Скрыть
Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да подвижится море и исполнение его. Морем означает настоящую жизнь, по причине горьких в ней забот. Поэтому, она подвигнется с места прежнего своего стояния, т. е. идолослужения.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней

Море с его исполнением (разумеются обитающие в нем животные) колеблется, как мы сказали раньше, по причине торжества. Можешь, впрочем, понимать и так, что оно колеблется от страха пред теми чудесами, какие совершал с ним Господь, заключавшимися напр. в том, что оно приняло не только Господа, ходившего по его водам, но и Петра, или в том, что по повелению Иисуса принесло рыбу, имевшую в себе статир (Матф. 14, 25 д. и 17, 27). То же самое разумей и относительно вселенной с ее обитателями. Чудеса, совершенные Христом и пророками, в состоянии были поразить и поколебать и ее; и действительно, во время молитвы апостолов, как повествует Лука, она колебалась неоднократно (Деян. 4, 31, и 16, 26).

Беседы на псалмы. На псалом 97

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да подвижится» [точнее: да восколеблется] «море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней». Симмах же перевел так: да издадут глас море с исполнением его, вселенная и обитающие в ней. Исполнение пророчества преимущественно можно видеть в многолюдных городах; потому что множество благочестивых людей в церквах уподобляется волнующемуся морю. Сему же подобен и глас поющих. А по переводу седьмидесяти, пророческое слово изобразило движение и изменение населяющих море и сушу; потому что колеблется движущееся, и в движение приходит изменяющееся.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вcи живущии на ней.

Пойте, говорит, победные песни царю Христу, победителю диавола, и вследствие сего да поколеблется море, т. е. пусть восплещет море от радости, как мы сказали и в 95-м псалме, изъясняя слова: да веселятся небеса и радуется земля, да подвинется море и полнота его; итак прочитай содержащееся там изъяснение. То что наполняет море, по мнению некоторых, есть рыбы, наполняющие море, о которых говорится в виде олицетворения, что они подвинулись от радости своей.

Слова Афанасия: Морем означает настоящую жизнь по причине горечи обыкновенных в ней забот. Итак она подвинулась с прежнего своего состояния, т. е. в идолопоклонстве, Феодорита: Особенно можно видеть исполнение сего пророчества на многолюдных городах в которых множество благочестивых народов в царствах уподобляется волнующемуся морю. Таков же голос и поющих.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

7Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней.

Да подвижится море,
 т.е. «настоящая жизнь подвигнется с места прежнего своего стояния, т.е. идолослужения» (Св. Афан.). Или: «Да подвижется к песнопению в церквах множество людей благочестивых» (Бл. Феод.). 

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–9 Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию

Эти последние три стиха почти буквально сходствуют с последними же тремя стихами псалма 95. Как там, так и здесь пророк призывает к подвижности, к общей радости, во-первых, море и все то, что наполняет его, – затем реки и горы. Море, как известно, наполняют люди, т.е. мореплаватели и все живущие на островах морских, а также рыбы и разнообразные морские животные. Сам, воодушевленный радостию и веселием, пророк желал бы, чтобы и все, как живые, так и неодушевленные твари, подобно ему, возрадовались и возликовали общею радостию, чтобы и море шумело (лат. moveatur mare), чтобы и реки, подобно людям, «произвели рукоплескание» (реки восплещут рукою), и горы «возрадовались» в ожидании грядущего Мессии (горы возрадуются от лица Господня), чтобы все они возрадовались и от радости содрогнулись, или, как выражено в другом псалме – вострепетали: «радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2:11). По словам Евфимия Зигабена, «люди получат тогда сугубое удовольствие, одно – по причине первого явления Христова, в которое пришел Он исправить и спасти вселенную, и другое – по причине второго пришествия, когда Господь придет судить землю, воздать каждому по делам его и освободить стихии от тления» (Рим. 8:21). По мнению блж. Феодорита, «пророк не без намерения употребил и то, и другое выражение: идет и имеет придти (греч.). Ибо первое явление доставило людям божественное познание, а второе будет иметь предметом своим суд о делах». Идет судити вселенней в правду, т.е. все народы будет судить праведно, – и людем, т.е. народу иудейскому, – правостию, т.е. по божественному правосудию, как нелицеприятный Судия, Который знает все безошибочно.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible