Скрыть
Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Огнь пред Ним предыдет; потому что Божественною Своею силою попалил Он всякое лукавое и сопротивное действование.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Огнь пред Ним предидет и попалит окрест враги Его

Пророк явно упоминает здесь о буду­щем суде, почему и говорит об огне, что он не предходит, а «пред Ним пройдет». Этот огонь попалит врагов его; т.е. грешников, ко­торые суть враги Бога потому, что не слушались Его, когда Он звал, не повиновались, когда Он увещевал, и не хотели прими­риться с Ним, когда Он предлагал свою руку, как свидетель­ствует о том Павел, говоря: «мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). «Попалит вокруг врагов Его». Попалит всех врагов, потому что он не перестанет окружать Его и бежать пред Ним до тех пор, пока не охватит всех виновных. Об этом огне, бегущем пред Судиею, упоминает и Даниил. «Видел я…, – говорит он, – что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним» (Дан.7:9–10).

Беседы на псалмы. На псалом 96

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Огнь пред Ним предыдет, и попалит окрест враги Его». Сие сказано о втором пришествии. Это видел и божественный Даниил. Ибо говорит: «престол Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Река огненная течаше исходящи пред Ним: тысяща тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася» (Дан.7:9–10).

Максим Исповедник, прп. (†662)

Огнь пред ним предидет и попалит окрест враги его

Тот же огонь, который идет пред лицем Господа, попаляя врагов Его, — это энергии Божии. Они отображают Лице Божие, то есть: благо, человеколюбие, кротость и другие подобные качества. Того, кто эти качества усваивает, [Божественные энергии] озаряют, а того, кто отвергает, отчуждаясь от подобия, — сожигают.

Вопросы и затруднения

Евфимий Зигабен (†1118)

Огнь пред Ним предидет, и попалит окрест враги Его

Давид говорит это о времени всемирного суда. Почти то же самое видел и Даниил пророческими своими очами, почему и написал: река огненная текла пред Ним (Дан. 7:10). А враги Христовы суть все те, которые покорны диаволу: окрест же Его, значит: со всех сторон.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

3. Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его.

«Это сказано, – говорит бл. Феод., – о втором пришествии (Спасителя). Дан.7:10». «Божественною Своею силою попалит Он всякое лукавое и сопротивное действование» (Св. Афан.).

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–5 Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление престола Его. Огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли

Словами: облак и мрак, по толкованию блж. Феодорита, почтительно указывается на неудобозримость, невидимость Божеского естества. Как нельзя видеть того, что закрыто облаком и мраком, так нельзя видеть и Бога в существе Его [6, с. 462], и потому святый евангелист Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но те же самые облак и мрак напоминают Того, Который еще на горе Синайской показал Свое явление при даровании Закона (см. Втор. 5:22) народу еврейскому. Сей Господь Бог, Который воцарился, хотя и невидим, как окруженный облаком и мраком, но всегда присущие Ему действия власти и силы Его видимы: они суть правда и судьба исправление престола Его, или, как в переводе с еврейского: «благость и правосудие основание престола Его», и как это выражено в другом псалме (Пс. 88:15). Таким образом, здесь (в ст. 2), во-первых, говорится о невидимости существа Божия, как бы о закрытии Его для нас, под облаком и мраком, и, во-вторых – о вечной силе Его, Божестве, которые, по слову апостола, «чрез разсматривание творений видимы» (Рим. 1:20). И тут же намекается ясно на силу и власть Господа Иисуса Христа, Которые Он проявил в пришествии Своем на землю и в основании Церкви Своей, когда воцарился и совершил праведный суд Свой, по которому победил мучителя диавола, чтобы освободить от него находящихся во власти его людей. А затем, в следующих стихах (3–4), делаются ясные указания на знамения второго пришествия Христова, для всемирного Суда. Упомянув о правде и суде как лучших принадлежностях Царства (престола) Божия, пророк далее говорит, что когда настанет время всеобщего Суда, то огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Почти то же самое открыто было в видении пророку Даниилу, который говорит: «Река огненная текла пред Ним» (Дан. 7:10). «Божественною Своею силою попалит Он всякое лукавое и сопротивнос действование», – так говорит св. Афанасий Александрийский [3. с. 316]. По словам блж. Феодорита, «и Сам Владыка молнии уподобил пришествие Свое» [6, с. 463]. «Ибо, как молния, – изрек Он, – исходит от востока и видна бывает до запада, так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). А св. Афанасий говорит: «Св. апостолы и евангелисты Христовы суть молнии и подобно свету озарили поднебесную» [3, с. 316]. Они, как причастники света Христова, и сами возоблистали в мире и сделались для него светом, как и Сам Христос назвал их: «Вы свет мира» (Мф. 5:14). Сияние сего света не могла не видеть земля со всеми живущими на ней: виде и подвижеся земля, т.е. живущие на земле люди увидели апостолов-проповедников нового благотворного учения, и от радости подвигнулись, произошло между людьми движение от заблуждения к истине, и от тьмы идолобесия к свету истинной веры. Действия невидимой силы Божией выразились далее у псалмопевца (в ст. 5) под видимым образом гор воска и огня. По изъяснению тех же отцов (Феодорита и Афанасия), под горами разумеются здесь противные силы, которые, подобно тому, как воск от приближения к огню уничтожается, исчезают и тают (яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли). То же самое и так же выражено и в псалме 67, стих 3, где «враги Господни», т.е. демоны и служащие им люди, исчезают от «лица Божия, как воск от лица огня».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible