе, то гнушайтесь противоположным. «Ибо кое общение свету ко тме» (2Кор.6:14)? А в слове: «злая» Пророк воспретил все виды порока.

«Хранит Господь души преподобных Своих, из руки грешничи избавит я». Отвращаясь порока и заботясь о житии правом и правдивом, будете иметь попечителем и хранителем Господа всяческих, и преодолеете неприязненных, которые возстают на вас.

Евфимий Зигабен (†1118)

Любящии Господа, ненавидите злая; хранит Господь души преподобных своих; из руки грешничи избавит я.

Господь, говорит, ненавидит злых, и любит добрых. Посему кто хочет любить Бога, тот и сам должен подражать Богу в ненависти к злу и в любви к добру, чтобы подобное соединилось с подобным. Далее Господь хранит души преданных Ему, и избавит их во время скорби их от грешника, который собственно есть диавол, как виновник всякого зла.

Слова безъименного: Невозможно в одно время и одинаково любить и Господа и зло; потому что любовь ко Господу должна усовершаться чрез ненависть и отвращение ко всякому злу, т. е. к каждому порознь пороку, называемому злом. Другой говорит: ненавидьте зло, как противное и враждебное Богу не в существе природы состоящее зло (неимеющее природы не противополагается благой оной Природе, и нельзя предполагать какую нибудь природу в том, что называется злом; ибо мы не представляем ничего подобного, чему могли бы подражать с разумением); но под злом разумеем всякое худое и достойное ненависти дело. Далее не всех, но только души преподобных своих хранит Господь. Итак, если кто злоумышляет против преподобных; то нападения его имеют силу в причинении зла, или смерти телу; а душа остается без вреда и ущерба. Ибо кто не сознается, что души свидетелей истины были хранимы Господом, которого они исповедывали? Вот какую пользу мы получаем от чистой любви к Богу: мы делаемся преподобными и имеем стражем величайшего имущества—души нашей самого Бога, так что мы не находимся под рукою врага.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

10. Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я. 

Т.е. хранит святых своих от лукавого. «Ибо лукавый, – говорит св. Афанасий, – есть в собственном смысле грешник».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст.10-12 Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных своих, из руки грешничи избавит я. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие. Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни его.

Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага

Из этих фактов Божественного покровительства писатель псалма делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в этом залог их счастья («свет сияет»); описанные же случаи чудесной помощи, как памятники Божественной святости («память святыни») и ничтожества идолов должны быть воспеваемы («славьте»).

Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я

Если бы только Израиль всегда был достоин Божественной помощи против язычников, против всех своих врагов! – Поэтому обращение к народу (любящии Господа – верующие в Иегову; язычники ненавидели Его имя) удаляться от греха, так как Бог защищает только праведников; им достанется в удел спасение (свет) и радость.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Любящии Господа, ненавидите злая. Хранит Господь душы преподобных Своих, из руки грешничи избавит я

В этом стихе пророк обращается к тем, которые восприняли радость и веселие в сердцах своих, когда услышали благую весть о близком наступлении Царства Мессии, и, как бы желая приготовить их к достойному вступлению в сие Царство, увещает их так: вы возлюбили Господа и потому возрадовались, услышав о близком пришествии Его, и если желаете быть достойными Его Царства, вы должны возненавидеть (ненавидите злая) всякое зло, всякий грех. Вы любите Господа, а Господь есть Высшая Благость, Высочайшая Святость, с Которою не может иметь общения никакое зло, никакой грех. «Что общаго у света со тьмою?» (2Кор. 6:14). Грядущее Царство Мессии (ст. 2) имеет благость и правосудие в основании Царства Своего, или, как говорит яснее св. апостол Павел: «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим. 2:19). Не бойтесь и в том случае, если какие-нибудь внешние обстоятельства или злые люди увлекают вас на грех или злое дело, надейтесь и тогда на помощь Божию и помните, что хранит Господь душы преподобных Своих, Он и из руки грешничи избавит их.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible